Усадьба Михалково

Jan 14, 2019 18:00

    Проезжая по внешней стороне МЦК, на станции Коптево можно увидеть верхушки двух готических башенок. Долго я на них заглядывался, а потом включил их в маршрут поездки по трём московским усадьбам. Удовлетворил своё любопытство. Оказалось, что там весьма интересное место. Сами башенки относятся к усадьбе Михалково, но есть там ещё и остатки строений старой суконной фабрики, правда производственных уже практически не осталось, а вот казармы и дом директора дожили до наших дней. А ещё там есть парк с прудами.



Кратко об истории места. Первоначально владельцем земель был С.Ф. Третьяков. При нём здесь была пустошь - незаселённое место, потом земли перешли к Дашковым. Самой известной представительнице этого рода была Екатерина Дашкова - президент Российской академии наук. Перед отъездом за границу, Екатерина передала имение своему дяде - графу Н.И. Панину. При Дашковых здесь уже был деревянный господский дом и некое подобие парка. Дальше усадьбой владел П.И. Панин, который оставил наиболее заметный след в облике усадьбы. Пётр Иванович Панин участвовал в Русско-Турецкой войне и прославился в ней взятием крепости Бендеры. В память об этом событии он и решил возвести башни у въездов в усадьбу на манер крепостных башен.
    Авторство приписывают Баженову, так как по архитектурному стилю башни напоминают постройки в Царицыно, Петровский дворец. Возле каждых ворот были построены каменные флигели, которые впоследствии достраивались-перестраивались. Главный усадебный дом располагался между западным и восточным флигелями и был деревянным. От него не осталось ничего, буквально пустое место. Даже карандашных набросков мне найти не удалось.

2. Западные ворота и восточный флигель. Именно эти башни видны с МЦК.


К сожалению, территория усадьбы обнесена забором и ворота открываются не для всех. Но, в принципе, через забор всё нормально просматривается.

3. Южные парадные ворота больше других напоминают крепостные башни.


4. Западные ворота в точности повторяют восточные.


От усадьбы кроме ворот сохранились 4 флигеля.

5. Западный флигель, находится на огороженной территории.


6. Юго-восточный флигель выходит на улицу Михалковскую.


Вот интересно мне. а когда был построен 2-й этаж? Если я правильно понимаю, металлические стяжки в конструкции зданий стали применять ближе к 2-й половине 19-го века.Получается, что и первый этаж этого флигеля построил не Панин? Или это результаты реконструкции 1840-го года? А третий так вообще надстраивали уже после 1917-го года? Много загадок... У трёх других флигелей стяжек я не обнаружил.

7.


8. Юго-западный флигель. Викимапия пишет, что в здании сейчас хостел, но я в этом не уверен.


Из элементов ансамбля в парке есть ещё две симпатичные беседки. Но к готике их отнести сложно. Здесь проглядывает уже нечто древнегреческое.

9. Одна в глубине.


10. А вторая на берегу пруда. Она, скорее всего, выполняла роль пристани или купальни, а может и того и другого вместе.


Беседки не так давно отреставрировали, а чтобы скрыть недостатки реставрации, их покрасили, хотя изначально они были из красного кирпича и белокаменных колонн и руста. При Панине были ещё и оранжереи, экзотические фрукты из которых подавались на барский стол.

11. Непременными атрибутами усадеб, кроме парков, были пруды. Здесь их целых пять. Два старых усадебных - Верхний и Нижний Михалковский, копаные, наполняются водой от родников. Получается, что они не проточные, застойные, но карася летом здесь ловят.


С тремя Головинскими - Большим, Малым и Верхним не всё понятно. Они проточные, стоят на Головинском ручье. Судя по лестнице, спускающейся от беседки, уровень этих прудов в 18-м веке был таким же, как и сейчас. Конечно, в те времена и реки и ручьи были полноводнее, и, скорее всего, ручья вполне было достаточно для поддержания уровня трёх достаточно больших прудов. Но теперь в Головинском ручье течёт, в том числе, и волжская водичка. Он является частью Лихоборской обводнительной системы, по которой вода из Химкинского водохранилища двумя путями поступает в правый приток Яузы Лихоборку. Часть воды сбрасывается из Верхнего головинского пруда в Большой Садовый пруд в Петровско-Разумовском, и впоследствии через речку Жабенку попадает в Лихоборку. Другая часть через Малый и Большой пруды попадает в речку Норишку, правый приток Лихоборки. В Википедии попадается информация, что Лихоборка вытекает из Головинских прудов, но это не так. Исток Лихоборки находится недалеко от Долгопрудного.
    Надо сказать, что эти Головинские пруды не единственные в Москве с таким именем. Есть Головинский пруд и в Лефортовском парке. Своё название пруды получили от деревни Головино, вошедшей в состав Москвы в 1960-м году. Впервые село упоминается в начале 15-го века. Его наименование связано с родом Ховриных-Головиных, которые владели этой местностью. Иван Владимирович Голова-Ховрин - родоначальник фамилии Головиных, был внуком Григория Ховры, в честь которого получило своё имя Ховрино. Боярин Иван Владимирович получил прозвище «голова» так как был крестником Ивана III и занимал видное положение при великокняжеском дворе. Память о деревне сохранилась в названиях современного района, шоссе, кладбища и прудов. Да и Григорий Ховра поделился своей кличкой-фамилией с названием московского района и железнодорожной станции.

12. Мостик через протоку между Малым и Большим прудами.


Кстати, о кладбище. Здания на дальнем плане стоят как раз по границе Головинского кладбища. В рекламе апартаментов смело можно писать "тихие, спокойные соседи".

13. Судя по не замёрзшему участку, течение в Головинском ручье достаточно приличное, чем и пользуются кряквы.


И ещё немного о воде. По планам строительства "водных колец" начала 1930-х годов в паре сотен метров от Верхнего Головинского пруда должен был пройти судоходный Северный канал, соединяющий Химкинское водохранилище и Яузу. Из всей системы был построен только Сыромятнический гидроузел, да подняты и облицованы гранитом берега Яузы ниже Оленьего вала. Были даже зарезервированы земли под его строительство. Сейчас его трассу можно угадать по деривационному каналу на Выборгской улице, широкому Коптевскому бульвару и каскаду прудов на ВДНХ.

Сын Петра Панина Никита в 1797-м году продал усадьбу Ивану Алонкину. После этого усадьба начала приходить в упадок. Алонкин продал часть земель купцу Турченинову для строительства ситценабивной фабрики, а усадьбу он продал Дмитрию Грачёву. С этой фамилией мы уже сталковались в усадьбе Ховрино. Грачёвы - ситцевые короли, владели Ивановскими мануфактурами. Ткацкое производство они решили наладить и здесь, на базе турчаниновской фабрики. Так усадьба из дворянского гнезда стала превращаться в рабочий посёлок. Вода из прудов стала использоваться для технологических нужд, деревья в парке вырубили, оранжереи разрушены. Флигели стали использоваться для хозяйственных нужд.
    Заниматься производством - дело хлопотное и неблагодарное, потому потомки Грачёва пригласили профессионального управляющего - немца Вильгельма Августа Йокиша. Здесь он стал Василием Ивановичем. Йокиш перевёл фабрику на производство более выгодного товара - сукна.
В 1861 году, сразу после отмены крепостного права, Йокиш выкупил у Грачёвых четвёртую часть сельца Михалково: флигель с кладовыми и всю территорию фабрики, озеро и часть пруда, где находился помост для мытья шерсти, а также корпуса для жилья рабочих и другие служебные помещения. Постепенно Йокиш выкупил всё Михалково, Грачёвым остался только главный дом, который был разрушен в 80-е годы 19-го века. Для рабочих были построены казармы, больница, магазин, библиотека, школа и театр. Получился целый городок со всей инфраструктурой.

14. В 1871-м году по проекту архитектора Каминского Йокиш построил для своей семьи дом.


Дом хоть и был выстроен в стиле эклектики, но в ансамбль усадьбы вполне вписывался.

15. После революции в доме был устроен детский сад, а сейчас общежитие для гастарбайтеров.


16. Когда-то у здания было шикарное крыльцо. По виду - чугунное литьё.


17. Казарма суконной фабрики, сохранённая в первоначальном виде.


18. Построена из кирпича завода Воронина.


19. Вот эти три здания за деревьями практически неотличимы от привычных всем сталинок.


20. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что это тоже казармы с надстроенными двумя этажами.


21. В местах, где облезла штукатурка, видно, что нижние этажи из красного кирпича, а верхние - из силикатного.


22. Поражает запас прочности казарм. Из здания более чем вековой давности, да ещё с надстроенными позже этажами делают элитные лофт-апарты "Парк Плаза"


23. Бывшая сторожка на входе в фабричный посёлок. Сравните с современными будками охранников.


24. Ещё одно здание фабричной инфраструктуры.


Затрудняюсь сказать, что здесь было, может быть больница, а может быть и школа. Не так давно в здании был пожар, следы которого ещё заметны на чердаке.

После революции "Товарищество тонкосуконной мануфактуры Йокиша" было переименовано в "Тонкосуконную фабрику имени Петра Алексеева". В народе она звалась просто "Петрашка". Революционер Алексеев не имел никакого отношения к фабрике. После 1933 года усадьба использовалась исключительно под нужды суконной промышленности. Во время Великой Отечественной войны был вырублен дубовый парк, а территорию раздали под огороды. Из-за подъёма уровня воды в прудах стали гибнуть прибрежные деревья и разрушаться фундаменты ближайших зданий. В 1960-е годы Михалково вошло в состав Москвы, вокруг усадьбы и непосредственно на её территории началась промышленная и жилая застройка.
Реконструкция усадьбы, проведённая в 2017-м году, тоже нанесла серьёзный урон экосистеме. Михалковские пруды были спущены и чистились бульдозерами, т.е. вся экосистема прудов была уничтожена. Были повреждены корневые системы 300-летних дубов, вырублены другие деревья. Но башни, флигели и беседки привели в порядок, правда не совсем соответствующий их историческому облику.
    Ну а что же сама тонкосуконная фабрика? А фабрики больше нет. Ещё при советской власти снесли многие старые фабричные постройки, на их месте возвели бетонные коробки. В лучшие времена на фабрике работало 1200 человек. В 2011-м году фабрику обанкротили, теперь территория предназначена под жилую застройку. Планируется строительство лофт-апартов. Но дух старика Йокиша показал застройщику кукиша. Застройщик обанкротился.

25. Успели построить только один страшненький дом.


26. Главный фабричный корпус со стороны улицы сейчас затянут плёнкой, а раньше он был таким. Архитектор Дмитрий Сухов, начало 20-го века.


27. Ещё одно из фабричных зданий. Сейчас, скорее всего, не сохранилось.


Пишут, что приезжали потомки Йокиша посмотреть на фабрику, так их внутрь не пустили.

Пройдёмся ещё немного по парку.

28. Противоосколочный пулемётный колпак на берегу пруда. Здесь был построен ещё один рубеж обороны Москвы с северного направления. В качестве естественного препятствия были пруды. А чтобы противоположный берег лучше простреливался, на нём вырубили все старые дубы.


29. Забавное дерево-арка. Растёт из двух мест.


В парке есть ещё памятник Зое Космодемьянской и чернобыльцам.

30. Рядом с усадьбой сохранился бывший ДК фабрики Петра Алексеева.


31.


32. Но более интересный ДК находится на другой стороне железной дороги.


33. Это бывший ДК железнодорожников. Конструктивистское здание построено в 1935-м году. Сейчас стоит заброшенным.


Другие усадьбы в моём журнале
Москва
Алтуфьево
Ховрино-Грачёвка
Свиблово
Московская область
Талицы
Глинки
Алёшино
Королёв:
Любимовка
Мальце-Бродово
Подольск
Дубровицы
Ивановское
Поливаново
Щапово
Тверская область
Митино
Василёво
Липецкая область
Пальна-Михайловка

Головинский район, стяжки, казармы, усадьбы, старые фабрики, Москва, клейма, клубы

Previous post Next post
Up