Наткнулся я на интересный пост. Хочу добавить несколько своих слов перед тем, как вы прочтете оригинал.
Может получится немного сумбурно - не обессудьте.
В торговом флоте никого официально штурманом не называют. Окончившие Российские (Советские) учебные заведения морского флота получа-ли(ют) диплом с названием специальности инженер-судоводитель (ВУЗ), техник-судоводитель (средние учебные заведения). На судне такие специалисты работают в должностях 4,3,2, старший помощник капитана и даже сам капитан.
Правда не все сухопутные люди знают, что диплома учебного заведения маловато для работы судоводителем. Необходим еще и рабочий диплом, выдаваемый капитаном порта на основании учебного диплома и еще много чего.
В прошлом веке рабочие дипломы действительно как-то привязывали нас к штурманам и судоводители имели звания:
- штурман малого плавания,
- штурман дальнего плавания,
- капитан малого плавания,
- капитан дальнего плавания.
С появлением новой системы дипломирования теперь мы имеем звания:
- вахтенный помощник,
- старший помощник,
- капитан.
Отличительной чертой военного флота от торгового в этой части является то, что в ВМФ штурман (часто) лишь прокладывает путь на карте, рассчитывает всякие штурманские задачи для обеспечения мореплавания, вахту же несут офицеры корабля, сдавшие экзамен. Это могут быть артиллеристы, минеры, механики и даже врачи.
В торговом флоте несущие на мостике ходовую вахту - все судоводители по образования (правда был период, когда уходившие из ВМФ минеры, торпедисты получали гражданские рабочие дипломы судоводителей и часть из них работает на торговом флоте судоводителями)
Сразу хочу сказать, что я не хочу ущемить здесь бывших военморов.
Вахтенный помощник, один стоящий на мостике и несущий ответственность за себя, своих товарищей (часто спящих мирно в каюте), судно, груз, чистоту окружающей среды в большинстве своем конечно адекватный и понимающий свою ответственность человек, а часто и большой специалист своего дела. И свято помнит главную идею судовождения:"Считай себя ближе к опасности!"
Но бывают и такие, о чем и речь ниже. Благо обошлось только экономическим ущербом.
Оригинал взят у
grumblerr в
Прошедшему дню штурмана посвящаетсяВот так это обычно и бывает. Тишь-гладь, кайф и расслабуха. И вдруг - бац!
Новенький танкер-химовоз Seachem Osprey, гружёный ксилолом, прошёл Панамский канал и лёг на курс на Южную Корею поперёк всего Тихого океана. Что может быть прекраснее для штурмана, чем почти месячный океанский переход вдали от всяких мерзких навигационных опастностей, скал, рифов и мелей? Но и на этой беспредельной водной поверхности нашлось кое-что, что подпортило тропический круиз.
Вот та самая прокладка. Штурмана определяли место корабля раз в четыре часа - при смене с вахты. В 04.00 заступил старпом. На листе бумаги с километровыми изобатами синел какой-то кружочек с маааасенькой точечкой, надписью Ile Clipperton и цифиркой в скобочках (18). "Ну, подумаешь, глубина 18 метров",- подумал чиф.
Прямо по курсу на радаре светились какие-то точечки. "Ну, подумаешь, дождевые облака",- подумал чиф.
Что он делал потом, мы можем только предполагать. Пил кофе, листал книжку, заполнял документацию или просто откинулся в удобном капитанском кресле и глубоко задумался...
Фак(т) то, что очнувшись от толчка, он увидел с мостика слудующую картину.
Пароход выскочил на этот коралловый аттол
Вот как красиво это выглядело, когда рассвело.
У носового бульба тихо шелестел прибой.
Судно удобно расположилось на пляже одинокого, крошечного атолла, единственного на тысячи миль в округе.
В общем, всё кончилось хорошо. Жертв, разрушений, разлива груза, пострадавших не оказалось. Через несколько дней прилетел вертолёт, затем подошёл французский военный корабль. Ещё через недельку - буксиры и другой танкер. Откачав груз из носовых танков, судно с помощью буксиров сняли с мели. На всё про всё ушло 28 дней.
Ну, за штурманов!