С монастырями какие истории происходят частенько у нас: достанет человека мирская суета, становится он отшельником, копает себе землянку где-нибудь в лесу, живёт там, молится, потом появляются последователи-ученики, тоже себе кельи сооружают, потом часовенку ставят, а то и церквушку, начинают забор городить. Глядишь, страждущие и болезные с приношениями туда потянулись в надежде на чудо. Кто-то выздоровел, молва об этом пошла. А то и спонсоры находятся. Отстраивается монастырь, хозяйством обзаводится. Тропа народная протоптана, паломники валом валят. И нет покоя в монастыре. Тогда находят старцы себе тихое местечко, уходят туда, организуют скит.
Есть такой скит близ Оптиной пустыни, на Валааме, на Соловках. И Троицкая Лавра не стала исключением. В 1844-м году несколько монахов Лавры в поисках тихого спокойного места обосновались в трёх километрах к востоку от Лавры на левом берегу речки Торгоши. В том же году два митрополита, два Филарета благословили это место и монахов.
Строгостью и духом православной ревности славился устав Скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие - все было направлено к спасению души человеческой. Так, и женщины допускались внутрь скита лишь один раз в год, в день взятия на небо Божией Матери - главной покровительницы этой монашеской обители.
Гефсимания - место уединенного моления Иисуса Христа о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Божия Матерь, это место Её славного Успения. В честь Гефсимании и был назван скит. Я так до конца и не разобрался, считались ли два скита на разных берегах Торгоши одним целым или всё-таки это два разных - Гефсиманский и Черниговский. Даже мне попадалось, что Гефсиманский - это скит, а Черниговский - монастырь. Но для удобства рассказа буду называть их по разному. Начну с Гефсиманского, просто потому, что про него никто не пишет.
2. После войны на территории скита был образован военный физико-технический институт 12-го управления Генштаба, который занимается сопровождением испытаний ядерного оружия. Натурных испытаний давно уже не проводят, а институт всё работает. Возможно, занимаются моделированием. От построек скита осталась только ограда с башнями и Святыми вратами, территория застроена институтскими корпусами.
3. На территории Гефсиманского скита было три церкви. Теперь их можно увидеть только на старых фотографиях. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Согласно описанию 1622 года, в селе Подсосино, расположенного в 7 км от Троице-Сергиевой Лавры на правом берегу реки Торгоши, стояла деревянная Успенская церковь, построенная в 1616 г. преподобным Дионисием, архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В 1671 г. при архимандрите Феодосии построена новая церковь с употреблением материала, оставшегося от прежней. Позже, в 1825-1827 гг., в селе выстроена ныне существующая каменная трехпрестольная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Старая деревянная церковь стояла без службы и ветшала. Местный священник в 1843 г. обратился к святителю Филарету с прошением «разрешить означенные церкви (кроме церкви Успения в селе стоял еще деревянный храм в честь святителя Николая, построенный также в XVII в.) разобрать, а материал употребить для отопления нового храма». Но святитель Филарет распорядился перенести эти храмы в лаврское урочище Корбуха на территорию будущего Гефсиманского скита.
На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 г. Эта перенесенная церковь стала первым храмом в Гефсимановском скиту. Закрыта она была в 1928 г. последней в скиту. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после передачи территории скита институту была разрушена.
4.
5.
6. Каменная одноглавая церковь Воскресения Словущего была построена в 1853-м году. Она стояла в восточной части скита, там, где было кладбище.
7. Теперь на её месте, и на части кладбища тоже стоит один из старых институтских корпусов.
8. Трапезная церковь Сергия и Никона Радонежских построена тоже в 1853-м.
Но это была не отдельно стоящая церковь, а центр здания. в котором располагались кельи и больничные палаты. Главный престол помещался на хорах, внизу был устроен придел Филарета Милостивого. Внешне выделялся главкой.
9. Это единственная церковь на территории Гефсиманского скита, от которой хоть что-то осталось. Её видно из-за ограды, но ко мне подошёл вежливый военный и попросил не фотографировать территорию института, поэтому фото из Сети.
10. В 1930-е годы в одном из зданий скита располагалось общежитие Московского Зоотехнического института, впоследствии переведённого в Балашиху.
11. В скиту была и колокольня, стоявшая сразу за Святыми вратами.
12. Построена колокольня была в 1871-м году, на ней был 300-пудовый колокол и часы с боем. Взорвали в 1963-м.
13. Лучше всего сохранилась ограда и башни на ней. Ограда нужна и скиту, и институту.
14. Юго-восточная башня ограды скита.
15. Северо-восточная башня.
Сохранилась ещё одна башня, юго-западная, но она находится на закрытой территории и фотографий её я в Сети не нашёл.
16. О размерах скита можно судить хотя бы по длине ограды, протянувшейся вдоль восточного залива Верхнего Скитского пруда.
На другом берегу залива находится Черниговский скит, но о нём в следующий раз.
Путеводитель по монастырям в моём журнале