Доходный дом Товарищества «А. Бахрушин и сыновья» на Тверской

Mar 22, 2024 20:00

    Карл Карлович Гиппиус строил для Бахрушиных не только особняки и богоугодные заведения. Бахрушины - предприниматели, и такой бизнес, как постройка доходного дома для сдачи в аренду квартир и торговых помещений, они не могли обойти стороной. Мы уже видели в исполнении Гиппиуса фасады, оформленные в разных стилях: неорусском, классицизме, краснокирпичном, готическом и даже китайском. И вот теперь "бесстыдный стиль - модерн".

Надо сказать, что модерна на Тверской в пределах Садового кольца всего два дома: этот и конторский дом Сытина.



2. Фасад на три части дробят два эркера. Собственно эркеры они только на 3 и 4 этажах, на пятом переходят в балконы, линию эркеров продолжают мезонины.


3.


4. До того, как на улице Горького построили огромные дома для сталинской элиты, нумерация была другой. Домов было больше и этот дом имел 38-й номер.


5. Каждый этаж Гиппиус оформил по-своему.


6. На 4-м и 3-м балконы на всю длину фасада, прерываемые только эркером.


7. Здесь Гиппиус применил модерн в его бельгийском варианте.


8.


9.


10. Лорелеи.


11.


12. К счастью, сохранились ограждения балконов, выполненные на растительную тему.


13. С обилием извилистых линий, как того требуют каноны стиля.


14. Нижние этажи здания занимали коммерческие фирмы. Здесь был магазин и студия братьев Пате, основателей одноимённой фирмы, от которой пошло так хорошо известное нам название портативного граммофона "патефон". Здесь же была их студия грамзаписи. Она досталась в наследство большевикам и в ней записывали на пластинки речи Ленина.


Декретом ВЦИК от 26 ноября 1918-го года была создана "Центропечать", которая также находилась в этом здании  Центропечать отвечала за пропаганду и в период Гражданской войны снабжала печатными изданиями фронты, организовывала агитпункты, агитационные выставки, агитпоезда и пр.,. В 1922 Центропечать реорганизована в "Товарищество на паях контрагентства печати". В 1930 его функции перешли к всесоюзному агентству по распространению печати "Союзпечать".

15. Ещё был на первом этаже магазин и фотостудия "Отто Ренар".


Отто Ренар, фотограф Двора его Величества короля Сербского, открыл заведение в 1881 году. За фотографические работы на выставке 1882 года в Москве был награжден бронзовой медалью. В начале 1890-х при фотографии и фототипии Ренар, совместно с Николаем Сергеевичем Никольским, открыл заведение и магазин для производства и продажи фотоцинкографических клише. Отто ездил по России, много снимал, делал фотооткрытки, так совмещал бизнес с путешествиями. Много открыток курортов Минеральных вод напечатал.

16. С полным правом мог печатать на обороте фотографий своего ателье "Придворная фотография", не всегда уточняя какого Двора. Да, собственно, когда салон переехал в дом Бахрушина, и сам Ренар от дел уже отошёл.


В 1900 году Ренар все свои заведения, находящиеся на Тверской улице в доме Лямина, продал Н.С. Никольскому, с условием сохранения названия фирмы «Отто Ренар» или «Ренар О.». Заведение переехало в дом Бахрушина уже без Ренара. Так что в магазине от самого Ренара осталась только вывеска. Но и Никольский имел право разместить на витрине свою фамилию.
    Что интересно, фотография здесь была ещё до постройки этого здания. Помещение в доме Мятлева, предшественнике бахрушинского дома, занимала фотостудия Курбатова. А ещё сам Гиппиус был председателем Московского фотографического общества.

17. В 1960-е на первом этаже открылся ювелирный магазин "Берёзка", но к возникшей впоследствии одноимённой сети валютных магазинов он отношения не имел.


Сейчас на первых этажах бутики и бар.

Бахрушины, #веснаестьвесна, Гиппиус, Тверской район, модерн

Previous post Next post
Up