Господин Камерун. Искушение ритмом. Часть первая

Apr 13, 2010 22:27


Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010
Первое утро десятого года начинается в деревне пигмеев, куда мы приезжаем в кузовах пикапов, опыленные дорогой. Пигмеи - пигмеи - слово это я слышал с детства, оно носило (как мне казалось) несколько ироничный характер, и в то же время звучало очень далеко и нереально. Но теперь мое детство было куда дальше, чем несколько десятков появившихся вдруг вокруг небольших черных людей с совершенно первобытными выражениями лиц.



Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Александр Иванов
Вообще говоря, настоящее название этого народа - бака, пигмеями их называть не совсем верно. Есть еще другие народности, которые величают пигмеями - например лайла, живущие на юго-западе камеруна, в районе Криби.
Итак, мы приезжаем в эту деревню, где нас окружают маленькие люди с широкими ртами, выпуклыми челюстями, глубоко посаженными глазами и коротко остриженными черепами. Бака очень узнаваемы и совершенно непохожи на прочих африканцев. И своим видом и своими манерами и своим бытом они очень напоминают первобытных людей, так как мысленно рисует их себе современный человек. Они до сих пор зачастую живут в шалашах их веток и листьев, женщины ходят с голой грудью, исповедуют странные, архаичные верования.

Альбом: камерун. Саша и Таня

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Татьяна Юринова
Они затачивают передние зубы, отчего те начинают напоминать клыки дикого зверя. Зачем? Для красоты, отвечают бака. Когда я начал говорить с ними, впервые я ощутил пропасть, разделяющую «цивилизованного» человека и «дикаря». Не хватит никаких слов или жестов, для того чтобы описать их быстро меняющиеся выражения лица, демонстрирующие все базовые эмоции человека за насколько секунд, их порывистые, цепкие движения, их глаза, в которых обезоруживающая наивность сочетается с потайным глубоким знанием. В отношениях с белыми и «цивилизованными» черными низкие, худые бака никогда не заискивают, никогда не пытаются вызвать жалость к себе, даже когда хотят денег, что выгодно отличает их от многих собратьев по континенту.

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Татьяна Юринова

Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010


Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010
После демонстрации строительства шалаша, пигмеи бака принялись танцевать. После того, как зазвучали барабаны, постепенно в танец стали ввязываться все - независимо от того, являлись ли они танцорами, которые получают за это деньги или нет.

Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010

Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010
Музыка здесь - где нет телевизора, плеера или даже приемника - это праздник и главное развлечение.

Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010

Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010
В разгаре танца один из самых активных участников подскакивает ко мне, тряся в руках пятнистой шкурой дикой кошки, которую он бросает на землю. Держа ее за один из концов, он создает рукой легкий тремор, чем заставляет трепыхаться шкуру так, словно ее несчастная обладательница находится сейчас внутри. После этого он немного приподнимается над ней и активно тычет в шкуру пальцем, то ли привлекая мое внимание к чему-то, то ли требуя чего-то, а может и то и другое одновременно. Он чередует эти движения с периодическим потряхиванием шкуры на земле, ни на секунду не прекращая монотонного танца. «Он просит у тебя денег! Кинь денег на шкуру. Это традиция! Кинь хотя бы тысячу» - кричит мне наш гид Сами. «Может им табаку лучше насыпать?» «У меня есть табак для них. Кинь им деньги!» Я порылся в карманах, но из мелких нашел только пятьсот франков, с которыми и расстался. Сами, покачав головой, докинул еще пятьсот из своего кармана на дрожащую шкуру кошки. Тут же несколько человек принялись обтанцовывать драгоценную шкуру, топча босыми ногами вокруг нее под дружный бой барабанов. Все это запутанное действо развертывалось еще примерно минут десять, после чего этот человек объяснил, что он лекарь и шаман, а шкура ему нужна для врачевания, а также для поиска утраченных ценностей. «Вы приходите ко мне. Вы говорите: «я потерял деньги!». Я смотрю на нее». Он стал водить пальцем между пятен. «И вот я вижу, где вы их потеряли!». Человек был похож на душевнобольного, но племя, похоже, демонстрировало ему некоторое уважение, что, правда, трудно сказать наверняка, так как по моему наблюдению пигмеи бака не особо внимательны к субординации. Когда его переводили, он растерянно озирался, словно не понимая, чего от него хотят.

Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010
Наш гид Сами задержался для переговоров с бака и оплаты. Садясь с ним в джип, я заметил, что он чем-то раздосадован. «У пигмеев есть одна большая проблема», сердито заявил он. «В чем?» «Их проблема в том, что у них полно проблем».
«Радостной» новостью для нас явилось то, что нам необходимо было платить за фотографии в парке, причем сумма за аппарат, помноженная на количество человек и помноженная на количество дней, приближалась к 200 евро. Я распорядился отвезти меня в поселок, где находился офис начальника парка. Два с половиной часа вежливой, но напористой дипломатии в пыльном бетонном помещении за столом помогли нам сэкономить 192 евро, после чего мы погрузились на джипы и поехали в сторону Нджембе - восточной границы парка Лобеке. Одна машина осталась в Мамбеле, потому мне, Сами, одному участнику группы и паре проводников пришлось залезть в кузов пикапа, чему в общем мы, разумеется, не расстраивались. Красная грунтовка пролегала через густой и очень высокий лес, при этом было достаточно светло, так как дорога была широкая, а вечер очень ясный.

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Татьяна Юринова
Я ехал в кузове, в белой маске, предохранявшей от пыли нос и рот, напевал песни Боба Марли и наблюдал за вечереющими джунглями. Над дорогой время от времени пролетали экзотические птицы с длинными хвостами, на деревьях прыгали обезьяны, замирая и смотря нам в след, огромные белые петли лиан свешивались между деревьями.
Со временем дорога поменялась. Мы свернули с основной трассы налево и поехали по узкой лесной дороге. Ветви и лианы были в лицо и по рукам, что заставляло меня и моих спутников постоянно увертываться и пригибаться, прячась за кабину, как в компьютерной игре. Вдруг меня охватила волна восторга - огромное мохнатое существо, нескладно, но очень быстро перебежало нам дорогу. «Горилла?!» «Горилла», подтвердил один из проводников парка с улыбкой. Я ощутил сильный прилив энергии, хотя до этого конечно видел горилл в зоопарке, в том числе и в Африке. Здесь был их настоящий дом.
Нджембе представляет собой лагерь на берегу реки Санга. Санга - величественная спокойная река, украшенная буйными мангровыми зарослями по обоим берегам, разделяет Камерун, Конго и Центральноафриканскую республику.

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Татьяна Юринова
Эта река относится к бассейну Конго, то есть является притоком реки Конго - одной из основных артерий континента, на берегу которой я стоял в Браззавиле почти ровно два года тому назад.
В лагере мы разместились в отдельно стоящих двухместных бунгало, в которых верхнюю половину стены заменяла сетка. За счет этого достигался эффект присутствия в открытом лесу. Животных здесь было столько, что лес просто гудел, а проводники запрещали нам перемещаться после темноты по тропинкам между бунгало без сопровождения. Мы вымылись в небольшом лесном ручье, после чего отдыхали в ожидании ужина, когда один из проводников пригласил нас следовать за ним. Он подвел нас к определенному месту, сказал остановиться, а сам посветил фонариком в чащу между двумя бунгало. Нашему взору предстал лесной слон, который, не торопясь, лакомился свежими листьями небольших деревьев, произрастающих тут. Проводник тут же выключил свет, пояснив, что слон может испугаться и убежать, и нам пришлось довольствоваться ощущением его присутствия, сопением и чавканьем. Время от времени мы включали ненадолго свет, чтобы рассмотреть нашего ночного гостя. Он закладывал хоботом в морщинистый рот свежие листья и всем своим видом выражал полное удовлетворение.

Ночью я лежал на кровати в своем бунгало, слушая несмолкаемые звуки леса сквозь сетку. Я думал про завтра, про послезавтра, обдумывал намерения и планы, мысленно считал оставшиеся деньги, обдумывал ошибки… У животных в лесу не было планов. Они не думали про ошибки, не имели счета в банке, не чувствовали ответственности. Они скорее всего даже не думали о том, что завтра будет новый день, а потом снова ночь. Звери жили сейчас, гудели, сопели или спали, потому что сейчас темно и в этом был их инстинкт. Мысли отпустили меня и я заснул.
«Ночью приходил слон» сообщил мой сосед утром. «Он ходил с твоей стороны. Я не стал тебя будить». На следующий день мы бродили по лесу в поисках горилл и слонов. Время от времени один из проводников заводил нас в чащу, наказывал вести себя потише, и быть по возможности незаметными, ложился на землю и призывал гориллу. Он выл, хрипел, ломал кусты, изображая самку, подзывающую самца. В какой-то момент из чащи выскочило некое существо из рода кошачьих - здесь его называют «тигр», но оно более напоминает миниатюрного леопарда - и спешно ретировалось. Шорохи в окрестных кустах явно указывали на присутствие крупного зверя, но, видимо, животное не осмеливалось подойти ближе к такой армии людей. Мы все же были очень заметны, несмотря на попытку одеться во что-нибудь камуфлирующее.

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Александр Иванов

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Татьяна Юринова
На следующее утро к нашему берегу пристала длинная широкая пирога, приводимая в движение мощным двигателем.

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Татьяна Юринова
Сев в белые пластиковые стулья, мы отчалили и начали свое движение вверх по течению в сторону Центральноафриканской республики. Через некоторое время мы пристали к противоположному берегу скинуть какие-то коробки. Это была деревня в Конго - в этой стране я прожил полтора месяца, правда очень далеко отсюда. Деревня, к которой мы причалили сейчас, была на самом северном конце страны.

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Татьяна Юринова
Мы двинулись далее. Мангры кое-где прерывались двориками домов, выходивших к самому берегу. Дети выбегали из них и с воплями махали нам руками. Изредка навстречу нам выплывала лодка с парой рыбаков на борту, а один раз подплыла пирога вооруженных автоматами людей - в такие минуты осознаешь вдруг, то означает быть безоружным. Люди поздоровались, осведомились о наших намерениях и, получив ответ и пожелав удачи, уплыли восвояси.
Я сошел с лодки в деревне Либонго, где располагался пост Камерунских пограничников. Он находился в глубине деревни. Я шел с лодочником по пыльным улицам. Чем-то окрестности напоминали дикий запад - широкая дорога, одноэтажная застройка, долгие взгляды местных… Погранпост - сарай без дверей, настолько непохожий на здание аналогичного назначения на границе России и Финляндии - уже не мог меня удивить. Фотографировать его все равно не стоило, поэтому я привожу фотографию соседнего, аналогичного здания.

Альбом: камерун. Саша и Таня
Автор фото Татьяна Юринова
Сонный пограничник начал ставить штампы и записывать данные паспортов. На середине этого дела он оттер пот со лба, согнал мух, вздохнул и пожаловался мне, что это очень тяжелая работа и он очень утомился. Я понимающе покивал. «Вы бывали здесь ранее?» спросил он, закончив с паспортами. «Да, много раз», соврал я и без лишних слов положил на его стол 22 тысячи. Конечно, он рассчитывал, что я дам больше денег, но я четко знал, сколько платит здесь местный. Он вновь вздохнул, кивнул и пожелал мне удачи.

Скоро я вновь сошел на берег, на этот раз в Центральноафриканской деревне Лиджомбо - поставить штампы въезда. Здесь торги был более яростными, и долго я стоял в кругу черных джентльменов, объясняя им, кто мы такие, и почему больше мы не заплатим. Наша лодка стояла на солнцепеке, и группа наблюдала за детворой и подростками, купавшимися в реке. Было похоже, что они весь день торчат в воде, как бегемоты. Они кричали, боролись, опрокидывали друг друга в воду и, похоже, были вполне довольны жизнью.
Мы покинули пост уже ранним вечером, и скоро выпили немного виски из пластиковых пакетиков, которые мой спутник закупил еще в Либонго. По вкусу этот виски был полной дрянью, но эффект имел прекрасный. Мы бороздили Санга, распевая песни из отечественных кинофильмов и весь репертуар питерской группы Tequilajazzz, в основном в моем исполнении, покуда тьма сгущалась вокруг нас. Лодочник, в лице которого угадывались пигмейские черты, был мастером своего дела и твердо вел лодку в кромешной тьме.

Альбом: Путешествие по Камеруну 2009 - 2010
С песнями и шутками мы наконец причалили к Доли Лодж, лагерю, расположенному в парке Дсанга-Санга, ЦАР. Нас встречали.

Камерун, этнография, культура, первобытные племена, африканские барабаны, африканский танец, Африка, приключения, путешествия, пигмеи, экватор

Previous post Next post
Up