Красный Октябрь

Aug 21, 2018 19:00




На вывеске мы видим, что годом основания фабрики является 1851-й. По факту в этом году Фердинанд фон Эйнем, приехавший в Москву в 1850-м открыл на Арбате маленькую мастерскую по производству шоколада и конфет. Капитал у него был небольшой, но помогла Крымская война. Эйнему удалось получить подряд на поставку в армию варенья. (Интересно, а сейчас в армии кормят вареньем?) Прибыль была вложена в расширение производства: открылась фабрика на Мясницкой. В 1857 году Эйнем знакомится с Юлиусом Гейсом. Вдвоем они открывают кондитерскую на Театральной площади; затем строят трехэтажное здание фабрики на Софийской набережной, покупают для нее за рубежом новейшую паровую машину. Создается «Товарищество паровой фабрики шоколадныхъ конфектъ и чайныхъ печений «Эйнемъ».
    В 1878 году, начинается строительство здания фабрики на Берсеневской набережной. Корпуса, дома для рабочих достраивались вплоть до 1914 года при участии А. Калмыкова, Н. Васильева, А. Флодина, П. Колесова, А. Карста. Архитектурный стиль - традиционный для того времени -неоштукатуренная кирпичная кладка с элементами готики. Другие работы Александра Калмыкова я уже показывал не так давно. Это Голутвинская мануфактура, Московская макаронная фабрика - тот же краснокирпичный стиль. Пара домов в стиле модерн - особняк Динга, дом Абрикосовых (совместно с Шнаубертом).


    В 1876 году в Берлине Эйнем умер (по завещанию, похоронен в Москве, считал её для себя более родной, чем Берлин), фабрика перешла к Гейсу. Название фабрики менять не стали: торговая марка стала уже очень известной. Ассортимент продукции «Эйнемъ» был огромен: шоколад, какао, конфеты, карамель, пастила, печенье, пряники, а после открытия филиала в Крыму - и глазированные шоколадом фрукты. Подарочные коробки, отделанные шелком, бархатом, кожей, с вложенными открытками, и многое другое. С 1913 года «Эйнемъ» - поставщик двора Его Императорского Величества.
    Кроме производственных корпусов на территории находились и жилые здания - казармы и доходные дома. Была открыта школа для детей-подмастерьев, сотрудникам за 25 лет безупречной службы назначалась пенсия, была создана больничная касса для оказания нуждающимся материальной помощи. В годы Первой Мировой войны фирма делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых, отправляла на фронт вагоны с печеньем.
    В 1918 году фабрика была национализирована и получила название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнем», а с 1922 года - «Красный Октябрь». Дореволюционные традиции продолжились: строго следили за качеством, выпускали новые виды продукции. А вот «Ну-ка отними!» - наименование еще дореволюционное, но тогда вместо девочки, дразнящей собаку, изображался карапуз с недобрым взглядом и с битой для лапты.
    С 2004-го начался вывод производства на Бабаевскую фабрику, где был специально под это построен большой цех. Работает только цех по производству шоколада ручной работы, но запаха шоколада на территории не ощущается. Во многих освободившихся и отремонтированных помещениях бывшей фабрики открылись выставочные галереи, клубы, рестораны, магазины. Место стало тусовочным.

2. Вид с Патриаршего моста.



3. Заходили мы на фабрику с недоделанного участка Патриаршего моста. Виды здесь такие. А что вы хотели, нормальные производственные виды.



4. Загадочное название. Совсем недавно здесь был бар с другим названием.



5. Видимо, ресторан позиционирует себя как рыбный.



6. Есть и гостиница.



7. Дальше пошло поприличней и поинтереснее.



8.



В качестве исторических экспонатов сохранены таблички с названиями цехов - шоколадный, ореховый, подготовительный, картонажный. упаковочный.

9.



10.



11. Берсеневский переулок делит фабрику на две примерно равные части.



12. Кое-где поработали дизайнеры.



13.



14.



15. Есть всякие лавочки. Не очень понятно для кого. Скорее всего для тех, кто здесь же и работает.



16. Стяжка. Такая же, как и на заводе "Богатырь".



17.



18. Есть здесь и граффити. Их я показывал здесь.



19. Интересно смотрится производственный корпус с занавесочками.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



26. Переход между корпусами.



27.



28.



29.



30.



31.



32. А это чудище - ночной клуб.



33. В профиль он смотрится ещё страшнее.



34. Вид с Якиманской набережной.



35.



36. Вывеска, которую хорошо видно с воды, с территории фабрики практически не видна.



37. Погода испортилась окончательно, пошёл сильный дождь, а тут как раз на удачу оказался фирменный магазин.



Самое смешное, что конфеты в нём оказались процентов на 10 дороже, чем в обычных магазинах, но зато там есть небольшой кафетерий на 2 столика. Там мы попили чаю и дождались окончания дождя.

38. Каждому предприятию в советское время положено было иметь памятник погибшим в Отечественную работникам. Поскольку застройка очень плотная, места для памятника не нашлось, ограничились доской на стене.



Поскольку мы перед Красным Октябрём побывали на Голутвинской мануфактуре, напрашиваются сравнения. Голутвинская слобода - место более ухоженное, пафосное, выглядит богато. Там офисы, белые воротнички, пара элитных жилых комплексов. Здесь же всё попроще, демократичнее. Ещё сохранились элементы производства, но уже нет его запаха. Обходятся без деловых костюмов. Основная жизнь здесь закипает ближе к вечеру, когда как раз заканчивается рабочий день в Голутвине.

Попутно с моста посмотрели ещё на два здания, тоже имевшие производственное прошлое.

39. Бывшая ГЭС-2. Буква "Г" в названии меня немного смущает. Я привык, что ГЭС - это гидроэлектростанция. Может быть в данном случае она означает "городская"?



Изначально названия у неё были другие. Центральная электрическая станция Московских городских железных дорог была заложена 25 сентября 1904 года на части территории Винно-Соляного двора, на берегу Канавы (Водоотводного канала). Строилась она для питания трамвайных линий, которые приходили на смену конке. Потому первое название у неё было "Трамвайная".
    Строительство велось по проекту архитектора В. Н. Башкирова при участии знаменитого инженера В. Г. Шухова. Пока станцию строили, ток для трамваев производила построенная здесь же неподалёку временная станция, впоследствии разобранная. Пуск первой очереди станции произошёл в торжественной обстановке, в присутствии городского головы Н. И. Гучкова 2 февраля 1907 года.

40.



В ЦЭС работали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», в машинном зале - два паровых турбогенератора «Броун-Бовери». Проектная мощность составляла 15 МВт. Венчали здание станции четыре кирпичные трубы высотой по 64 метра. Украшением являлась красивая башенка с часами, напоминающая Спасскую башню Кремля. "Дома на набережной" тогда не было, и эта башенка хорошо перекликалась с кремлёвскими башнями.
    В советское время шатёр башни и часы были утрачены. Кирпичные трубы были заменены на металлические. На фото видно, что башенку тоже восстанавливают. Но, такое впечатление, что делают монолит. Буду раскрашивать под кирпич? Надо будет через годик зайти посмотреть.

41.



С распространением центрального парового отопления станция использовалась для подачи тепла в центральные районы Москвы, а также для электроснабжения. Была резервной для снабжения электричеством Кремля. В 1956-м году переведена с нефти на природный газ. В 2015 станция была полностью выведена из эксплуатации.
     В настоящее время в связи с реорганизацией территории ГЭС-2 планируется использовать в качестве музея современного искусства, а также разместить в её залах библиотеку, книжный магазин, кафе, выставочные залы и аудитории на 350 мест для проведения разных мероприятий.

42.
По другую сторону моста - тяговая подстанция № 4 ГУП Мосгортранс. Питает в основном троллейбусные линии в округе. Построена в 1957-м году.



Снова пошёл дождь, и мы поспешили в метро, оставив не осмотренным небольшой уголок с несколькими историческими зданиями и храмом.

Гуляйте по Москве!

Красный Октябрь, Якиманка, стяжки, старые фабрики, Балчуг, Москва

Previous post Next post
Up