Больница и богадельня им. Медведниковых на Ленинском проспекте

Dec 23, 2023 20:31

    История больницы берет свое начало в конце XIX века, когда в соответствии с завещанием Александры Ксенофонтовны Медведниковой постановлением Московской городской думы от 6 июня 1900 года, был избран участок городской земли между Малой и Большой Калужскими улицами, напротив Нескучного сада для постройки больницы и богадельни. У Медведниковой не было наследников, муж умер на 10 лет раньше неё и почти 5 миллионов рублей она завещала на благотворительность. На эти деньги в Москве были построены гимназия, приют для психически больных детей и эпилептиков, лазарет за Серпуховской заставой и эта больница с богадельней.
    Условием завещания было безвозмездное предоставление городом земельного участка для постройки этих благотворительных заведений, каждое из которых должно было представлять собой самостоятельное учреждение и находиться в ведении Московского городского управления. Это было небывало крупное для той поры пожертвование городу.
Душеприказчиком Медведниковой в Москве выступил надворный советник Н.А. Цветков,




    Медведниковы - известная старообрядческая купеческая династия, начавшая свой бизнес в первой половине 18-го века в Иркутске. Основой бизнеса стал пушной промысел в Якутии и золотодобыча. Основателем династии стал архангельский крестьянин Осип, переехавший в Иркутск в 1725-м году. Медведниковы прославились своей благотворительной деятельностью. Муж Александры Ксенофонтовны коммерции советник Иван Логинович был праправнуком Осипа, а сама Александра была из другой известной иркутской купеческой династии - Сибиряковых. Её отец, Ксенофонт Михайлович, иркутский купец 1-й гильдии тоже был потомком основателя династии в четвёртом поколении.

2. Портрет Александры Ксенофонтовны.


Благотворительный комплекс, состоящий из больницы и богадельни имени Ивана и Александры Медведниковых, стал самым крупным и самым известным даром семьи Медведниковых Москве. По завещанию больница на 150 коек предназначалась «для неизлечимых больных христианского вероисповедания, без различия звания, пола и возраста», и богадельня для 30 престарелых мужчин и 30 женщин, должны были помочь в решении городской проблемы социальной и медицинской помощи тяжело больным, неимущим и пожилым людям.

3.


Архитектурный ансамбль больницы создавался по проекту одного из лучших зодчих эпохи модерна, академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьева (1859-1912 гг.) и включал в себя, помимо лечебных корпусов, две церкви: Тихвинской иконы Божией Матери (храм освящен 10 ноября 1904 года) и Козельщанской иконы Божией Матери (торжественно освящен 20 июня 1904 года, ныне храм переименован во имя Святителя Алексия Митрополита Московского), часовню, квартирный корпус для врачей, священнослужителей и обслуживающего персонала больницы, хозяйственные постройки: баню с прачечной, кухню, ледник. Соловьёв построил несколько других зданий в таком же стиле в Клиническом городке на Девичьем поле.

4.


Инженерное обеспечение всех пяти корпусов больничного комплекса было устроено на самом высоком техническом уровне того времени: проведены водопровод и канализация, запроектировано паро-водяное отопление и вентиляция. Причем система вентиляции предусматривала автономное обслуживание палат с одновременным увлажнением воздуха до 40%. Все было устроено по принципу наибольшего удобства для больных.

5.


6.


На торжественном открытии Медведниковской больницы, состоявшемся 17 декабря 1903 года (30 декабря по н. ст.), присутствовали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Чин освящения нового богоугодного заведения совершил будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский). Общее заведывание и больничный надзор как за больницей, так и за богадельней осуществлял главный врач и директор Степан Яковлевич Попов - врач-психиатр, прекрасный терапевт, доктор медицины, за свой труд награжденный двумя орденами - Св. Анны и Св. Станислава.
    При больнице состояли еще два врача-ординатора. Вместе с директором они составляли Больничный совет. Кроме того, в штате богадельни состояли смотритель (И. Смирнов), 25 сиделок, 6 надзирательниц, аптекарский помощник и прислуга. Больные и призреваемые получали полное содержание: пищу, одежду, лекарства.

7.


8.


9.


10.


Два протяжённых палатных корпуса - богадельню и больницу - архитектор ставит параллельно Большой Калужской улице, с небольшим отступом от неё. В каждый из объёмов встроена домовая церковь. Вход в храмы был возможен не только из корпусов больниц, но и непосредственно с улицы. Корпус «больницы для неизлечимых больных», к которым в начале XX в. причисляли туберкулёз, рассеянный склероз, гуммозный сифилис, спинную сухотку, рак и аневризму аорты, получил асимметричный крестообразный план с односторонним расположением палат вдоль коридоров. Два примерно равных по объёму двухэтажных корпуса были соединены между собой по углу домовой церковью, состоящей из трапезной, четверика и звонницы.
    Один из корпусов был развёрнут вдоль парадного фронта застройки; второй, расположенный перпендикулярно, был ориентирован вглубь территории участка и заканчивался у зданий хозяйственного двора. Перед корпусом, развёрнутым вдоль Большой Калужской, находилась металлическая, на каменном основании, ограда, соединяющая два его боковых ризалита. В правом (южном) ризалите был расположен главный вход в здание. Со стороны двора к нему примыкала высокая открытая веранда. Над главным входом был установлен металлический козырёк-навес на ажурных металлических консолях. Там же была размещена закладная доска в память жертвователей больницы - Ивана и Александры Медведниковых.
    В 1908-09 гг. к объёму богадельни на средства, пожертвованные А.К. Рахмановой - представительницей одного из известных старообрядческих купеческих родов -- был пристроен ещё один корпус, составивший с ним единый объём - так называемый Рахмановский корпус, с отдельным входом. Эта часть богадельни была рассчитана на 60 призреваемых - по 30 мужчин и женщин.

11.


12.


13.


14.


15. Ограда больничного комплекса.


16. Изразцы на столбах ограды.


17.


В годы I-ой Мировой войны часть больничных коек была отведена для раненых солдат и офицеров. В отчетах больницы того времени койки, финансируемые из личных средств граждан, назывались именными, например, «койка вдовы штабс-капитана N» или «койка памяти поручика N» и т.д.
    В 1918 г. распоряжением Советской власти богадельни закрываются, все корпуса ансамбля становятся лечебными. В 1922 г. больница становится клинической, в 1923 г. закрылись храмы, а в 1924 г. больнице присваивается название, которое она сохраняла почти 30 лет - 5-я Советская клиническая больница Ленинского района. Это название сохранялось за ней до 1953 г. С началом Второй мировой войны уже с первых дней на территории больницы был развернут эвакуационный госпиталь № 5018.
    26 мая 1992 г. постановлением Правительства Москвы 5-я Градская клиническая больница преобразована в Центральную клиническую больницу святителя Алексия митрополита Московского, Московской Патриархии Русской Православной Церкви, единственное церковное учреждение в сфере здравоохранения города Москвы. Управление больницей осуществляет попечительский Совет, возглавляемый Патриархом.

старые больницы, Донской район, Соловьёв С.У.

Previous post Next post
Up