Посёлки Торфопредприятие и Погонный.

Aug 02, 2018 20:00

    Посёлок Торфопредприятие, бывший посёлок Центральный расположен на землях Лосиного Острова, но административно входит на правах микрорайона в состав города Королёв. Ещё дальше, за лесами, за болотами находится посёлок Погонный. Я их объединил в одну тему исключительно по той причине, что создавались они для одной цели и примерно в одно время.




Цель эта понятна уже из названия посёлка - добыча торфа.
    Бурное развитие промышленности в России в конце 19-го века требовало энергоресурсов, плотин на речках уже было недостаточно для привода фабричных механизмов. Наступила эра паровых машин. В условиях Подмосковья самым подходящим топливом оказался торф. Залежей его было много, располагались они повсеместно, а потому он и занял лидирующую позицию в ряду топливных ресурсов. Уголь или нефть надо было покупать, везти издалека, а торф - вот он, практически даром. А об экологии тогда особо не заботились.

2. На территории нынешнего Королёва к концу 19-го века действовала достаточно большая бумагопрядильная фабрика Франца Рабенека.



Для отопления и паровых машин требовался торф. Добывать его начали ещё в 1870-е годы по берегам Яузы. Есть предположение, что примерно 1000 лет назад на территории торфоразработок находилось большое озеро, через которое протекала Яуза, и что даже существовал волок из Клязьмы (от Шапкиного моста) до этого озера. Но потом озеро заросло, заболотилось, получились торфяные болота.
    Для вывоза торфа была построена узкоколейка. Кроме фабрики Рабенека, торф отсюда отправляли и на кирпичные заводы Худякова, расположенные в районе Хотьково. После революции фабрика была переориентирована в рамках проекта ГОЭЛРО на выработку электроэнергии и торфа стало требоваться ещё больше. Началось строительство ширококолейной дороги. Фабрика в 1925-м году вернулась к своей прежней деятельности, а дорога осталась. Широкая колея доходила до посёлка, который в то время назывался Центральный, а в него торф привозили по сети узкоколеек, разбросанной по насыпям среди Яузских болот. Чтобы насыпи не размывались, по их краям были посажены берёзы.

3. Этим как раз лет по 80.



4. Воду отводили по дренажным каналам.



5. Через каналы были наведены мосты.



6. Но многие из них разрушены. Скорее всего умышленно, чтобы народ не лазил по заповедным местам.



7. А этот оставлен, лесоохрана по нему сама ездит.



Основной объём добычи торфа пришёлся на 1930-1950-е годы. В 1972-м году добыча торфа была прекращена. Но была кроме широкой колеи ещё одна узкоколейка, ведущая в город. Она проходила от западной части нынешнего озера и шла по дороге, на которой частично сохранились бетонные плиты, к Финскому посёлку. По ней в годы войны возили торф для артиллерийского завода и для отопления домов.

8. По болотам и лесам до сих пор разбросаны останки техники.



9.



10. Основная масса домов в посёлке построена именно в 1930-е годы для рабочих торфопредприятия. Жителей посёлка называли "болотскими".



11. Сейчас многие дома заброшены.



12. Бывшая "пожарка" - станция пожарной охраны.



13. Несколько домов в прошедшую осень сгорело.



14. Я насчитал в ноябре 4 "свежесгоревших" дома. Вряд ли это простое совпадение.



15.



16.



17. Зато у леса на опушке жила зима в избушке в заповедной зоне появились неплохие коттеджики.



18. Но кое-где ещё живут и коренные жители. Кстати, как правильно называется житель посёлка Торфопредприятие? Ну кроме как "болотский"?



19. Или вот до этого, когда был ещё Центральный? Центральщики? Центровые? Богат и могуч русский язык, но где-то и он не даёт ответа.



20.



21.



22. А если есть хозяева, то и рыжий котейка оказался вполне дружелюбным, общительным и вполне гладибельным.



23. Детский сад, средняя и старшая группы. Деревянное здание яслей стояло отдельно и позади кирпичного и, кажется, не сохранилось. Школа была в другом месте, чётко напротив автобусной остановки, стояла вдоль дороги, длинное одноэтажное здание, окна классов выходили на площадь при автобусной остановке, школьный двор был с противоположной стороны. Школа не сохранилась.



24. Была в посёлке и своя котельная.



25. В посёлок по-прежнему ходит автобус от станции Болшево.



26. Администрация посёлка. Она же и на заглавном фото.



27. В одном из сохранившихся зданий действует детский экологический центр, сюда водят школьников на экскурсии и уроки того, что раньше называлось "природоведение".



28. Говорят, что водоснабжение посёлка до сих пор осуществляется от этой водонапорной башни.



29. Есть и помпезное здание магазина. Солидное такое, с колоннами. Не знаю, работает ли он сейчас.



30. За продуктовым магазином ещё пара заброшенных зданий общественного назначения. Промтоварный магазин Там же продавали ткани, канцтовары, игрушки.



31. Столовая для работников предприятий посёлка, а также для всех желающих, приезжали обедать в том числе из города. Также столовая обслуживала школьников - завтраки в большую перемену, обеды.



32. И памятник, очень неплохой, на мой взгляд.



33. В восточной части посёлка есть два многоквартирных дома более поздней постройки.



34.



35. А поскольку печек в этих домах не предусмотрено, для них была построена своя котельная.



Быт здесь очень суровый, потому как город по нашим законам не может обслуживать коммунальные объекты, расположенные на территории другого хозяйствующего субъекта, в данном случае ГПНП Лосиный Остров. Не знаю, решён ли вопрос сейчас, но ещё полтора года назад жители наукограда сами закупали ДРОВА для котельной, нанимали истопника, платили ему зарплату. Те же проблемы и с электричеством.

36.



Несмотря на всю свою заброшенность, посёлок весьма посещаем жителями Королёва, потому как через него проходит дорога на Торфянку (на местном сленге "Тряпка") - бывший карьер, а сейчас озеро. Судя по рельефу дна, а глубины здесь достигают 8-ми метров, в карьере добывали песок для строительства дороги.

37.



38. Там можно половить рыбу.



39. Походить босиком по чистому снегу.



40. И поплавать в любое время года.



41. Километрах в 3-х к югу от Центрального есть кирпичная руина.



История её темна. Судя по тому, что сохранились остатки линии электропередач, ведущие к руине, здесь могла быть трансформаторная подстанция для посёлков Западный Погонный и Восточный Погонный. Построено здание из кирпича с клеймом "Моссиликат", бывшего к ирпичного завода Воронина.в Мытищах. В трест "Моссиликат" он вошёл в 1923-24-х годах, а красный кирпич продолжал выпускать до 1960-го.

42. А кирпич хороший, крепкий, пока ещё не разучились делать в то время.



От Западного Погонного не осталось практически ничего, только редкие одичавшие плодовые деревья напоминают о том, что когда-то там жили люди.

43. В Восточном тоже большинство домов разрушено или просто заброшено.



44.



45. Но четыре дома обитаемы, скорее всего. используются в качестве дач.



46.



47. Чем ближе к цивилизации, тем целее дома. Обратите внимание на номер дома.



48. А первый так вообще новый.



Цивилизацией здесь считается дорога, идущая вдоль Восточного водопроводного (Акуловского) канала. В районе 12-го переключателя есть переезд через канал к дачному посёлку "Водопроводчик" и воинской части, но проехать туда может только обладатель специального пропуска. Поэтому ездите на велосипедах, на них, если вы знаете объезды, пропуск не нужен!

Лосиный остров, велопрогулки, Торфянка, Королёв

Previous post Next post
Up