Бородинский мост

Jan 04, 2024 16:27

    Роман Клейн был многоплановым архитектором. Кроме жилых, общественных и производственных зданий есть в числе его работ и мост, который сейчас называется Бородинским. Клейн в паре с инженером Н.И. Осколковым мост строил не с нуля, а перестраивал уже существовавший на этом месте. И после Клейна мост ещё не раз перестраивался, но оформление моста сохранилось. Мост призван был стать мемориальным, памятником Отечественной войне 1812-го года и Бородинскому сражению в частности.




    Перевоз на месте моста существовал ещё в 16-м веке, тогда лодочники и паромщики перевозили людей, товары и лошадей к началу Смоленской дороги. Зимой налаживали переправу по льду, а вот в период ледостава и ледохода связь между берегами прерывалась. В начале 17-го века был построен наплавной плашкоутный мост, который на зиму демонтировался. В 1787- 1788 гг. был построен новый деревянный мост, на долю которого через четверть века выпало стать свидетелем отступления русской армии в 1812 г. Не нашёл сведений о том, был ли мост разрушен после того, как русские войска прошли по нему.
    В 1837-м году в двадцатипятилетний юбилей сражения мост был переименован в Бородинский. Транспортный поток всё возрастал и в 1844-м году городской голова Шестаков указал на необходимость заменить деревянный Дорогомиловский мост каменным. В 1847 г. был составлен и утвержден проект постоянного моста, но из-за отсутствия средств проект не был осуществлён. В 1865 г. город выделил 300 000 рублей на устройство постоянного Дорогомиловского моста. Инженерами И. Ф. Рербергом и И. Ф. Кенигом были подготовлены два проекта: арочного и многораскосного ферменного. В июле 1866 г. московская городская дума утвердила проект многораскосного моста, разработанный инженером В.К. Шпейером, отдав подряд на строительство инженеру А. Струве.
    Мост был трёхпролётным стальным на каменных быках с ледорезами. Несущей частью были многораскосные ферменные конструкции высотой 5.5 м. Мост подобной конструкции, но скромнее оформленный, я видел в Ельце, это так называемый Каракумский мост.

2. Торцевые части ферм были оформлены декоративными порталами с башнями и щитами, на которых помещались гербы Московской и Смоленской губерний.


С постройкой Брянского (Киевского) вокзала возникла необходимость расширения моста. Его многораскосные фермы не только не обеспечивали необходимую ширину проезда, но и не соответствовали тем новым представлениям об архитектуре городских мостов, которые сложились в начале XX в.. В 1908-1909 гг. был проведен конкурс на проект нового моста. Требовалось спроектировать не только более широкий мост: новое сооружение было задумано как своеобразный мост-монумент, мост-мемориал, посвященный памяти героев Отечественной войны 1812 года.
    Разработка окончательного проекта Бородинского моста была поручена архитектору Р. И. Клейну и инженеру Н. И. Осколкову. Мост был скомпонован по той же трехпролётной схеме, пролёты перекрыты двухшарнирными стальными арками. Архитектурное оформление было решено в неоклассическом стиле с использованием мотивов русской архитектуры первой трети XIX в. Строительство велось в 1911-1912 гг. В проектировании и строительстве моста также приняли участие архитекторы А.Д. Чичагова, Г.Б. Бархин, инженер М.И. Щёкотов.
    Въезд на со стороны Дорогомилово мост был декорирован обелисками, а с другой - закругленными в плане колоннадами дорического ордера. Каждая колоннада фланкируется пилонами, над которыми расположены объемные композиции из атрибутов воинской доблести, созданные по моделям скульптора А.Л. Обера. На гранитных обелисках были нанесены имена героев войны с Наполеоном.

3. Так мост выглядел в 1924-м году.


Очередная реконструкция моста потребовалась по двум причинам: в связи с постройкой Нагатинского гидроузла и канала Москва - Волга уровень воды в Москве-реке поднялся; в связи с увеличением интенсивности движения по набережным понадобилось сделать двухуровневую развязку. Для решения этих задач были построены пролёты на обоих берегах, мост был приподнят и расширен. При этом быки были удлинены за счёт надстройки ледорезов, теперь их нет. Тонкий лёд, который образуется на Москве-реке уже не угрожает опорам моста.
    Со временем несущие арки и дорожная плита износились, потребовалась их замена. В 1999-2001 гг. мост был вновь перестроен. Обследование быков показало, что они слишком слабы, чтобы нести стальную арочную или бетонную балочную конструкцию. Поэтому были применены стальные балки с ортотропной плитой проезжей части. Визуально заметить изменения очень сложно. если не знать о них заранее. Таким образом мост сохранил архитектурный облик, а также клейновские обелиски и портики, но теперь он не арочный, а балочный. Балки «замаскированы» криволинейными фартуками из листовой стали, имитирующими несущие арки (аналогичная обманка применена при реконструкции Новоспасского моста).

4.


5.


6. Об арочном прошлом моста теперь напоминают только опоры, вмурованные в быки.


7. Обелиски. оформляющие въезд на мост со стороны Дорогомилово, стоят на некой имитации бастионов.


8. На северном обелиске закреплены плиты с фамилиями видных военачальников, руководивших войсками в войне 1812-го года.


9. Со стороны проезжей части запечатлены фамилии главных полководцев.


10. Чтобы прочитать фамилии остальных, надо обойти обелиск по кругу.


11.


12.


13. На южном обелиске чугунные плиты с фамилиями командиров армейских и крестьянских партизанских отрядов


14.


15.


16.


17. На углах обелисков имперские орлы.


18. Украшения ограды моста. Похоже на эмблему ВВС.


19. Здесь всё ясно - шлем.


20.


21. Столюики ограды стилизованы под фасции, пучки связанных кожаными ремешками берёзовых прутьев, атрибут римских консулов и царей. От фасции произошло слово "фашизм".


22. На левом берегу стоят полукруглые колоннады дорического ордера, развёрнутые "лицом" к центру города.


23.


24.


25. Общий карниз связывает каждую шестерку колонн, а на нем установлены отлитые из чугуна декоративные пирамиды древних воинских доспехов и знамен, созданные по моделям скульптора А.П. Обера.

.

26.


27. Перспективу Бородинского моста замыкает высотка министерства иностранных дел с двумя гостиницами по бокам. Теперь это "Золотое кольцо" и "Азимут", а раньше "Белград". или "Белка" в простонародье.

Клейн, #такаязима, мосты

Previous post Next post
Up