И начну издали - с Баренцева моря, с его голубым, чистым льдом, где мы приняли под проводку в Обскую губу танкер "Залив Креста". Это здесь для контраста с заключительными фотографиями.
1.
Обогнув м.Желания мы вышли на большую полынью, что образовалась под действием ветров у северной оконечности Новой земли. Но дорога по чистой воде длилась не долго. Войдя в лёд, взяв на буксир танкер, мы удачно пересекли Карское море.
2.
Ведя танкер вглубь Обской губы, у северного входа в морской канал прошли мимо теплохода "Ермак", который грелся в лучах Солнца и ожидал ледокольной помощи.
3.
4.
Закончив проводку танкера "Залив Креста" у строящегося порта Сабетта 2 (проект Арктик СПГ-2), взяли под проводку т/х "Полар кинг", чтобы поднять его малость повыше - к Сабетте.
5.
6.
Оставив "Кинга" у Сабетты, побежали к морскому каналу.
Все рассказываю про морской канал Обской губы и рассказываю. Решил показать на карте.
7.
Канал прорыт на баре Обской губы, среди глубин 9-10 метров, на глубину 14 м, чтобы суда с осадкой 11-12 метров, в том числе и атомные ледоколы "Ямал" и "50 лет Победы", могли входить в Обскую губу.
Нам предстояла непростая задача. Провести танкер "Юрий Кучиев" на выход из Обской губы. Он принял в Сабетте груз - 41 тыс. тонн
газового конденсата, имеет осадку 12 м, и посему не может ходить вне канала, Всё бы нечего, Водили по каналу и его, и его систер=шип "Борис Соколов", и газовозы и кого только не водили.
Но...
Ко входу с юга на канал притащило огромную тяжелую
сморозь, поле оторванного
припая.
НА спутниковом снимке её хорошо можно разглядеть - беловатое пятно на юго-западной оконечности канала.
8.
Танкер "Юрий Кучиев" не такой мощный, как газовозы, но тоже шире ледокола, и
сжатие сильно тормозит его движение во льдах.
Необходимо было подготовиться. И вечером 18 апреля мы начали рубить канал.
Где-то шли медленно без остановок, но где то так:
Click to view
На горизонте ожидает "Юрий КУчиев", когда мы закончим подготовительный этап. Видео ускорено в 6 раз.
Дойдя до конца поля, развернулись и проложили второй канал параллельно первому, На видео, как раз запечатлён момент возвращения.
К утру, когда уже вовсю рассвело, мы подошли к танкеру, развернулись и двинули караван между ранее проложенными каналами.
Возникает резонный вопрос - а зачем сделать аж два канала, а потом ими не пользоваться, а идти между, по целине?
9.
А вот одна из причин..
10.
Очень тяжелый для судоходства лёд. И вторая причина - поляну ветром и течением прижало к берегу и каналы, что мы проложили сдавило. А зона между каналами уже не является монолитом, т.к. при работе ледокола проложившего два канала, образовались трещины между каналами. И ледокол имеет больше шансов идти по целине ходом.
11.
А танкер, идя по одному из каналов - сдвигает лёд на свежий канал ледокола.
12.
Чтобы примерно оценить размеры льдин, что выворачивались у нас под бортом, скажу, что расстояние между стойками леерного ограждения (перила, что идут вдоль борта) - 3 метра.
13.
Помните на первом снимке лёд?
14.
15.
16.
17.
Танкер двигаясь два-три узла, с большим трудом раздвигает эту массу льда.
18.
19.
20.
Единожды "Кучиев" даже застрял, не смог идти вперёд. Пришлось околоть, и после этого наш караван больше не останавливался. Когда вышли из поляны, все облегченно вздохнули. Получилось!
21.
Выйдя на северную оконечность канала, мы развернулись, взяли под проводку газовоз "Фёдор Литке" и пошли на юг. В надежде на выходе из канала пройти поляну по нашим каналам.
Но еще не дойдя к южному краю канала обнаружили нашу "любимицу".
22.
Ветер сменился и поле сдрейфовало на северо-восток. Естественно и каналы ушли с нашего пути, оказавшись за пределами фарватера.
23.
Но наша ночная работа не пропала даром. От нашей работы поляна потеряла прочность монолита, и при новых атаках форштевня ледокола, раскалывалась на более мелкие части, что позволяло двигаться вперёд нашему каравану. Из-за опасений, что крупные обломки поля будут в дальнейшем мешать судоходству на морском канале, я попросил капитана газовоза "Федор Литке" не идти по нашему каналу, а постараться тоже порубить целину. Что он и успешно проделал, не выходя за пределы фарватера. Вообще хочу сказать, что с этим капитаном работать одно удовольствие - просто отдыхаешь при проводке.
24.
Дальше ветер уже завершил начатую нами работу по уничтожению этого препятствия, разломав и разбросав остатки поля. Они хоть и встречались у нас на пути, но уже не вызывали не ужаса, не проблем с движением.