Живая история.

Dec 16, 2018 11:52

Несколько дней назад мне подкинули ссылку на сайт "Живая история Росатома". Участники - живые свидетели рассказывают.
Есть в этой большой истории истории и небольшой вклад атомного флота.

Вот рассказ капитана Баринова Александра Николаевича (полный текст по ссылке) - "Последний рейс "Арктики"



Я родился в Ленинграде. Когда мне было три года, родителей распределили в Челябинск, а потом они перевелись в Снежинск, на закрытое предприятие. Да, я вырос на Урале, а угораздило всю жизнь посвятить морю. В детстве, начитавшись книжек Александра Грина, ходил в судомодельный кружок. Когда две недели был в Москве на каникулах, три раза посетил музей Морского флота.  Видимо, у каждого свое: кому-то нравится небо или еще что-то, а меня всегда привлекали паруса, океан. Хоть Москву и называют «порт пяти морей», я всегда с усмешкой произношу это. Москва - совсем не морской город, а имеет музей Морского флота! Ну, конечно, и министерство Морского флота тоже находится в Москве. Я думаю, что именно посещение музея сыграло решающую роль в выборе профессии. Помню, выпросил у мамы 8 рублей, по тем временам - большие деньги, на картину с парусником, который идет в море под всеми парусами. Она до сих пор висит у меня дома. Картина нарисована карандашом. Очень она меня увлекла. Тогда я шокировал всех взрослых: мол, после окончания восьмого класса поступаю в мореходку, учусь 10 месяцев и ухожу в море. Но потом как-то поостыл и пошел в девятый класс, закончил школу. Родители проявили мудрость и ненавязчиво подвели меня к тому, что надо получать высшее образование. Я им за это благодарен.
...
14 августа. Недолго простояли на якоре. Вернулись в Карские Ворота, к 17.00 провели в обход пятен сплочённого льда очередное судно. И упоминать об этом не стоило бы, и день этот в дневник вносить. Если бы в этот день не родился человек, перед которым многие ледокольщики «сняли бы шляпу». Его уже нет. 8 марта 1999 года он вылетел на свою последнюю ледовую разведку и не вернулся. Разбившийся вертолёт нашли на следующий день. Не стало гидролога Валерия Михайловича Лосева. Это был его последний рейс, после которого он хотел уйти на пенсию. Валерий Михайлович всю свою жизнь посвятил Арктике. Зимовал на Шпицбергене, Диксоне, многие годы летал ледовым разведчиком по всему северу. Член первого экипажа «Арктики». Ледокольщики присвоили ему звание «Лучшего гидролога Советского Союза» - неофициальное, конечно. Лёд он знал, как отличник таблицу умножения, чувствовал его. Такое далеко не каждому даётся. Человек, не имеющий высшего образования, он обладал энциклопедическими знаниями во всём, что связано с Арктикой. Настоящий «арктический волк». Интересный рассказчик. Хлебосольный хозяин. Именно от него многие молодые моряки «заразились» любовью к этому суровому уголку планеты, полюбили свою ледокольную профессию. Он был настоящим другом, наставником, учителем. В каюте его можно было застать, по большей части, с книгой в руках или пишущего. Его пытливый ум и жажда познания, сохранявшиеся до последних дней, вызывали уважение и белую зависть к этому человеку. Награды его можно перечислять долго. Несколько орденов и медалей, звания Почётного Полярника, Заслуженного работника транспорта, Заслуженного работника авиации. Он налетал около 20 тысяч часов (в общей сложности два с половиной года провёл в воздухе). Сегодня ему исполнилось бы 73 года. В благодарность Валерию Михайловичу ледокольщики «Арктики» вышли с инициативой увековечения его имени в географическом названии. Пройдя через определённую, довольно длительную процедуру, эта инициатива завершилась постановлением Правительства РФ о присвоении мысу на берегу Баренцева моря в проливе Югорский Шар, вблизи от места гибели вертолёта, названия «Мыс гидролога Лосева». Моряки ледокольного флота установили на этом мысу памятный крест. Такая есть традиция на севере.
Постоянные "пахари льда"
Не зовут нас к себе города,
Не рисует портреты художник.
Тяжелы мы, как наши суда,
И, как наши суда, мы надёжны.
И в шторма, и в полярную ночь
Не кончается наша работа.
Мы любому готовы помочь,
Моряки ледокольного флота...
...По полям многолетнего льда,
Где рассветы туманные мглисты,
На буксирах ведём мы суда
Словно в связке в горах альпинисты.
И обратно уходим туда,
Где сигналит о помощи кто-то.
Постоянные пахари льда -
Моряки ледокольного флота.

Под эту песню в рейсе сделано слайд-шоу с наиболее удачными фотографиями ледокола и экипажа. А песня, наверное, стала гимном работе.

image Click to view



Андрей Алексеевич Смирнов - "Полярный романтик"



Спирин Александр Михайлович - "Исследователь Арктики"



Абалаков Борис Борисович - "Особый экипаж"



Север, Россия, экипаж, Капитан, моряцкая жизнь, атомный ледокол, мореплавание, атомная энергия, РОСАТОМФЛОТ, память

Previous post Next post
Up