Доходный дом на Остоженке под номером 20 стал счастливым билетом для никому не известного молодого человека с дипломом учителя рисования, крестьянского сына Николая Ивановича Жерихова. Это был его первый заказ и, благодаря ему, он за 12 лет смог построить более 40 зданий в Москве - доходных домов и особняков. Кроме того, он обрёл крупного заказчика, которому построил ещё 4 доходных дома.
Заказчиками стали супруги Герман Ефимович и Анжелика Гастовна Бройдо, в нынешней терминологии - девелоперы. Они приобретали участки земли, строили на них либо особняки, которые выставлялись на продажу, либо доходные дома, квартиры и торговые помещения в которых сдавались в аренду. На вопрос как они доверили строить дом в престижном месте человеку, у которого не было диплома архитектора, у меня ответа нет.
Также у меня нет ответа на вопрос, где он насмотрелся франко-бельгийского модерна и венского сецессиона, мотивы которых прослеживаются в оформлении дома. Ведь в 1902-м году, когда было построено это здание, модерна в Москве было кот наплакал. Даже нет точных сведений, где учился будущий знаменитый архитектор, есть только предположение, что в Строгановском училище.
2. Одним фасадом дом смотрит на Остоженку, другим - в Барыковский переулок.
3. Центром композиции стало огромное окно, разбивающее остоженский фасад на две половины.
4.
5. Козырёк над парадным входом на цепях и кронштейнах.
6.
7. Растительная лепнина. Благодаря пыли даже на ярком солнце хорошо виден рельеф.
8. Аттик дома тоже украшен лепной растительностью.
9. Угловой аттик.
10. Решётки балконов - классика модерна.
11. Изящно, ничего не скажешь. Если бы не отваливающаяся штукатурка.
12.
13.
14. Отличительная особенность дома - фриз между третьим и четвёртым этажом, на котором изображены горные козлы или серны. Жерихов ещё пару раз использовал этот приём в более поздних постройках, но уже не с животными, а с людьми.
15. Кронштейны, поддерживающие выступающий карниз. Такое часто можно увидеть и на зданиях других архитекторов.
16. Вид со двора.
Были в доме и шикарные интерьеры, но после проведённой в 1990-е годы реконструкции с перепланировкой практически все они были утрачены.