Что ещё про вежливость?

May 28, 2008 12:00

В комментариях к предыдущему посту про вежливость известный психотерапевт Михаил Папуш papush выдвинул существенные соображения в защиту вежливости.
Во-первых, вежливость - это, в принципе, сугубо положительное качество, весьма ценное в контексте человеческих отношений: "Вежливость - это забота о том, чтобы не "ронять лица", ни своего ни оппонентсткого, при сколь угодно остром выяснении сколь угодно острых конфликтных тем".
Во-вторых, вежливость может и должна быть используема во благо: "Нужно быть честным, смелым, (в меру уместности) искренним - и вежливым"!
В-третьих, "свобода выражений" и отказ от вежливости очень легко могут привести к усугублению конфликта вместо его разрешения, а также причинить вред отношениям: "Если же "высказывать друг другу все", да еще "пренебрегая вопросами приемлемости формы", - коммуникация может не состояться и цель не будет достигнукта, хотя будет достигнут "сброс", и если людям некуда деваться, они после этого по-прежнему будут общаться, хотя "осадок останется"".
И, соответственно, в-четвёртых, вежливость - это очень мощный полезный ресурс в деле разрешения конфликтов: "Если начинать со "свободного самовыражения", то заканчивается это - психопатией, а "техника взаимной безопасности" ОБЯЗАТЕЛЬНО включает в себя вежливость - как непрерывное поддержание уважения к себе и оппоненту, как внутреннего, так и выражаемого в коммуникации".
Я сразу же могу сказать, что полностью согласен со всеми этими замечаниями. Однако же, в своём тексте я не нападал на вежливость в принципе, я протестовал против её неправильного понимания и, так сказать, злоупотребления ею. Здесь некоторое дополнение к уже высказанным мыслям.
Я считаю заблуждением идею, что вежливость представляет собой некую константу, постоянную черту, присущее человеку качество. Человеческие качества - это характеристики, которыми наделён человеческий организм и без которых он реально существовать не может. Например, не существует человека без роста, возраста, цвета глаз и волос, объёма грудной клетки, окружности талии, и тому подобных параметров. Есть более тонкие и сложные, менее очевидные качества: высота и тембр голоса, определённый почерк, манера улыбаться, привычные действия и движения. Но вежливость не относится ни к одной из этих категорий. Это сложное понятие высокого уровня абстракции, которое характеризует поведение человека, причём не вообще всякое поведение, а поведение в ситуации общения.
Мы называем "вежливостью" очень широкий набор разнообразных форм коммуникационного поведения, если они удовлетворяют сложным и неоднозначным критериям. Интуитивно мы, конечно, легко можем отличить вежливое поведение от невежливого, но если бы нам предложили сформулировать критерии такого отличия, это оказалось бы непростой задачей. Кроме того, в разных странах, культурах, слоях общества эти критерии могут быть совершенно разными. Поведение, которое житель Западной Европы назвал бы вежливым, в Латинской Америке считается отстранённым, холодным и презрительным. И наоборот, то, что называют вежливым в Латинской Америке, в Европе характеризуют как бесцеремонное и вызывающее. Про специфическое понимание вежливости в Азии вобоще можно писать целые книги.
Но в повседневной мы игнорируем эту сложность. Мы говорим "вежливый человек" так же, как говорили бы "высокий" или "сильный". Предполагается, что вежливость есть некое простое свойство или умение человека, которое он может продемонстрировать в любой момент по своему желанию, например, как физическую силу. Нужно просто немного напрячься, и всё! Недаром в обиход вошли фразы типа: "Будьте взаимно вежливы", "Ничто не даётся нам так дёшево и не стоит так дорого, как вежливость". Такие вот универсальные народные рецепты для разрешения конфликтов.
В общественном сознании существует ещё одна тенденция - приравнивать вежливость к сдержанности. Часто считается, что для того, чтобы быть вежливым, достаточно быть сдержанным, то есть "не говорить лишнего", "выбирать выражения", не проявлять сильных эмоций, особенно отрицательных (положительных, впрочем, тоже - как-то некрасиво громко кричать, прыгать от радости и хлопать собеседника по спине), держать при себе своё мнение в разговоре со старшим (по возрасту, по званию, по должности). Безусловно, такой подход рождает многочисленные проблемы. Чаще всего человек сдерживается себе во вред: невыраженные эмоции бурлят внутри и приводят к психосоматическим заболеваниям, невысказанные идеи теряют актуальность и полезность, пассивное согласие с начальством приводит к сбоям на работе.
Не правда ли, это уже выглядит как серьёзное упрощение и даже карикатура? Разумеется, люди высокой культуры и интеллекта имеют о вежливости гораздо более тонкое и глубокое представление, но нельзя обойти тот факт, что это понятие в повседневном общении эксплуатируется именно в упрощённом и искажённом виде.
Попробуем не "покупаться" на обманчивую простоту, а задуматься над более глубокими вещами. Что бы мы могли сказать (с большей или меньшей степенью уверенности) о человеке, который вежливо ведёт себя в разговоре?
1. Он психически здоров.
Принято считать, что большинство людей, страдающих психическими расстройствами, ведут себя невежливо.
2. Он спокоен и чувствует себя комфортно.
Если бы у него болела голова или он сильно хотел бы в туалет, то может быть, просто уклонился бы от разговора. Или, если бы он был подавлен и раздражён, то ему было бы не до вежливости.
3. Он уважает своего оппонента.
Ибо если не уважаешь человека, то чего с ним церемониться?
4. Он заинтересован в положительных для себя результатах беседы.
Если он будет невежлив, то "потеряет контакт" с собеседником, не сможет с ним договориться.
5. Может быть, напротив, ему как раз безразлично содержание беседы.
Он просто поддерживает её формально, "на автопилоте". Вот если бы он был по-настоящему заинтересован, то горячился бы и кричал (уж такой у него характер).
6. Он одобряет нормы вежливости, принятые в обществе, и старается их придерживаться.
7. Возможно, он напуган ходом беседы или поведением оппонента и старается его задобрить
Если бы не испытывал страха, то мог бы вести себя развязно и напористо, как это принято в определённых кругах.
На самом деле вариантов может быть гораздо больше. Каков же вывод? Вежливое поведение - не "просто поведение", это результат взаимодействия множества внутренних и внешних факторов. Первостепенное значение имеют именно эти факторы, а не сама вежливость. Она сигнализирует нам, что эти факторы "в порядке".
В сфере физиологии и медицины можно найти своеобразную аналогию для вежливости, это температура тела человека (прямых сопоставлений, конечно, следует избегать, но определёные существенные связи прослеживаются). Температура - важный показатель состояния здоровья человека. Если со здоровьем всё в порядке, то температура находится в пределах допустимого. На температуру влияют множество факторов, внешних и внутренних. Нормальная температура тела может свидетельствовать о том множество физологических процессов в организме протекает нормальным образом.
Если же температура выходит за пределы нормы, то сигнализирует о неблагополучии. Возможно, в организме повысилась выработка тепла из-за воспаления или инфекционной интоксикации, опухолевого заболевания, эндокринной патологии (например, тиреотоксикоза), перегревания на солнце, приёма лекарственных препаратов. Температура сигнализирует нам о том, что есть проблема, но проблемой является не сама температура, а те факторы, которые на неё влияют.
Таким образом, отметив у человека повышение температуры, мы понимаем, что не всё в порядке и собираемся принимать какие-то меры. Но на что должны быть направлены эти меры? Очевидно, на те факторы, которые обусловливают повышение температуры. Мы назначаем антибиотики или противовирусные препараты, чтобы уничтожить болезнетворные микроорганизмы, воздействуем на опухоль, даём больному гормональные препараты. В результате, когда нормализуются физиологические процессы в организме, возвращается к норме и температура.
Конечно, есть средства, способные повлиять непосредственно на температуру. Иногда сделать это необходимо - когда температура настолько высока, что сама по себе начинает угрожать жизни человека. Так же и отклонения от вежливого поведения могут быть настолько вопиющи, угрожающи и разрушительны, что необходимо сделать хоть что-то, что вернуло бы диалог в приемлемые рамки.
Но представьте себе лечебную тактику, которая сводится к тому, чтобы постоянно измерять температуру и держать её в пределах нормы. Что получится? Картина видимого благополучия, отличный температурный график, вроде бы сигнализирующий о здоровье. А что же в это время происходит на более глубоком уровне, с теми факторами, о которых мы упоминали? Видимо, ничего хорошего: болезненные процессы продолжаются, дисбаланс нарастает. Этот подход неадекватен в принципе. Например, снижая температуру при инфекционных заболеваниях, мы помешаем организму успешно бороться с инфекцией (повышенная температура замедляет размножение болезнетворных микроорганизмов, а некоторые из них убивает). Происходит то, что я писал в предыдущем посте: мы пытаемся жёстко зафиксировать параметр на одном уровне, а в это время на другом уровне происходит резкая разбалансировка.
Всё написанное мной о температуре, на мой взгляд, относится и к вежливости. В целом бесполезно сосредотачиваться на вежливости, как на "основном параметре", игнорируя более глубокие факторы, от которых она зависит. Недостаточно потребовать от человека "просто быть вежливым".
Признавая полезность вежливости для урегулирования конфликтов, всё же добавлю несколько слов о подходе, основанном на иных механизмах. Такой подход иногда стихийно изобретают супруги, довольно долго живущие вместе.
Вокруг конфликта надо установить содержательные, пространственные и временные рамки. Это значит определить, что обсуждение посвящается исключительно конфликтной теме, будет происходить в определённом месте в течение отведённого времени. В этих границах действуют особые правила общения, временно "отменяющие" вежливость. Речь не идёт о "боях без правил", можно лишь особо не заботиться о корректности, темпераментно спорить, свободно выражать эмоции, не считаться с субординацией, употреблять скоропалительные оценочные суждения, высказывать обиды и претензии. При этом участники конфликта помнят, что это - своего рода "игра", потому не обижаются всерьёз и не "прячут камень за пазухой". Они соглашаются с тем, что этот тип общения не будет распространяться на другие стороны их жизни.
В принципе, иногда сама возможность высказать всё, что "накипело", снимает необходимость это высказывать. То есть, предохранительный клапан для выпуска эмоций запланирован, но необязательно будет использован. Или же после "выпускания пара" ("отстоя пены") появляется возможность конструктивно беседовать. Кроме того, искренность и свобода высказываний сближает людей, делает общение более непринуждённым.
Когда обсуждение заканчивается, тема исчерпывается, истекает отведённое на дискуссию время, люди возобновляют общение по обычным для себя правилам. Их отношения за пределами конфликта остаются без изменений.
Разумеется, на практике эта техника значительно сложнее, здесь описан лишь её контур. Однако сам принцип, я думаю, ясен.

взаимоотношения, коммуникация

Previous post Next post
Up