Новодевичье кладбище. Часть 1. Жертвы авиакатастроф

Dec 02, 2024 18:36

    В воскресенье провёл пять часов на свежем воздухе. В такую мрачную пасмурную погоду лучше, чем на кладбище, место для прогулок найти сложно. Потратил на Новодевичье весь световой день, но, как это часто бывает, немного времени не хватило. Рассказ о посещении кладбища будет в нескольких частях, каждая по своей теме. Начну с захоронений и памятников погибшим в громких авиакатастрофах, надолго вошедших в историю отечественной авиации и страны в целом.

Самолёт АНТ-20 "Максим Горький" строился как агитационный, он должен был показать мощь советской авиационной промышленности. 3 апреля 1934 готовый самолёт вывезен на аэродром. 24 апреля он принят специальной комиссией. 17 июня лётчик-испытатель Михаил Громов выполнил первый полёт.



    Просуществовал самолёт чуть больше года. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Лётчик ЦАГИ Н.С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н.П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полёта. Перед Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах, а также выполнить несколько фигур высшего пилотажа. Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Через некоторое время, согласно предварительной договорённости с кинодокументалистами, Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20.
    Истребитель Благина врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол. Погибло 49 человек, в том числе Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров - сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей.Киносъёмка катастрофы исчезла, однако была показана в документальном фильме "Тайна гибели самолета «Максим Горький»".
    Советская пресса возложила всю вину на Благина, нарушившего дисциплину и самовольно совершившего фигуру высшего пилотажа, приведшую к катастрофе. Тем не менее, Благин был с почестями похоронен вместе со всеми жертвами трагедии. Вдове и дочери Благина была оказана помощь: они получили новую квартиру, дочь была переведена в новую школу; вдове, дочери и одному из родителей Благина назначены пенсии по утере кормильца; семья была окружена заботой и вниманием местных партийных руководителей.
В 1938-м году был построен ещё один, усовершенствованный, экземпляр самолёта с модифицированными двигателями. Он налетал 272 часа и тоже потерпел катастрофу, в этот раз по вине пилота. Погибли все 36 человек, находившиеся на борту.

2.


3. Памятник погибшим при крушении дирижабля "СССР-В6" расположен у стены Новодевичьего монастыря.


В предшествующем катастрофе году дирижабль, изготовленный в нынешнем Долгопрудном, установил мировой рекорд длительности беспосадочного перелёта. Он находился в воздухе 130 с лишним часов, пролетев за это время 4800км. В феврале 1938 года экипаж В6 готовился к перелёту Москва - Новосибирск. В это время пришло сообщение о том, что льдина, на которой дрейфовала экспедиция И.Д. Папанина, раскололась, и требуется эвакуация экспедиции. Дирижаблисты обратились к руководству СССР с просьбой направить дирижабль для выполнения этой задачи.
    5 февраля 1938 года в 19 часов 35 минут В6 вылетел из Москвы. 6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов дирижабль приближался к станции Кандалакша. Последняя радиограмма дирижабля была получена в 18 часов 56 минут.
    Полёт проходил на высоте 300-450 метров (а затем около 200 м) в сложных метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, плохая видимость. Металлические части конструкции дирижабля обледенели. Дирижабль столкнулся с поверхностью земли в 150 м от вершины Небло-горы, не обозначенной на имевшейся у экипажа полётной карте-десятивёрстке выпуска 1904 года. Возник сильный пожар. Из 19 членов экипажа погибли 13, трое получили лёгкие ранения, еще трое остались невредимы.
    На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила, что дирижабль потерпел катастрофу в 18 км западнее станции Белое море. Cо станции Кандалакша на помощь воздухоплавателям пришли спортсмены-лыжники и пограничники. Оставшиеся в живых аэронавты были доставлены в больницу Кандалакши.

4.


5. Памятник погибшим в катастрофе Ан-22 18 июля 1970-го года. Но захоронения здесь нет, это кенотаф.


31 мая 1970 года в Перу произошло катастрофическое землетрясение[исп.], в результате которого погибли около ста тысяч человек, а многие города оказались разрушены. В связи с этим советским командованием была поставлена задача по оказанию помощи перуанскому населению. В числе прочих эту задачу выполнял и базировавшиёся в Иваново 81-й ВТАП, в котором имелись тяжёлые транспортные самолёты Ан-22 «Антей». Протяжённость маршрута полёта составляла свыше 17 тысяч километров, поэтому, в связи с высокой продолжительностью полёта, самолёты управлялись двойными экипажами. К тому же это позволяло подготовить больше экипажей для полётов по международным воздушным линиям.
    18 июля Ан-22 с бортовым номером СССР-09303, пилотируемый экипажем заместителя командира 2-ой АЭ майора Бояринцева, выполнял один из таких полётов. С грузом продовольствия, медикаментов и с 22 людьми на борту пилотируемый экипажем Агеева самолёт вылетел из исландского аэропорта Кеблавик (Рейкьявик) и направился к следующей остановке на маршруте - Галифаксу (по другим данным - Сидни), но через 47 минут после вылета в 14:30 «Антей» исчез. На очередной сеанс связи экипаж не вышел, на вызовы не отвечал и ни в один из аэропортов на маршруте не прибыл. При этом никаких сообщений о возможных неисправностях с борта самолёта не поступало. Для поисков пропавшего борта 09303 были даже привлечены самолёты НАТО, а из Советского Союза с этой же целью прибыл Ан-12. Но всё, что удалось обнаружить, это фрагменты крышки люка контейнера спасательного плота и обрывки упаковок медоборудования. Таким образом официально был сделан вывод, что произошла катастрофа и все 22 человека на борту при этом погибли. В истории Ан-22 это первая катастрофа.
    Причины: по изучению найденных обломков был сделан вывод, что пожара на борту не было. Причина катастрофы так и не была установлена. Среди возможных версий назывались взрыв на борту, либо столкновение с аэростатом. В научно-популярной литературе иногда приводятся недостоверные сведения о том, что «Ан-22 исчез в районе Бермудского треугольника», однако это не соответствует действительности, так как катастрофа произошла над Северной Атлантикой между Исландией и Гренландией.
    По версии комиссии Министерства авиационной промышленности СССР, на эшелоне произошёл взрыв наддутой избыточным давлением грузовой кабины (см. также: Катастрофа. После катастрофы борта 09303 полёты самолётов Ан-22 с наддутой грузовой кабиной были прекращены. В ходе расследования произошедшей через 5 месяцев катастрофы Ан-22 борт 09305 в Индии, причиной которого стало отделение одной из лопастей винта, комиссия МАП пришла к мнению, что в случае с бортом 09303 также произошло отделение лопасти воздушного винта, которая пробила фюзеляж, вызвав взрывную декомпрессию. Это была первая катастрофа Антея, и какой-то статистики ещё не было. Не было и возможности изучить обломки самолёта, т.к. они вместе с членами экипажа и пассажирами покоятся на дне Аталнтического океана.
    В память о погибших таже установлен памятник в столице Перу Лиме.

6. Крушение самолёта Ил-18 советских ВВС при заходе на посадку в аэропорту Белграда (Югославия) 19 октядря 1964-го года, в результате которой погибла советская военная делегация, летевшая на празднование 20-летия освобождения Белграда от немецких оккупантов.


Возглавлял делегацию маршал, начальник Генштаба Бирюзов. С ним летели ещё 5 генералов, также принимавших участие в освобождении Белграда, и его адъютант. В условиях плохой видимости самолёт одновременно отклонился от курса посадки и шёл ниже глиссады, при заходе на посадку в аэропорт Белграда он врезался в склон горы Авала в 180 метрах от её вершины. По одной из версий призошёл отказ навигационной системы. Всего в самолёте было 23 человека (по другим данным 33), в том числе 7 членов делегации и 16 членов экипажа (на памятной доске перечислены 11).
    После падения Ил-18 повалил деревья, вспорол брюхом борозду длиной примерно в 300 м и взорвался. Как рассказывали очевидцы, фюзеляж после крушения представлял собой почерневшую груду металла. Тела сильно обгорели, Бирюзова опознали по фрагментам маршальского мундира. Его похоронили на Красной площади, остальных здесь.Президент Югославии маршал Иосип Броз Тито оказался настолько шокирован гибелью своего фронтового друга, что отменил все запланированные празднования и объявил двухдневный траур.
    За 6 дней до катастрофы, 13 октября, этот же самолёт с тем же экипажем доставил из Кустаная на космодром «Байконур» космонавтов Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова после их приземления на корабле «Восход-1»

7.


Памятник погибшему рейсу установлен и на горе Авала.

8. Катастрофа произошла в воскресенье 3 июня 1973 года на 30-м международном авиасалоне Ле-Бурже (близ Парижа, Франция).


Авиалайнер Ту-144С авиакомпании «Аэрофлот» (принадлежал ОКБ Туполева) выполнял показательный полёт, когда на глазах 250-350 тысяч зрителей внезапно перешёл в пикирование, а через несколько секунд рассыпался в воздухе и рухнул на находившиеся под ним жилые районы городка Гуссенвиль, расположенного в 6 километрах от аэропорта Ле-Бурже. В катастрофе погибли 14 человек - все 6 членов экипажа Ту-144 и 8 человек на земле. Это первая в истории катастрофа сверхзвукового пассажирского самолёта. Самолёт на выходе из пике не выдержал перегрузки и рассыпался в воздухе.
    Материалы расследования были засекречены, а официальные выводы следственной комиссии многим показались неудовлетворительными, что породило ряд гипотез об истинных причинах катастрофы. Основной речевой самписец при взлёте не был включен, аварийный же и осциллографические регистрации были уничтожены при падении. Основными материалами для изучения стали киносьёмки и фотографии, сделанные с земли.

Про погибших пилотов - испытателей самолётов я напишу отдельно, у них совсем другая работа была.

Новодевичье кладбище, кладбища, Хамовники

Previous post Next post
Up