Году, эдак в 86, привёл я знакомую девушку к себе в гости. Усадил поудобнее в кресло, настроил слайд-проектор и стал показывать слайды пароходов, встретившихся у меня на пути к тому времени. Конечно были и города и берега, но в основном - суда разных видов и мастей.
Спустя много лет, моя любимая жена говорит мне: " До сих пор не понимаю, как я могла высидеть несколько часов глядя на экран с изображением пароходов во всех видах!. Думала, что с тех пор один вид их будет вызывать отрицательные эмоции."
Это я к чему...
Много в мире изменилось. И пароходы, что тогда вызывали удивление, теперь вызывают. порой, ностальгическую улыбку. Но моя страсть их фотографировать не пропала.
Так что теперь вам, уважаемые мои читатели и посетители, предстоит пытка, впервые примененная мной 30 лет назад. И это всего за месяц работы на трассе Северного морского пути, или. как нынче говорит англоязычное сообщество - Northern Sea Route.
Но у вас есть преимущество перед моей молодой гостьей - можно завершить просмотр в любой момент. Да и я малость повзрослел... и сразу всеми фотографиями вас мучить не буду.
Итак, начинаю.
Чтобы не быть голословным, первым делом выдаю заявление СМИ, а именно канала "Россия 24":
"Судно вышло из порта Далянь
Тайцан (Tai Cang) 15 августа и 10 сентября прибыло в голландский Роттердам. Груз - это 19 тысяч 16740 тонн металлических изделий. Корабль преодолел 15 тысяч километров за 33 дня (как они насчитали 33 дня - непонятно!?!?!?). Использование СМП позволило судну выиграть две недели пути по сравнению с традиционным маршрутом доставки грузов из Китая в Европу по морю через Индийский океан и Суэцкий канал (45 - 48 дней). Любая возможность сократить пребывание груза в пути означает существенное снижение издержек для судовладельцев, импортеров и, соответственно, потребителей."
Я немного подправил их текст. И еще добавлю - после Тайцана они заходили в
Бусан (Busan), что в Южной Кореи. При расчете экономии такого маршрута, необходимо учитывать, что судно работает на чистой солярке и потребляет 26 тонн в сутки.
А вот и сам Бусан. Теплое море, зеленые берега. И те самые металлические изделия (детали мостового крана), закрепленные на палубе гонконгского судна "
Yong Sheng". Да, да - судно не под китайским флагом, а под флагом Гонгконга.
1.
Но уже Тихий Океан встречает судно не очень приветливой погодой. Как бы напоминая, что впереди не теплая Африка, а стылая, туманная, ледовитая Арктика. Но слово "ледовитая" у наших китайских коллег ассоциируется, пока лишь, со льдом в холодильнике или стакане - не более того.
2.
На входе в акваторию Северного морского пути их не встречает ни лёд, ни обещанные ледовые лоцмана, ни ледокол ( я в это время пишу
пост о посещении СМП генеральным секретарем ИМО, стоя в Певеке). Посему напряженность возрастает.
Но вот у мыса
Биллингса, рано утром (по московскому времени), из-за угла выплывает долгожданный атомный ледокол, который не даст пропасть на этом неизвестном пути.
Для моряков скажу - на борту у китайцев по трассе СМП были лишь генеральные карты двух-миллионки.
3.
Ну - естественно, первые фотографии...
4.
А вот и показался первый лёд Восточно-Сибирского моря. Коллеги заволновались, что мы им не пересаживаем лоцманов. Скажу по секрету -на фотографиях не видно зыби , что сопровождала нас от самой встречи до сего момента (хотя опытный морской взгляд определит её по буруну и брызгам от идущего за нами парохода).
И посему не было никакой возможности использовать судовые плавсредства для пересадки людей с борта на борт.
5.
Но все-таки мы не допустили такого безобразия, как вход коллег, неопытных в ледовом плавании, в лёд. Положили их в дрейф, легли сами. И начали спуск судового катера.
6.
7.
И вот уже ледовые лоцмана ( а это старпомы с атомных ледоколов) направляются на мостик китайского гонконгского судна.
8.
В этот момент мы можем рассмотреть подопечного поближе и со всех сторон.
9.
10.
Ну, а вот собственно и началась работа. 85% времени проводки мы шли при такой видимости. Как видите дистанция между судами уже совсем другая, чем когда мы шли по чистой воде.
11.
А вот так выглядят детали судов. когда они проходят сквозь туман.
12.
Без тумана - совсем другое дело!
13.
И как поет говорит в одной своей песне Евгений Гришковец - "И настроение моё улучшилось!". Это 3-й помощник капитана. Как потом рассказали наши лоцмана - единственный улыбчивый человек на судне.
14.
Не поверите - это судовой журнал.
15.
Ну вот несколько кадров хорошей погоды и льдов Восточно-Сибирского моря.
16.
17.
18.
Море Лаптевых пересекли не касаясь ледового массива.
19.
А на входе в
пролив Вилькицкого, где ни льда ни земли не было видно даже в радар, встретили плывущих куда-то на Юг медведицу с медвежонком.
20.
21.
А вот "Yong Sheng" на фоне самой северной точки Азии и материка Евразия -
мыса Челюскина.
22.
И льды Карского моря.
23.
24.
На краю последней 100 мильной перемычке опять медведица с детьми.
25.
26.
В более плотном льду дистанцию приходилось держать наикратчайшую. Дабы подопечный мог идти за нами.
27.
Я бы назвал это фото - "Мы сделали ЭТО!"
Не трудно догадаться, где экипаж, а где лоцмана.
Теперь китайские коллеги точно знают, чем отличается лед в морозильнике от морского льда.
28.
И вот уже все позади. Впереди чистая вода Карского моря и дальше - знакомые дороги Европы.
А мы уже вовсю бежим за следующим караваном, ожидающего нас у
островов Мона.
Но это уже совсем другая история.
29.
Использовал фотографии китайских коллег и ледового лоцмана Теницкого А.В.