Пустошь на Брянщине

Mar 20, 2017 00:11

О трагической судьбе деревни Волохи Почепского района Брянской области.

Посвящается моей покойной бабушке - Ефросинье Стефановне Третьяковой(1932-2015), женщине,которая всю свою жизнь оставалась предана месту, в котором родилась и выросла. Она всю жизнь трудилась в колхозе,"ходила по наряду", была дояркой и, покинув родную деревню Волохи, потом с особой любовью вспоминала о родных местах и старом времени.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.



Антонина Стефановна Третьякова, Алина Безверхая, Ефросинья Стефановна Третьякова(1932-2015) напротив нашего дома в Волохах. (Фото нач.2000-х)


Душистые поля, некогда возделываемые трудом сотен крестьян, ояровели. Деревенские дворы, в которых велась бойкая жизнь, где летали стрекозы и бабочки, где из палисадников доносились запахи цветов, где жители собирались за душевной беседой, исчезли. Кладбище заросло крапивой. И даже разбитая, расхлябанная дорога не доходит сюда. И нет здесь не то что человека, но даже следов его бытования, былой жизни, детского смеха и оживленных разговоров в свежий летний день. Жизнь в этих местах заглохла. Природа взяла свое.



Алина Безверхая(нач.2000-х)



Алина Безверхая и Виктория Райковская(1987-2006)(нач.2000-х)

С тяжелым чувством рассматриваешь залитые солнцем картины деревенской идиллии в запыленных альбомах, с тяжелым чувством понимаешь, что этот самобытный пласт русской культуры утрачен, что уже никогда не сможешь насладится деревенским утром, чистой росой и опьяняющим запахом цветов, незамысловатыми обоями в цветочек и кружевными занавесками.



Из окна нашего дома. Фото Алины Безверхой(нач. 2000-х)



Фото Алины Безверхой(нач.2000-х)



Фото Алины Безверхой(нач.2000-х)

И действительно - пустошь, нет ни людей, ни домов. Стёжки и дорожки, по которым бегали табуны гусей и стада овец, сейчас в непролазных зарослях. Луга и поля, на которых паслись коровы и желтели хлеба, заросли.



Близ деревни Волохи. Фото 2005 года

А ведь Волохи - это деревня с более чем 300-летней историей, она известная с 1676 года как владение Ф. Ходкевича. В Смутное время эти земли отошли Польше, и лишь в середине XVII века Россия смогла их вернуть. Но польское правление в этих местах все-таки оставило свой след. Помещиков здесь издавна называли панами, а их детей - панычами. Название соседней вымершей деревни Рудня, означающее «плодородный», происходит из польского языка. С названием Волох сложнее - оно частично романского происхождения. С украинского языка «волох» означает «румын», с польского языка - «итальянец», с германских языков - «чужеземец», с наречий закарпатской Украины и Молдавии - «пастух».



Ефросинья Стефановна Третьякова, Мария Трофимовна Третьякова(1907-1996), Светлана Безверхая, Антонина Комарова у пруда в Волохах. Фото 1970-х гг.



Фото 1960-70-х гг.

До революции Волохи входили в состав Воробейнской волости Черниговской губернии, преобладающим населением были русские. С 1929 года в составе Почепского района. Еще в 1914 году в упоминаемой деревне Рудня с участием моего прадеда - Константина Елисеевича Третьякова была выстроена большая одноэтажная деревянная школа. По воспоминаниям моих родных, она была огромных размеров, квадратной формы, выстроена из больших и длинных брёвен на высоком кирпичном основании, с широкими высокими окнами и железной крышей. Это было простое, но приятное здание. В конце советской эпохи(1980-90-ее), когда деревни начинали умирать, число учеников снизилось, и в конце концов школу закрыли. Люди, даже не думавшие о ценности старинного здания, пережившего разорительные годы войны, растаскали школу на бревна и кирпич.



Близ деревни Волохи. Фото Алины Безверхой(нач. 2000-х)

В 1980-90-х гг. из российских деревень начался отток населения. Волохи и ближайшие к ним деревни - Рудня, Березовка(Кобели), Кувшиново(Кукшиново) не стали исключением. Далекий путь к деревням - более 7 километров от крупного населенного пункта, болотистая местность, распад советской власти, еще как-то державшей здесь хозяйство, и, наконец, желание новой, лучшей, городской жизни, убили это место. Еще в начале 2000-х в Волохи приезжала мои бабушки, мама и сестра. Когда-то в высокое дерево с большими ветками, находившееся во дворе нашего простого, зеленого цвета с резными белыми наличниками дома, попала молния и дерево пришлось спилить. Каждое лето на него прилетали гнездиться аисты. Но в этот раз птицы не нашли своего дома. Они сели на ЛЭП, подождали немного и облетев наш дом, словно прощаясь, улетели и никогда больше не возвращались. Так и с жителями Волох. Места эти становились все пустыннее и опаснее. Почти все уехали, продав свои «хатки» на дрова. В 2005 году моя бабушка, Ефросинья Третьякова, горячо любившая свою родную сторонку, последний раз посетила деревню и была вынуждена оставить ее навсегда. Дом продали на дрова, но так и не смогли полностью разобрать, он остался гнить без крыши.



Наш дом в Волохах. Сидят:Антонина Третьякова, Елена Пальтова, Алина Безверхая и Ефросинья Третьякова.(Фото Светланы Безверхой, нач.2000-х)



Антонина Комарова и Алина Безверхая. Фото нач.2000-х


Ефросинья Третьякова(1932-2015) и Алина Безверхая. Фото нач.2000-х

Ныне от старинной русской деревни Волохи не осталось и следа - все приметы некогда бойкой жизни исчезли. Я очень сожалею, что это прекрасное место постигла страшная участь запустения. Здесь многие века возделывали хлеба, рождались и росли огромные семьи(у моей прабабушки Марии Трофимовны Третьяковой было 9 детей). Здесь случались невзгоды и печали. Здесь переживали войны, неурожаи и смены власти. Место, где волновались желтеющие нивы, где по ветрам разносились старинные песни. Место, которое пережило Великую Отечественную войну, но не пережило нового времени.
Я никогда не был в деревне Волохи, но полюбил ее как второй дом - Родину моих предков.



Близ деревни Волохи. Фото Алины Безверхой(нач. 2000-х)
Previous post Next post
Up