Балашиха. Исторический центр

Aug 14, 2018 20:00




Как-то так получается, что Балашиха, хоть и соседний по отношению к Королёву город, совершенно мной не изучена. Нет, конечно, я бывал в ней несколько раз, даже у друга на свадьбе свидетелем был, но вот так, чтобы просто погулять, полазить по закоулочкам всё руки ноги не доходили. А поскольку старый центр находится в велосипедной доступности от моего дома, я решил совместить приятное с приятным и прокатиться до старой фабрики, посмотреть, что же из себя представляет эта часть города. Центр со временем сместился в другое место, сам город вырос просто до неприличных размеров как за счёт присоединения соседних населённых пунктов, так и совершенно бездумной застройки. Сейчас население Балашихи составляет около полумиллиона человек, больше, чем во многих областных центрах. Вечная пробка на Горьковском шоссе и прогремевшая на всю страну Кучинская свалка тоже не добавляют городу симпатий.

2. Итак, начнём с фабрики.



Бурное развитие текстильной промышленности в 19-м веке не обошло стороной и Балашиху. В 1830-м году князь Трубецкой построил на месте плотины и мельницы в деревне Плошиха (Блошиха, Блошино) небольшую деревянную фабрику по производству сукна.
После смерти князя его компаньон, купец, почетный гражданин Петр Трифонович Молошников в 1846 году вместе со вдовой Трубецкого перестраивает ее под производство хлопчатобумажных тканей. В качестве "инвестора" для строительства новых зданий хитрый купец использовал страховую компанию. Он застраховал фабрику на значительную сумму, а в следующем 1847 году она вдруг взяла, и, совершенно случайно, сгорела. Полученная страховка и помогла Молошникову на месте пожарища построить кирпичный корпус, который и стал основой той фабрики, которую мы знаем сейчас. Это здание, кстати, сохранилось до сих пор и там долгое время располагалось ЖКО Балашихинской хлопко-прядильной фабрики (БХПФ).

3.



На месте бывшего сельца Блошино в середине 19-го века выстраивают новый пятиэтажный корпус уже в более привычном нам краснокирпичном стиле, куда и переводят основное производство. В то время на 128 машинах с 10 тысячами веретён трудились 510 рабочих.
В те же годы из Англии выписывается 50-сильный паровой двигатель фирмы «Пратт» с воздушным охлаждением. Для монтажа нового оборудования в том же году в Балашиху приехал мастер Майкл Лунн, который возглавлял фабрику на протяжении 45 лет.

4.



В 1873 года купцы и фабриканты Иван Карзинкин, Павел Шелапутин, Михаил Щеглов вместе с Лунном образовали Товарищество на паях «Балашихинская мануфактура».

5.



Конечно, одной паровой машины было недостаточно. Для закачки воды в водонапорную башню был построен ветряк. От Богородска протянули линию электропередачи, первую в стране. В 1912-м году от Реутово до фабрики была проложена железная дорога.
Торф для паровой машины и отопления возили с расположенного неподалёку Бисерова озера.

6. Советская власть фабрику, естественно, национализировала, управляющие, кто успел, разбежались. Кто не успел. того посадили. В результате количество работающих к 1920-му году сократилось вдвое. Сократился и выпуск продукции. За годы советской власти фабрика изменилась не сильно. В 1953-м году было пристроено здание, напоминающее котельную.


Но дымовые трубы остались старые.

7. Сначала подумал, что это здание советской постройки, но, присмотревшись внимательнее, обнаружил на нём стяжки, а значит здание дореволюционное.



8. К сожалению, через главную проходную меня не пропустили, свободный доступ на территорию был только в двух местах.



9. Сейчас корпуса занимают арендаторы - всякие мелкие фирмочки-магазинчики, автосервисы и даже гостиница.



10.



11. Снести фабрику не получается, потому как у неё охранный статус объекта исторического наследия. Ждут когда развалится сама.



12. Но косметику в некоторых местах подновляют.



13. Особенно в тех частях, которые выходят на улицу.



14.



15. Эвакуационные лестницы.



А теперь перейдём к инфраструктуре. К фабрике обязательно должны были прилагаться жильё для рабочих, больница, школа для для их детей. И обо всём этом заботился работодатель сам, а не перекладывал на плечи государства.
Жильё - казармы сохранились практически все, построены были на века и до сих пор в строю. К сожалению, они оказались не такими интересными и аутентичными, как, например, в Карабаново, не говоря уж о Ногинске.

16. Две казармы к югу от фабрики. В этой сейчас УВД.



17. А эту занимает загадочная организация "Мособлкнига".



Проедем по плотине на левый берег Пехорки. Микрорайон 18 Балашиха-2. На чётной стороне улицы Крупешина три казармы.

18. Эта с двумя надстроенными этажами.



Её вполне можно было бы принять за сталинку, если бы не стяжки и арочные окна в полуподвальном этаже.

19. И эта тоже вся надстроенная-перестроенная.



Запас прочности, заложенный при строительстве, позволяет надстраивать ещё по два этажа даже спустя целый век.

20. Эта сохранила свои изначальные формы.



21. Рядом с казармами ещё одно старое здание, но двухэтажное. Возраст и назначение определить не удалось, сейчас используется под жильё. Долго стояло заброшенным, потом люди из казарм своими силами восстановили его и переселились.



22. На улицу Крупешина смотрит чудом сохранившийся красивый деревянный домик.



23. Когда-то в нём была библиотека, дом ветеранов, а сейчас магазин и фирма по прокату лимузинов. Лимузины ставят где-то в другом месте после того, как во время урагана упало дерево и повредило несколько машин.



24. Фабричная больница.



Первое здание, рассчитанное на 25 коек появилось на этом месте в 1863-м году.

25. Возможно, что вот это, на красной линии улицы Крупешина.



26. Другие корпуса пристраивались уже позже.



Стены толстые, крепкие, но само здание требует ремонта. Самое смешное печальное, что медицинское учреждение здесь работает до сих пор. Был даже роддом, но потом его перевели, санитарные условия здесь обеспечить очень сложно. Сейчас здесь городская поликлиника №2, кожно-венерологический диспансер со стационаром.

27. Это не я по своей привычке горизонт завалил, так оно и есть на самом деле.



Приписать бы к этой поликлинике городскую администрацию, может что-нибудь и сделали бы тогда.

Нечётная сторона улицы Крупешина. Ещё три бывшие казармы.

28. Дом № 1. После казармы здесь был жилой дом, на первых двух этажах коммуналки, на 3-4 общежитие. Кухня и удобства в конце коридора. По сути - та же казарма и оставалась. Сейчас в здании гинекология.



29. В этой казарме в советское время было ПТУ № 102, сейчас колледж.



30. Ну а в этой сейчас общежитие.



31. Не исключено, что эта пристройка была сделана позже, во времена конструктивизма.



32. Некоторая приобретённая со временем безликость казарм компенсируется сохранившимися деталями.



33.



34.



35. Здесь мне удалось пополнить свою коллекцию стяжек.



Каждый владелец фабрики старался иметь свою форму подкладки под стяжную гайку. Это был своего рода фирменный знак, метка. обозначавших принадлежность как производственных, так и жилых зданий.

36. Ну а на стенах, выходящих в фабричный двор, можно было использовать и что попроще. Отработавшие своё шестерни. например.



37. В этой части посёлка есть ещё одно интересное здание.



38. Сейчас в нём лицей "Интеллект", вроде как частный.



39. Здание дореволюционной постройки. Строилось под богадельню, оттого и окна такие узкие. да ещё и с решётками..



40. Есть в фабричном посёлке совершенно замечательный памятник Карлу Марксу.


    Это один из первых памятников ему, установлен в 1919-м году. Чем хороши ранние памятники вождям - так это тем, что они ваялись когда ещё не было канонов, когда автору не на что было оглянуться. А этот ещё чем примечателен - такое впечатление, что сначала лепили Ленина, а потом заказ поменялся, сделали усы и шевелюру попышнее, получился Маркс. А ты поди, проверь, ведь никто у нас живого Маркса не видел.

41. И Ленин тоже есть рядышком.


Но ещё без указующего куда нам всем идти жеста.

42. Досугово-культурный центр ";Подмосковные вечера".



В основе центра - здание 1875-го года постройки. Изначально было что-то типа клуба для богатых, потом фабричный клуб имени Ленина.

43. Рядом с клубом установлена стела.



44. Чуть дальше по улице Крупешина в бывшей казарме был пионерский кружок.



А сам Андрей Крупешин, в честь которого названа эта улица был организатором клуба рабочих подростков и первым руководителем комсомольской ячейки на Балашихинской хлопкопрядильной фабрике в 1917-1918 годах. Комиссаром ушёл на Гражданскую, в 1919-м был повешен.

Прокатился я по Заречной улице до "моста влюблённых". Сейчас вдоль пруда сделана широкая дорожка, вымощенная плиткой - хорошее место для прогулок.

45. Вид с моста в сторону фабрики.



В этом году власти решили почистить Пехорку от ила и других донных отложений. Для этого пригнали земснаряд. Собираются убрать до 300 000 (!) тонн ила (из газеты "Большая Балашиха").

46. На самом мосту, как и положено, замочки. Только больше они напоминают колонию моллюсков дрейсен.



47. И ещё я проехал до вокзала, обезображенного покрашенного в фирменные РЖДшные цвета.



48. Напоследок моё внимание привлекло синенькое здание.


Здание построено в 1920-х годах комсомольцами из кирпича разрушенных церквей. Сейчас здесь институт социально-экономического прогнозирования и моделирования.

Но это уже другой микрорайон - Зеленовка. Может быть когда-нибудь я доеду и до него.

казармы, велопрогулки, старые фабрики, Балашиха

Previous post Next post
Up