И да - действительно, в ноябре сложилась крайне щекотливая ситуация на трассе СМП. Одна из причин - это увеличение судоходства в Арктике, о котором я писал в сентябре - " Северный морской путь" и октябре " Свобода судоходства в Арктике". Почуствовав легкие условия плавания в акватории СМП многие суда, в том числе и иностранные, и не готовые к плаванию во льдах забыли, что это Акрктика и вода здесь, начиная с середины сентября становится твёрдой. И оказались посреди на краю Северного Ледовитого океана без возможности самостоятельно продолжить свой путь к намеченной цели. Причем часть судов шли на восток, часть на запад. Никто из судовладельцев не побеспокоился заранее - а не заказать ли мне ледокол для проводки моего судна. Или хотя бы спросить - "Эй вы там! А есть свободные ледоколы, чтобы провести моё судно, если оно застрянет?" А ледоколы тем временем занимались своими делами; кто ремонтировался, кто на контракте работал в других районах, кто вообще - далеко. И что интересно - никто из застрявших не подал сигнал SOS (такой сигнал нынче в море не применяется, вместо него есть другие сигналы и способы сообщить о необходимой помощи, но зато всем читателям понятно). Стояли и ждали, и были уверенны, что ледокол придёт и выведет всех на чистую воду.
И действительно - 20 ноября атомный ледокол «Вайгач» ФГУП «Атомфлот» в районе мыса Дежнева завершил проводку каравана, состоявшего из пяти теплоходов: «UHL FUSION», «GOLDEN PEARL», «GOLDEN SUEK», «NORDIC QINNGUA», «NORDIC NULUUJAAK». Т.е. вытащил пять судов, до этого стоявших без движения, на восточную кромку льдов.
Вот так появилась в интернете картинка (автор мне неизвестен, и я прошу прощения у него за её использование):
А в море на электронной карте проходящего навстречу газовоза "BORIS DAVYDOV" (к нему мы еще вернёмся) это выглядело так:
и повести их на западную кромку льдов, которая с каждым днём в Карском море уходит всё дальше и дальше от этого каравана. По пути караван "Вайгача" должен был прихватить застрявших над Новосибирскими островами суда:
да и это еще не всё. Далеко на север от пути следования удрейфовал, зажатый во льды теплоход «Механик Пустошный»
которого вывел из Тикси НЭС "Михаил Сомов", но "Сомов" не ледокол и "Пустошный" не смог идти, был зажат льдом и удрейфовал далеко на север. "Михаил Сомов" смог самостоятельно пройти пролив Бориса Вилькицкого, но тоже застрял во льдах. Итак - задача а/л "Вайгач" провести ДЕВЯТЬ судов. А Арктика никак не благоволит этому предприятию - стоит полярная ночь и морозы далеко за 20 градусов. А от Певека до кромки льдов по кратчайшему пути - 1800 миль (3 333 км).
И тут начинаются чудеса. Нет, конечно. Просто в Арктике без взаимовуручки не обойтись, хотя многие в стране, да и в мире стали часто измерять всё твердой или не твёрдой валютой. Капитаны боясь повредить своё судно или окрика руководства не всегда готовы додуматься оказать помощь меньшему. Но не в этот раз.
он встречался с караваном "Вайгача" шедшим еще на восток, а посему гораздо быстрее оказался в районе дрейфа "Михаила Сомова", который выглядел так:
Что же, газовоз не пролетел мимо:
"Сомов", которому, к стати сказать, уже стукнуло 51 год, смог получить движение и последовать по каналу шириной 50 м остающимся за газовозом. Но "Давыдова" очень ждали в порту Сабетта и он не мог следовать со скоростью "Сомова". А ветер в те дни задувал за 20 м/с. "Сомов" прошел около 60 миль и опять был зажат льдами.
А в то время, когда "Давыдов" добежал до Сабетты и швартовался к причалу:
отклонился от маршрута, чтобы подойти к т/х "Механик Пустошный" и разрушить лёд вокруг его корпуса, чтобы снять сжатия, возникшие в процессе дрейфа судна, ветров и течений. На "Пустошном" уже подходили к концу: топливо, запасы воды и продовольствия. Но на газовозе была закрыта граница и он не мог поделиться ничем. Сразу скажу, что несколько дней спустя, когда караван "Вайгача" встретился с "Пустошным" - его запасы пополнили.
Но забота "Самойловича" над дрейфующими среди полярной ночи во льдах не закончилась. Он проходя мимо, подхватил "Михаила Сомова", и так как газовоз не так сильно ждали в Сабетте - повел "Сомова" неспеша за собой, и в конце концов - вывел почти на кромку, но там уже "Сомов" смог самостоятельно покинуть акваторию СМП и благополучно вернуться в родной Архангельск. Тем самым "Самойлович" помог не только "Сомову", но и "Вайгачу" и его каравану в восемь судов. Ведь останься "Сомов" дрейфовать, включение его в караван замедлило бы продвижение всего каравана. Такой длинный караван в тех льдах, что были у них на пути не может идти ровно, не останавливаясь. На некоторых сложных участках "Вайгач" по очереди проводил суда своего каравана. Но всё закончилось успешно.
Пресс-релиз звучит так: "7 декабря атомный ледокол «Таймыр» ФГУП «Атомфлот» завершил проводку каравана из семи судов (Kumpula, «Владимир Русанов», «Северный проект», «РЗК Константа», «Турухан», «Григорий Шелихов» и «Механик Пустошный»). От западной кромки льдов Карского моря теплоходы самостоятельно продолжили движение из акватории Северного морского пути."
Стоп! Скажет внимательный читатель. Почему "Таймыр"?!?! А потому что - практически у самой кромки ледокол "Вайгач" передал под проводку свой караван ледоколу "Таймыр".
В акватории СМП не осталось заблудившихся, дрейфующих судов. Работа продолжается. Атомные ледоколы: Ямал, 50 лет Победы, Вайгач, Таймыр водят суда в Карском море, Обской губе, Енисейском заливе, здесь же трудятся и дизельные: Капитан Драницын, Диксон, Адмирал Макаров, Обь, Санкт-Петербург. В глубине Обской губы у мыса каменный на Воротах Арктики работают: Александр Санников и Андрей Вилькицкий. В Дудинке - "Дудинка". 12 ледоколов. Им в помощь бежит, подремонтированная в Кронштадте новая "Арктика". А в январе, глядишь и "Сибирь" подтянется.