Всё жду не дождусь, когда же закончится реконструкция национальных павильонов на ВДНХ и их можно будет посетить. В этот раз на ВДНХ опять всё перекопано, перегорожено: меняют асфальт на зимний, уже монтируют оборудование катка. День был выходной и один из последних погожих, потому на тротуарах было тесновато. Посетил два павильона: Казахстан и Азербайджан, о первом и расскажу.
Первое здание павильона, предназначенного для знакомства посетителей Выставки с достижениями народного хозяйства Казахской ССР, было построено в 1937 году по проекту архитектора Ф.П. Костенко. Оно представляло собой шестиугольный в плане объем, обнесенный галереей и увенчанный декоративной башней.
2. В 1939 году павильон был переделан по проекту архитектора И.Г. Безрукова. Декоративную башню сменил небольшой конусовидный купол. Бело-голубые фасады были украшены орнаментами, а вход выделен глубоким порталом в традициях древнего зодчества Казахстана.
3. Еще через год в результате реконструкции по проекту И.М. Петрова и И.Н. Халина здание получило новый монументальный фасад, на ризалитах которого появились выразительные барельефы на тему земледелия Казахстана работы скульптора Х.Н. Аскар-Сарыджа. Центральная часть фасада была выделена 25-метровой стелой, увенчанной майоликовым гербом Казахской ССР. У ее подножия находилась скульптура акына Джамбула Джабаева. Большие окна, включенные в порталы, скрывала орнаментальная решетка, напоминающая национальные узорные ковры.
Это здание проектировалось как временное и строилось из дерева. Поэтому в процессе возобновления работы ВСХВ после войны павильон Казахской ССР решено было заменить новым. К сожалению, сохранить при этом фасад 1940 года не представлялось возможным.
В проекте, созданном в 1949 году специалистами мастерской Академпроекта И.М. Петровым и И.В. Куприяновым при участии казахского архитектора Т.К. Басенова, также звучали мотивы национального зодчества Казахстана. Его реализация завершилась в 1954 году. В результате получился павильона, напоминающий восточный мавзолей.
4. Его главный фасад решён в виде трехпролетной арки. Входную, несколько заглубленную часть фасада акцентируют столбы-колонны со скульптурами рабочего-сталевара и колхозницы. На главном и боковых фасадах были воспроизведены барельефы прежнего павильона, которые вновь исполнил Х.Н. Аскар-Сарыджа. С двух сторон здания били фонтаны.
5. В отделке экстерьера прекрасно сочетается майолика и бронза.
6. Поддерживаемый короной аркады, над всей этой красотой возвышается прозрачный купол со шпилем.
Слева стоит скульптура металлурга, она символизирует металлургию Казахстана: два металлургических завода в Караганде и Темиртау, два завода ферроосплавов в Актюбинске и Аксу, цветная металлургия даёт алюминий, цинк, свинец, медь есть и титано-магниевый комбинат. По запасам хрома Казахстан так вообще на первом месте в мире. Справа - колхозница, символизирующая освоение целины со снопом выращенной на ней пшеницы.
7.
8. Слева от главного входя стоит скульптура акына Джамбула Джабаева.
9. Справа - Герой Соцтруда Шигонак Берсиев.
10. Рассмотри барельефы на внешней стороне стен павильона. Человек справа явно партийный деятель.
11. Женщины в центре, скорее всего, собирают хлопок. Его и сейчас выращивают на юге республики.
12. А здесь какие-то корнеплоды, похожие на свёклу, возможно сахарную.
13. Сбор яблок. Алма-Ата = Отец яблок.
14. Здесь уже животноводство.
Экспозиция павильона «Казахская ССР» повествовала об экономике и культуре, животноводстве и растениеводстве республики. После 1959 года, когда ВСХВ была переименована в ВДНХ СССР, тематической доминантой стала индустриальная составляющая. Ковры, люстры, резьба по дереву и живопись уступили место многочисленным стендам, экранам и моделям, отражающим достижения Казахстана в цветной металлургии, нефтегазовой и угледобывающей промышленности.
В 1966-1967 годах поменялась концепция самой выставки - региональные павильоны были превращены в отраслевые. В связи со сменой экспозиции павильон, теперь уже называвшийся «Металлургия», подвергся реконструкции по проекту архитектора С. Кобецкого и инженера В. Анисько. Его высота увеличилась за счет пристройки, заменившей купол, а со стороны заднего фасада появился новый объем из стекла и бетона.
15. Для создания нового архитектурного облика здания фасад был облицован шлакоситалловыми плитами с вертикальными тягами из нержавеющей стали. Однако это решение, во многом удачное, нарушило стилистическую взаимосвязь двух площадей - Дружбы народов и Промышленности.
Соответственно изменился интерьер павильона и его наполнение. Прежнее оформление центрального зала, посвященного теперь черной металлургии, полностью скрыли листы нержавеющей стали, блестящее панно профиля Ленина, карта СССР с обозначением основных металлургических центров страны, таблица Менделеева и большой экран с фотографиями образцов промышленных изделий.
Экспозиция подробно раскрывала различные области черной и цветной металлургии. Посредством стендов, диаграмм и моделей она знакомила гостей Выставки с добычей железной руды и особенностями отраслевого производства, опытом передовых предприятий и образцами новой продукции. А на открытой площадке позади павильона демонстрировались буровые установки, погрузочные машины и другая крупногабаритная техника.
В 1977 году в рамках экспозиции, организованной на ВДНХ в честь 60-летия советской власти, в павильоне № 11 на несколько месяцев вновь обосновались материалы Казахской ССР.
В 1990-е годы надо было как-то выживать и павильоны ВВЦ превратились в торговые точки, где можно было купить почти всё. Мы здесь покупали и одежду, и видеокамеру и даже заказывали итальянскую мебель в спальню. С 2011 года по распоряжению Правительства РФ павильон №11 передан в аренду на 50 лет Республике Казахстан и постепенно ему был возвращён первоначальный вид. К счастью, под облицовкой сохранились барельефы.
16. Зайдём внутрь. Вводный зал, напоминающий небольшой дворик, обнесен по периметру колоннадой.
17. Декоративные светильники, панно и гобелены, примененные в его оформлении, сделали казахские мастера.
18. Наследие советского прошлого.
19. Купол.
20.
21. Юрта с образцами национальной одежды.
Торговля там и сейчас идёт. В одной части павильона продают одежду, пошитую в Казахстане с национальными мотивами и обычную, в другой - казахстанские продукты. В центральном зале сбоку продают сувениры. Продавщицей выступала колоритная казашка, но её всё время кто-то да загораживал, так и не удалось её сфотографировать.
22. Есть плакаты с интересными картинками. Если вы не узнали, это кыл кобыз.
23.
24. Экспозиция, рассказывающая о достижениях казахстанской экономики.
25. Заинтересовала близкая мне газовая тема. Добыча, подготовка, транспортировка - это всё понятно. Но вот завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Грузят его на газовоз и куда дальше отправляют по Каспийскому морю? У Азербайджана, Ирана, Туркменистана и России своего полно. А в автоцистернах его далеко не увезёшь.
26. Макет центра Астаны.
27. Павильон с тыльной стороны. Похоже, что упоминавшуюся ранее пристройку тоже привели в соответствие национальному стандарту оформления.
На втором этаже работает ресторан национальной кухни с не совсем гуманными ценами.
Общее впечатление - как-то бледновато, нет чего-то яркого, колоритного, национального, на что я так рассчитывал.
Источник