Абрамцево. Мастерская

May 21, 2024 19:33

    Самое интересное на мой взгляд деревянное здание на территории усадьбы Абрамцево - это мастерская. Эта резная избушка была построена в 1873-м году на месте старого аксаковского флигеля по проекту архитектора В.А. Гартмана. Предполагалось, что там люди искусства будут заниматься скульптурой. Живописец под любым кустом может устроиться, лишь бы вид красивый был, а вот скульптору помещение необходимо.




    Здание состоит из жилой пристройки с низкой, почти плоской крышей, и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. С западной стороны расположено крыльцо, ведущее в сени, откуда направо - вход в две небольшие комнаты, и прямо - в мастерскую. В мастерской хорошо продуманное естественное освещение.

2. Обойдём здание вокруг.


3.


В северной и южной стенах - обычные прямоугольные окна, в верхней части восточной стены - широкое окно во всю стену, под которым находится застекленная дверь на балкон с лестницей, ведущей в парк. Потолка в мастерской нет, поэтому дополнительное освещение дают слуховое окно и окна-люкарны в кровле. Крыльцо, кровля, наличники окон и карнизы постройки щедро украшены пропильной резьбой.

4. Полюбуемся резьбой, она того стоит.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


Мастерская - единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение Гартмана - яркий образец «русского» или, вернее, псевдорусского стиля, одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для второй половины XIX столетия. К тому же это его последняя работа. в августе того же года он умер.
    С.И. Мамонтов в «Летописи сельца Абрамцева» отзывался о мастерской сдержанно: «Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…». В.М. Васнецов в письме к В.В. Стасову высказывался более прямолинейно: «Скажу, впрочем, откровенно: архитектура Гартмана и Ропета меня не удовлетворяла».
    Начинала свою работу мастерская с выпуска предметов домашнего обихода, которые можно было использовать в хозяйстве в чисто утилитарных целях. Это всё шло в продажу или оставалось в усадебном хозяйстве. Но Савва Иванович - человек творческий, Но Мамонтов, как человек творческий, повернул направление работы в сторону оформления интерьеров. Красивые вазы и скульптуры стояли на столах, полках, каминных карнизах.
    При Мамонтовых в мастерской работали М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, С.И. Мамонтов, увлекавшийся скульптурой, а в жилых комнатах в летнее время останавливались В.А. Серов и И.С. Остроухов. В 1920-х гг. здесь жила семья художника П.П. Кончаловского.
    В настоящее время в мастерской на постоянной основе экспонируются изделия из керамики, изготовленные в Абрамцевской гончарной мастерской, созданной в 1889-1890 годах. В числе прочих много изделий, выполненных Михаилом Врубелем, на протяжении длительного периода связанного с Абрамцевским художественным кружком.

12. Врубель, маска львицы, гипс.


Врубель настолько серьёзно увлёкся скульптурой и майоликой в Абрамцево, что по его словам "к живописи стал относиться легкомысленно". И даже отец с неудовольствием назвал его "художником по печной части". И да, первыми работами Врубеля стали печи в усадебном доме и флигелях в Абрамцево, а затем и в доме Мамонтова в Москве. Некоторые изделия отличаются радужным переливающимся блеском. Они были выполнены в технике восстановительного обжига, разработанной технологом П.К. Ваулиным

13. Декоративная вставка Сова. по эскизу М.В. Якунчиковой.


14. Врубель, Кикимора (?).


15. Врубель, голова египтянина.


16. Врубель. Купава


17. Врубель, Садко.


18. Врубель, Берендей.


19.

\

20.


21. Васнецов, Гамаюн.


22. Врубель. Девушка в венке.


23. Врубель, Весна.


24. Врубель, Морской царь.


25. В.А. Серов, "Чёрт, вылезающий из корчаги".


26. Братина "Петух", выполненная по рисунку А.Я. Головина


27. Сорохтин, подсвечник Павлин.


28. Андреев, футляр для часов.


29. Ещё одна работа Головина - блюдо "Павлин".


30. Головин, блюдо.


31. Врубель. Театральная маска.


32. Врубель. Изразец с лилиями.


33. Врубель, изразец Павлин.


34. Рельефные изразцы.


35. Врубель, изразец розетка


36. Врубель, панно с кронштейнами.


37. Врубель, Садко в подводном царстве.


38. Врубель, Коровин, Две русалки.


39. Три угла мастерской занимают облицованные изразцами печь и два камина, которые сами по себе являются предметами искусства.


40. Печь Лебеди.


41.


42.


43. Представлены и образцы изразцов, изготовленные в мастерской для оформления фасадов и интерьеров зданий. Таких рыбок можно увидеть на доходном доме адвоката Плевако.


44.


45. Врубель, изразцы.


46. Лобанов, "Ворота керамического завода в Бутырках" , картон, масло.


Билет в мастерскую стоит 200 рублей, по соцкарте скидка.

47. А самая масштабная работа Врубеля в Абрамцево стоит на улице, правда, под стеклом.


Керамическая скамья установлена на насыпном участке парка, который называется "Таньонов нос" в честь гувернёра Мамонтовых Ю.П. Таньона, обустроившего здесь садик. Скамья является редким сохранившимся образцом малых архитектурных форм, выполнявшихся Абрамцевской керамической мастерской. Скамья декорирована изразцами, созданными по эскизам Врубеля и других художников. Часть изразцов была утрачена. В 1965-1971 годах скамья была отреставрирована В.А. Невским, реставратором музея и художником-керамистом В.М. Серёгиным, использовавшим технологии производства абрамцевской керамики.

48.


49.


50.


51.

Мамонтов, Абрамцево, Врубель

Previous post Next post
Up