ВИЗ - микрорайон на западе Екатеринбурга, часть Верх-Исетского района. До 1917 года назывался посёлком Верх-Исетского завода (также Верх-Исетск, село Верх-Исетское, Верх-Исетский завод). Застройка посёлка делилась примерно на две равные части: правобережную и левобережную. Правобережная располагалась вдоль правого берега Верх-Исетского пруда (современный ВИЗ). Левобережная часть к 1917 году занимала территории современных микрорайонов «Заречный» и юго-восточной части «Новой Сортировки» (севернее Транссибирской магистрали), а также всю территорию на месте современных заводских корпусов на левом берегу пруда.
От западной границы Екатеринбурга Верх-Исетский посёлок отделял менее чем километровый пустырь, по которому к посёлку шёл Верх-Исетский бульвар. Единственным зданием бульвара в XIX веке была Верх-Исетская больница, а к началу нового XX века на бульваре появился ипподром. Несмотря на близость к городу и теснейшую экономическую связь с ним, административно посёлок являлся самостоятельным населённым пунктом.
В 1927 году посёлок, имевший уже более 20 тысяч жителей, был включён в состав Свердловска. В 1960-х - 1970-х годах район ВИЗа был реконструирован и на месте малоэтажной застройки были построены кварталы многоэтажных жилых домов преимущественно типовых панельных серий.
Знакомство с ВИЗ я начал со стадиона, но рассказ свой начну со старого центра, расположенного около заводской проходной. Площадь Субботников и улица Заводская.
2. Главная проходная завода построена в 1930-е годы.
3. Но прежде чем отправляться в путь, я зашёл подкрепиться в столовую при заводе.
4. Заморил червячка, а заодно немного ознакомился и с историей завода, написанной в картинках на стенах столовой.
5.
6.
7.
Верх-Исетский завод был основан в 1726 году, в двух верстах от Екатеринбурга выше по течению Исети. Оригинальное название - Верх-Исетский казённый Цесаревны Анны железоделательный завод. Рождение Верх-Исетского завода состоялось 8 (19) ноября 1726 года. Инициатором строительства был сподвижник Петра I и опытнейший специалист горнозаводского дела Вильгельм де Геннин. Благодаря его личному участию в опытах по плавке руд, уже в первые годы существования завода верх-исетское железо обрело широкую известность отличным качеством. Возможно именно поэтому, уже через три года после основания Екатеринбурга было создано производство для обработки чугуна. Верх-Исетский завод поначалу служил вспомогательным для Екатеринбургского завода, переплавлял из чугуна железо на своих молотовых фабриках, и в случае необходимости спускал для Екатеринбурга воду из более крупного Верх-Исетского пруда, а позже стал самостоятельным предприятием.
В 1758 году завод был отдан в содержание Роману Воронцову за 35712 руб. 29 ¼ коп. Граф Роман Воронцов продал завод в 1774 году Савве Яковлеву за 200 тысяч рублей.
23 сентября 1798 года был издан указ Берг-коллегии, который учредил Главное Верх-Исетское заводское правление, находившееся на Верх-Исетском заводе и осуществлявшее управление Верх-Исетским горным округом. С 1908 года заводом владело Акционерное общество. 4 января 1918 года завод национализирован и получает название «Красная кровля». Завод и сейчас работает.
8. Заводской ДК, 1957-й год, архитектор В.В. Емельянов, художник В.П. Елисеев, скульптор В.А. Буланкин
9. Где культура, там и спорт. Спорткомплекс "Верх-Исетский".
10. Внушительный мемориал.
11. "Родина мать"
12.
13. Два барельефа: "Фронт" и "Тыл".
14. Успенский собор в процессе восстановления. 1838-й год, архитектор М.П. Малахов.
15. С 1930 по 2007 в здании храма с конструктивистскими пристройками работал хлебозавод № 3.
16. Здание главной конторы Верх-Исетского завода. 1820-е годы, архитектор М.П. Малахов. Здание находится на территории завода, разглядеть его получше нет никакой возможности, но видно, что оно сильно обветшало.
17. Надстроенный особняк второй половины 19-го века. Видимо здесь была квартира управляющего.
18. Христорождественская единоверческая церковь, 1824 г., архитекторы Малахов М.П., Гартман М.Т. Перестроена в 1837 г. из старообрядческой часовни, освящена в честь Рождества Христова 22 января 1838 г. В 1993 г. передана старообрядцам Белокриницкой иерархии.
19. Граффити в память о футболисте футбольного клуба "Урал", погибшем в автокатастрофе в 2003-м году. Ему было 23 года. И его номер 23 закреплён за ним, никому другому в клубе не выдаётся.
20. Скульптура "Корабль жизни" на территории яхт-клуба.
21. Здание губернского яхт-клуба.
22. И ростра на нём.
23. Где-то там плотина, перекрывающая Исеть и шлюз.
24. Верх-Исетский пруд намоного больше Городского пруда, который давал энергию первому екатеринбургскому заводу. В случае, когда тому не хватало своего водостока, производили дополнительный сброс воды.
25. На левом берегу стоит завод "ВИЗ-Сталь", выпускающий электрнотехнические стали. В 1998-м году его выделили из состава Верх-Исетского металлургического завода.
26. Детишки тренируются на "Оптимистах".
27. Прогуляться по берегу пруда я решил чтобы посмотреть на установленную на одном из пирсов скульптуру "Индустриальный младенец".
Авторы скульптуры Людмила Калиниченко и Ксения Ларина (арт-группа LKKL). Вот как описывают свою идею авторы: "Индустриальный младенец" вдохновлён историей промышленного Урала и первыми заводами, механизмы которых наполняла энергией и жизнью вода. Младенец, вынырнувший из Верх-Исетского пруда, символизирует и возможное будущее индустриального наследия региона. Закрытые глаза и умиротворяющая улыбка напоминают о буддийских колоссах и призывают осознанно относиться к происходящему."
28. Между улицами Фролова и Кирова ещё сохранилась старая застройка.
29. Когда я шёл по берегу пруда, эти трое сидели и мирно квасили на лавочке. А вот когда я возвращался обратно по ул. Кирова...
Неделю назад я загадал своим читателям
загадку - что делают эти трое. Очень интересная социология получилась. Победителем следует признать
vaorover, он оказался ближе всех к правильному ответу со своим вариантом "слушают гимн". На самом деле они его ПЕЛИ! Вот так вот, есть ещё настоящие патриоты в Екатеринбурге!
30. Я дошёл до трамвайного кольца - конечной остановки ВИЗ. Первым подошёл
трамвай № 11, о поездке на котором я уже рассказывал.
31. Вернувшись из круиза, я стал дожидаться трамвая, чтобы уехать в центр. Прождал я его 40 МИНУТ! Такой вот общественный транспорт в Екатеринбурге. Но в награду мне был относительно новый трамвай УТМ 71-407, большая редкость для города.
32. На нём я и доехал до центра.
Ещё о Екатеринбурге:
Битлз в Екатеринбурге Фотозагадка Рок-тоннель в Екатеринбурге Трамвай № 11 Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырьВИЗ. Часть 1