Поклонный крест был установлен в Черноголовке в 2016-м году, в створе сквера Памяти героев Великой Отечественной войны, на незастроенной стороне Центральной улицы. Установлен в память Новомучеников и Исповедников Российских. И это не просто крест, а целая композиция, у каждого элемента которой свой смысл. Планировалось построить на этом месте храмовый комплекс, но вот уже 8 лет прошло без всякого движения.
Поклонный крест представляет собой пространственную монументальную композицию: подиум 10х10 метров с тремя ступенями с четырёх сторон. В центре расположен канонический восьмиугольный православный крест на Голгофе (высота креста 5м, Голгофа - 1,5).
2. Крест сориентирован по сторонам света строго по православным канонам
3. Крест представляет собой довольно брутальную строительную конструкцию, более характерную для рубежа 19-20 вв., когда электросварка ещё не получила широкого распространения. Здесь видна имитация заклёпок и соединения прутков металлическими лентами, имитирующая тюремную решётку. Авторы задумали крест ещё и как хранилище камней, привезённых с расстрельных полигонов.
На момент освящения креста в него уже были помещены камни из Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, посёлка Гремиха в Мурманской области. Во время освящения на Голгофу был возложен камень, привезённый с Бутовского полигона.
11 ноября 1917-го года Советом Народных комиссаров был принят декрет о ликвидации сословий и гражданских чинов. Спустя 100 лет был освящён крест с аллегориями четырёх наиболее пострадавших от красного террора сословий: духовенства, дворянства, крестьянства и городских обывателей.
4. Уничтожению духовенства посвящено распятие с безмолвным колоколом, прикованным цепями к стальному швеллеру, как символ запрета проповеди Христовой.
5. На другом постаменте зажатое между двух швеллеров напрестольное Евангелие, которое нельзя открыть - аллегория табуирования и запрета христианской литературы, уничтожения дворянского сословия и царской семьи.
6. На третьем распятии изображён сноп хлеба, стянутый цепями и стальными балками как аллегория уничтожения крестьянства.
7. И наконец на распятии, олицетворяющем мещанство, изображён лагерный рельс, подвешенный на столбе ограждения лагерной зоны. Ударами в такой рельс поднимали на работу узников лагерей. Это метафора подневольного рабского труда, на который были обречены миллионы ремесленников и заводских рабочих.
8. На каждом малом распятии присутствует пальмовая ветвь, как символ встречи Нового Завета и Новомучеников и Исповедников земли русской в 20-м веке.