Это последний фотоотчет о рейсах на Полюс с туристами атомного ледокола "50 лет Победы" в этом году.
Но... будут еще фотографии того, что попадало мне (а иногда - не мне) в объектив.
Как ни странно, но к 6-му рейсу на ЗФИ льда стало больше, чем в предыдущем 5-м. Похоже, принесло в проливы архипелага лёд с востока.
Вот так нас встретил
пролив Негри. Над
островом Мак-Клинтока нежно лежала пелена, ставшего уже нам родным, тумана.
1.
На подходах к архипелагу на льду встретили обедавшего хозяина здешних мест. Он уже доедал свой ростбиф, но бросать его из-за назойливого ледокола не собирался.
2.
3.
В этот день, туристы, которых не свалили впечатления в койку (а таких осталось не много), смогли насладиться редчайшим погодными условиями для этих мест и увидеть заврораживающие скалы острова Циглера. Фотографируя их, я всё время вспоминал "Золото Маккенны" .
4.
Фото кликабельно.
А по дороги от ЗФИ на Полюс встретили такой вот плавающий остров.
5.
6.
Но на самом Полюсе, как известно островов нет. И выглядит он так:
7.
На обратной дороге посещение островов ЗФИ было более плотное и детальное. Я впервые высадился на мысе Норвегия
острова Джексона .
8.
Именно здесь провели 8 месяцев
Фритьоф Нансен и Ялмар Иохансен. С 26 августа 1895 по 19 мая 1896.
9.
Пять месяцев назад они покинули уютную кают-компанию "Фрама" в попытке достичь Северного Полюса по дрейфующим льдам Арктики. Но осознав, что на это не хватит ни сил, ни продовольствия, повернули на юг, в надежде на ЗФИ или Шпицбергене встретить какое-либо судно.
"Первую ночь они проспали прямо на камнях. "Не начать ли с крыши над головой?" - предложил поутру Иохансен. "Нет, Ялмар, сначала мясо и топливо." - был ответ Нансена.
На острове не было ничего пригодного для костра: ни чахлого кустика, ни травы, ни плавника - Н И Ч Е Г О. Греть тут могло лишь чадное пламя горящего моржового жира.
Адски трудно было свежевать огромные моржолвые туши. Забравшись в ледяную воду, охотники, перепачканные кровью и салом, кромсали зверя. Когда на берегу выросли прикрытые шкурами кучи мяса и сала, можно было подумать о хижине.
Срывая ногти и кожу, они выламывали камни из замерзшей земли. Сложив стены, они забили щели мхом, натянули вместо кровли замерзшие моржовые шкуры. Ложе устроили из груды камней. Входили, вернее вползали в хижину по узкой, низкой траншее. Когда Нансен вставал посередине хижины, между головой и потолком оставалось пространство, позволяющее провести рукой по волосам. Он мог, не сгибая ного в коленях, улечься поперек хижины, упираясь головой в одну стенку, подошвами в другую. Чего же еще желать?"
"27 ноября Фритьоф Нансен царапает карандашом на грязном от вечной копоти жировой лампы листе бумаги: "Погода ветренная, снег крутит и хлещет тебе в уши, едва высунешь голову из лаза. Серо и пасмурно. Сквозь снежную мглу глаз едва различает у подошвы обрыва черные камни морены, а над ними угадываешь темную стену утеса; куда ни обернись - к морю или в глубь фиорда, -везде та же тяжелая, свинцовая мгла. Ты отгорожен от всего мира, замкнут в самом себе. Ветер налетает резкими швкалами и гонит перед собой снег. А наверху, над гребнем скалы, он свищет и воет в трещинах и углублениях базальтовых стен; эту нескончаемую песню пел он в течение минувших тысячелетий и будет продолжать еще много грядущих. И снег кружит в своей вечной пляске, невзирая на смену времен".(Георгий Кублицкий "Фритьоф Нансен")
Сегодня остатки их "хижины" выглядят так:
10.
Фото кликабельно.
Следующим пунктом нашей программы посещения был
остров Чампа с его сферолитами
11.
и конечно, выдающимся творением архитектора, что создал на северном краю моря Баренца этот архипелаг - мысом Триест.
12.
Но погода в Арктике может мгноваенно менятся не только в худшую сторону. И пока туристы готовились к высадке, перед нами открылась совсем другая картина.
13.
Фото кликабельно.
А стоило развернуть объектив на 90 градусов против часовой стрелки, как другая часть острова и неба над ним выглядели иначе.
14.
Фото кликабельно.
Небо менялось на глазах, и не запечатлеть эти перемены было невозможно.
В левой части кадра - ледник острова Чампа, что на фото 12 и 13 начинается за м.Триест, а в правой - это уже
остров Солсбери.
15.
Фото кликабельно.
Тут я позволил себе немножко побаловаться с цветом неба.
16.
На входе в Кольский залив полярный день уже закончился и Солнце, выходящее из своей спальни, говорило нам : "Доброе утро!"
17.
Счастье наше было не долгим... Уже на середине залива, у Североморска нас встретила непреступная стена тумана.
Когда к нам подошли буксиры для того, чтобы ошвартовать нас к причалу, мы их увидели только, когда они ткнулись, обвешенными
кранцами носами, нам в борт.
18.
И сразу после этого туман рассеялся, и подходили к причалу мы уже в ясную погоду.