Российский экономический университет - бывший МИНХ, Московский институт народного хозяйства имени Плеханова, в простонародье Плешка, один из самых блатных вузов в советское время. Знал я пару выпускников, работников советской торговли. Но это в советское время, а история вуза уходит корнями в начало 20-го века. И начинался он именно здесь, в квартале с границами: Стремянный и Большой Строечновский переулок, улицы Зацепа и Большая Серпуховская.
Сейчас РЭУ занимает 10 зданий, три из которых построены до революции и представляют интерес для любителей хорошей архитектуры. В строительстве этих зданий принимали участие архитекторы Зеленко, Соловьёв, Щусев, Заруцкий, Шевяков, что уже о многом говорит.
Но начну с нового корпуса, который, вполне вероятно ещё и не открыт. Интересная фантазия на тему модернизма. Но из-за забора и окружающих его зарослей в полной мере оценить задумку авторов проекта не получается, для этого нужно открытое пространство перед зданием.
2. Вроде как это будкт учебный корпус цифровых и информационных технологий. Построен на месте, где стояла школа № 555.
3. Корпус № 3 выходит на Стремянный переулок. В советское время это был главный и самый большой корпус. Сейчас он обшит плиткой.
4. Построен корпус в конце 1970-х, советский модернизм.
5. Корпус № 5, магистратура, находится между корпусом 3 и зданием мидовского архива. Год постройки не знаю, но, судя по архитектуре, что-то современное.
6. Ещё один образец модернизма - здание конгресс-центра. (фото из Викимапии)
7. Ну а теперь обратимся к корням. Красивым корням.
В 1901 г. на пожертвованном земельном участке, расположенном между Стремянным переулком и улицей Зацепа начинает строиться по проекту архитектора
Александра Устиновича Зеленко (1871-1953) здание мужского коммерческого училища, получившего почетное наименование "имени цесаревича Алексея". По мнению современника, "... здание резко выделяется среди окружающих его скромных построек своим красивым и оригинальным фасадом и обширностью своих размеров". Выпускники училища, как определялось в программе, "...должны были обладать широким кругозором, умением разбираться в вопросах мирового значения".
8. Добротный такой неоклассицизм. Без надстроек, сделанных в 1930-е году смотрится значительно солиднее.
Полный курс обучения составлял 8 лет (по два года в каждом классе); в первый класс принимались дети не младше 10 лет. Изучались: закон Божий, русский, английский, французский и немецкий языки, история, география, общая и коммерческая статистика, алгебра, геометрия, физика, химия, естественная история, технология, бухгалтерия, товароведение, правоведение, церковное пение, чистописание, рисование и танцы. На старших курсах вводилась специализация, например, в области рабочего и фабричного законодательства, местного самоуправления, банковского и страхового дела и других.
Особое значение придавалось изучению иностранных языков; среди 87 надзирателей и воспитателей (эти лица должны были знать хотя бы два иностранных языка), бывших в училище в 1804-1904 годах, только у шести были русские фамилии.
Штатные выпускники Коммерческого училища помимо получения аттестата о среднем профессиональном образовании получали звания кандидата коммерции; удостаивались звания личного Почётного Гражданина, если по рождению своему не принадлежали к высшему званию, а те, кто имели потомственное почётное гражданство награждались медалями - золотой, для ношения в петлице на Аннинской ленте, или серебряными почётными медалями. Плата за полный пансион составляла 400 руб., а за приходящих 150 руб. в год.
9. Солидный вестибюль, сразу должен настраивать учеников на серьёзный лад.
10. Здание не кажется большим, тем не менее внутри есть достаточно большие помещения.
Последние два класса я учился в школе, построенной примерно в те же годы, у нас такого зала очень не хватало. Рекреация для мальчишек - это что? это возможность дать выход накопившейся за урок энергии, побегать, потолкаться. У нас был зальчик на втором этаже раз в 10 меньше этого, но мы умудрялись на перемене погонять мячик. Приходили на урок раскрасневшиеся, потные, минут 15 приходили в себя. учителя мячи у нас регулярно отбирали, если могли поймать. А на 23 февраля девчонки подарили нам по мячику. Классная, увидев это, чуть не заплакала. А здесь простор, я даже этим ученикам немного завидую.
11.
12. Здание строилось с 1902-го по 1904-й год, что по традиции тех времён отмечено на фасаде.
13.
14. Колонны ионического ордера, хотя училище и мужское.
15.
16.
17. Очень симпатичная деталь - ворота с башенкой.
18.
19. Угол Большого Строченского переулка и улицы с неприятным для рыбаков названием Зацепа.
20. Учебный корпус женского коммерческого училища с домовым храмом иконы Божией Матери "Взыскание погибших".
21. Маленький купол венчает алтарную часть.
В 1904 г. по проекту гражданского инженера Н.Л. Шевякова в течение года было выстроено двухэтажное каменное здание Женского училища с домовой церковью. 9 июня 1905 года состоялось освящение храма во имя иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, а уже осенью того же года в училище начались занятия. Интересно техническое решение здания. Особенность конфигурации участка обусловила сложную, в плане близкую к Г-образной, форму здания. Восточная его часть была занята объемом храма, который акцентировал угол улицы Зацепы и Б. Строченовского переулка. Сам храм был вытянут вдоль линии улицы с некоторым отступом, частично заполненным крытым крыльцом-папертью, и квадратной двухэтажной шатровой колокольней.
Основной четверик храма увенчан большим куполом на высоком световом барабане. Второй купол значительно меньших размеров возвышался над граненой по форме алтарной частью. В отделке фасадов использовались майоликовые панно и керамические плитки, ими в частности был облицован шатер колокольни. Со стороны двора к церкви примыкал объем для лестниц, по которым можно было попасть как в церковь, так и в основное здание училища.
Архитектура храма решена в формах неорусского стиля. Остальные части училища, хотя и отличалась по своему характеру от храма, также в определенной степени ориентировалась на древнерусскую архитектуру, что, выразилось в постановке высоких теремных кровель и трех шатров (утраченных впоследствии), отмечающих места размещения входов в здание.
22. Два надстроенных этажа сильно портят картину.
23.
24. Над циркульными окнами окнами второго этажа и на аттике располагаются гипсовые стилизованные надписи «Московское общество распространенiя коммерческаго образованiя» и «Женское коммерческое училище». Надписи восстановлены в ходе реставрации в 2011-2012 гг. Здесь уже ощущается влияние модерна - овальные окна, разнотональная керамическая плитка.
МОРКО было образовано в 1897-м году московскими предпринимателями и финансистами во главе с А.С. Вишняковым Общество ставило своей целью развитие системы экономического образования, которое на тот момент существовало лишь в зачаточном виде. За первые несколько лет своего существования Общество открыло в Москве несколько торговых классов и два коммерческих училища - мужское в 1901 году и женское в 1902 году.
Официальным днем рождения РЭУ им. Г.В. Плеханова считается 19 февраля 1907 г. по старому стилю. Именно в этот день было подписано согласие Министерства торговли и промышленности Российской империи на присвоение учебному заведению имени «Московский коммерческий институт» (М.К.И.). собственно факт подписания такого согласия МинТоргПромом никак не менял реального положения вещей.
Московский коммерческий институт - первое в России высшее учебное заведение экономического профиля - свои первые учебные занятия провел 3 сентября 1906 г. И все оставшееся до 19 февраля 1907-го время запрос на одобрение нового названия, отправленный тогда же, бороздил бюрократические недра курирующей госструктуры, пока наконец не был подписан. Интересно, что впоследствии в самом М.К.И. свой возраст «отсчитывали» с 1906 г. Институту было официально присвоено имя Цесаревича Алексея и он получил статус высшего учебного заведения Российской империи. Первым директором института был назначен юрист, философ и общественный деятель П.И. Новгородцев, который оставался в этой должности до 1917 года. Почётным председателем Попечительного совета института был избран С.Ю. Витте.
В 1919 году Московский коммерческий институт был национализирован и переименован в Московский институт народного хозяйства (МИНХ) имени Карла Маркса. Чуть позднее, в 1924 году, по предложению Д.Б. Рязанова название института снова было изменено - создавалась путаница между «нархозом» и Институтом Маркса и Энгельса. МИНХ получил имя Георгия Валентиновича Плеханова. В 1991-м институт был повышен в звании до академии, а в 2010-м стал университетом, коим и остаётся до сих пор.
25. За этими окнами находился рекреационный зал для девочек, им тоже надо двигаться. Зал отделялся от церкви стальной перегородкой, которую можно было убирать, тогда храм мог вместить до тысячи верующих.
26. Крыльцо-паперть с мозаичной иконой Богородицы.
27.
28. Понятно, что в советское время церковь была закрыта и перестроена. В 1980-е рухнул главный купол.
29. Звонница.
30. Хорошо отреставрировали, ничего не скажешь.
31. В башенке с шатром находился вход в училище со стороны Зацепы, над входом есть надпись «Глаголевские торговые классы». Александр Николаевич Глаголев был директором училища с 1901 по 1906 год. Он набирал первый состав преподавателей, закладывал традиции и установил высокую планку обучения.
32. Здание приготовительных классов тоже было надстроено двумя этажами в 1930-е годы.
33. Таким оно было изначально.
34. В 1913-м году для института был выстроен новый Аудиторный корпус - в глубине владения, между двумя зданиями училищ; автором проекта стал архитектор
Сергей Устинович Соловьев. Сейчас это корпус № 2.
35. Здесь располагались аудитории для лекционных и семинарских занятий, библиотека, лаборатории. И училищные здания, и институтский корпус были построены в основном на благотворительные средства, пожертвованные известными промышленниками и предпринимателями. Многие классы и аудитории в институте были именные - названные в честь тех, на чьи деньги они содержались. Были классы имени А.С. Вишнякова (председателя Попечительского совета института), братьев Рябушинских, А. Бурышкина и других.
36. Был ещё дом с квартирой директора. Он, скорее всего, не сохранился.
37. Новая университетская библиотека выстроена на месте двух общежитий. Строили турки, но не достроили, заканчивали уже наши. Корпус № 6.
38. Здание комбината общественного питания выходит на Большой Строченовский переулок.
А вот интересно, есть ли среди моих читателей выпускники Плехановки?