Посад. Всамделишные сказки

Sep 17, 2024 22:47

    Вокруг Посада много природных красот. Кто-то просто живёт в этом, уже не обращая на них внимания. Но находятся и неравнодушные люди, которые красоту и историю этих мест впитывают и, обладая творческим даром кладут их на бумагу или в виде живописи, или в виде рассказов. Нашёлся такой человек и в Посаде. Это Ольга Арматынская - археолог, историк, журналист.
    Родом она из Ижевска и сейчас живёт и работает там, но, судя по всему, в здешних краях была на раскопках. Близ деревни Грибушино, которая находится ниже по течению Сылвы относительно Посада, есть древнее городище на горе Шутиха. Возможно там она и участвовала в раскопках. А может у неё там родственники жили, типа той тётки Агафьи, которая является персонажем её сказок и главной сказительницей.

Я бы может ничего и не узнал об этих сказках, если бы не этот павильон автобусной остановки.



2. С двух торцов можно почитать выдержки из сказок Ольги Арматынской.


3. А почитав выдержки, захочется найти и почитать эти сказки целиком.


Книжка называется "Всамделишные сказки". Почему Всамделишные? Да потому, что там рассказывается про то, что есть на самом деле: саму деревню Грибушино, реку Сылву, Усть-Кишерть, деревни Пеньки и Молёбку, камень Лобач, озеро Провал. Не удивлюсь, если и некоторые персонажи сказок имеют местных прототипов. Сказки с моралью, детям  почитать полезно, да и взрослым интересно будет.

4. В 2019-м году фасады посадского Дома культуры стараниями пермской художницы Марии Русиновой были украшены персонажами и сценами из сказок.


5. Есть и информационный стенд, на котором упоминаются "говорящие" качели, которые вам расскажут сказки. Возможно это те самые голубые на кадре выше. Испытать их в действии я как-то не догадался.


6. И ещё иллюстрации есть на павильоне автобусной остановки, который вы видели на заглавном кадре.


7. Это Половинный человек.


А это сказка про него. Так, для затравки.

Непогода над речкой Сылвой кого хочешь напугает. Шумят осенние леса на вольном ветру, да так, что голоса своего не услышишь. Берега стоят угрюмые, под мостом вода - черным-черна!

- Темно на свете! - глядит в окошко тётка Агафья. - То-то страху, кого непогода в безлюдье застанет! А уж коли сам недобрый человек - сердце в потёмках, - тому вовсе худо…

- Полно тебе, тётка Агаша! Добрый ли, недобрый путник запоздал, а только сядет себе в укромное местечко, костёр запалит, и всё с ним будет нормально.

- Не то ты говоришь! Доброму человеку страх - испытание, а вот злому - наказание!

Вон прикатили к нам прошлой осенью двое городских охотничков. Каков с виду рябчик - не видели, а знай хорохорятся: подать нам знатока-проводника, мы в самые молёбские леса охотиться приехали! Это в чащу-то, что за деревней Молёбкой, куда и местные мужики без нужды не захаживают. Лес там темнющий, на мху да на диких камнях. Птица непугана, тропы - звериные… А эти-то упёрлись: сейчас под вечер и пойдем туда, далеко ли тут?

Митрич, наш-то главный грибушинский охотник, покряхтел-покряхтел, да и стал сбираться - заплутают ведь одни, непутёвые, чего уж себе на душу грех брать!

Ну хорошо. Стемнело уж, когда они в самую молёбскую глухомань забрались. Обтоптали полянку, Митрич костерок запалил, шалашик набросал. Сели ночь коротать, чтоб, значит, спозаранок лису подкараулить или, там, рябчиков.

Митрич у огня пригрелся, помалкивает, прутики в костёр подкладывает - а чего в ночи-то шуметь? Зато охотнички городские разошлись не на шутку: «Да я, да мы! У меня весь город в кулаке!» Кричат на весь лес, на газетку поестъ-попить понатрясли, а Митрича не угощают.

Потом давай над ним посмеиваться: «Чё, мужик, из тебя слова не вытянешь? Али вы, деревенские, на одни пеньки глядючи, разговаривать разучились?» Молчит Митрич. А они не унимаются: «Костра развести не умеешь. Сейчас мы сами разберёмся!» И давай крушить, ломать да рубить вкруг поляны, всё в огонь швыряют. И правда, жарко стало, развиднелось на полянке. Огонь-то выше голов, выше деревьев летит, трещит на весь лес - всю чащу переполошили!

Терпел Митрич, терпел, и говорит: «Хорош, мужики, баловаться! Места здесь серьёзные, утихомирьтесь!» Да где там! Рассердился Митрич: «Допрыгаетесь, накличете, мало-то не покажется!» Плюнул под ноги и в шалашик ушёл.

Задремал было Митрич, и вдруг слышит: как заорут его подопечные хором, крикнули - и тишина! Высунулся он из шалашика и видит: стоят охотнички, как статуи, на полянке, пальцами куда-то тычут, рты открывают, а сказать ничего не могут. Посмотрел Митрич, куда они показывают, а там из-за сосны чужой человек выглядывает. Страшный мужик, обросший, и лицо злое, нехорошее. Тут стрельнула головешка из костра, человек за деревом вздрогнул, в сторону отступил - а у него рука-то одна и нога-то одна, и глаз один - Половинный человек и есть! Известное дело, Половинный человек из чащи на свет костра да на шум выходит - ему, вишь, самому хочется людей криком пугать. Хотел Митрич охотничков за собой позвать, за рябинку спрятаться.

Рябинка тоненька, а говорят, за нею Половинный человек людей не видит. Да в это время чудище половинное на одной ноге присело, и как завоет! Охотники от воя этого очнулись, вздрогнули, хвать ружья, и давай в него палить! Откуда ж им знать, что страсть эту, Половинного-то человека, можно только щепкой убить, пули его не берут. Глянули мужики - прыгает прямо к ним эта страсть жива-невредима. Охнули, ружья кинули и бросились в разные стороны, в самый бурелом.

Митрич-то за рябиной встал. Видел он, как потоптался Половинный человек, забуркал и к огню прыгнул. Видно, осерчал: расшвырял уголья и головешки одной рукой, ружья об ёлку в щепы разбил - Митрич только крякнул и дышать перестал. Оглядел Половинный человек поляну одним глазом, и одним скачком в чащу впрыгнул - исчез, значит.

Одного охотничка Митрич уже с рассветом в лесу под ёлкой разыскал, а второй сам собой в деревню добежал. Сел у своей машины на траве, ругается, плюётся. Говорит Митричу: «Наплевать мне на вашу чертовщину, а вот ключи от машины я посеял - это вот да!»

Теперь уж Митрич не на шутку осерчал: «Ах, наплевать тебе! Сбирайся, со мной пойдёшь, будут тебе ключи». Притащил мужика на ту самую поляну и велит: «Снимай ботинок!» - «Ты чё, сдурел? Зачем это?» - «Я сказал - сымай, а то умный больно!» Митрич ботинок на ёлку за шнурок повесил, и громко так говорит: «Мурт, мурт. Половинный человек! Я тебе лапоть принёс. Если ты мою пропажу нашёл - отдай! Я тебя не обижал». А охотничку говорит: «Пошли в деревню! Завтра утром сам пойдёшь - в ботинке ключи и поищешь!»

На другой день побежал мужик на молёбскую полянку. Вернулся. Митрич его спрашивает: «Ну?» Мужик молчит, ключи ему в руке показывает, а рука-то у самого дрожит, в лице ни кровиночки. Больше они и не разговаривали. Молчком охотнички в машину свою сели - только их и видели!

А Митрич про те дела говорить не любит. Только по весне рябину в лесу где-то выкопал и перед окошком посадил. Пусть растёт!

Ещё из этой поездки:
Васильевское
Ильинский, часть 1
Ильинский, часть 2
Слудка, капитанская линия
Сретенское
Чёрмоз. Часть 1
Чёрмоз. Часть 2
Дорогами Ильинского района
Пермь. Медведи на набережной
Пермь. Набережная
Где счастье и что ещё не за горами
Пермь. Эспланада
Усть-Кишерть
Усть-Кишерть. Скульптуры
Посад
Посадские "Всамделишные сказки"
Спас-Барда
Шумково
Троельга
Ерши
Бым
Калинино (памятник)
Столпотворение на Белой Горе
Кыласово
Култаево
Нижние Муллы
Вольсовские вокзалы
Водонапорные башни

Пермский край, Кишертский район

Previous post Next post
Up