Современное искусство в особняке Морозовых

Dec 11, 2023 21:47

    Поскольку выставка современного искусства дала мне возможность бесплатно посетить особняк Морозовых в Подсосенском переулке, считаю своим долгом немножко написать и про это самое искусство. Я считаю, что искусство должно вызывать эмоции, а не вопрос "что бы это могло значить?" Причём на этот вопрос в большинстве случаев может ответить только автор "произведения". Несколько экспонатов, или, как принято сейчас это называть, инсталляций, я всё-таки сфотографировал, чтобы потом попытаться разобраться в чём их смысл. Кому-то повезло, и он смог получить листовочку с описанием и с ней пройтись по маршруту. Но я ехал не за этим и заморачиваться поисками листовок или аудиогидов не стал.

Итак, шедевр первый.



Интересно, а разобранный паркет - это тоже инсталляция или это просто разобранный паркет и сгнившие доски под ним? А если инсталляция, то что она символизирует?

А вот что нам говорит гид: Самое время научиться играть на пианино! В круговороте дней, рутины, работы ты вдруг вспоминаешь ты свою давнюю мечту. Но пианино оказывается фейком, обманом, заросшей мхом и бетоном инсталляцией художницы Саши Нестёркиной, которая работает с темой утраченного и увядающего. В этих залах раньше звучала музыка, горели свечи, сверкали хрусталем люстры и раздавался звон бокалов. Объекты Нестёркиной мимикрируют под исторические, но на самом деле это умелые ловушки, вовлекающие в размышления о хрупкости жизни, красоте и увядании, любви и печали. Обманным становится и расположение инсталляции: при Морозовых тут был проход, а не закуток. Само пространство меняет схемы движения, а работа художницы узаконивает эти изменения, связывая времена воедино.

2. Здесь желания автора угадываются легко, их как раз ровно два: выпить и закусить. Они просты и понятны.


3. Здесь из "искусства" - увеличенный макет сигареты и бооольшшая спичка рядом с дровами. А сам камин - так, просто фон.


4. Светильник, обвитый корягами, в одном из залов. Не нашёл к нему пояснений. Похоже, что люстра штатная, а палки - это уже искусство.


5. Казалось бы, просто семь пейзажей, классика, ничего "современного". Но, если присмотреться, на третьей слева картине выглядывает какое-то лохматое существо.


От гида: Несбывшиеся желания ходят за нами по пятам всю жизнь. Мы то забываем про них, то вновь встречаемся с ними нос к носу. Серия из семи живописных работ Ростана Тавасиева - это семь дней наблюдения за закатом в Абрамцево, где художник часто проводит время. Эта работа становится размышлением о времени, которое в нашу эпоху как будто ускорилось и разогналось насколько, что остается лишь отсчитывать дни.
    Чувство умиротворения от этих пейзажей нарушают маленькие глаза, которые подглядывают за зрителем. Или это ты сам подглядываешь за собой, пытаясь ответить на вопрос - кто ты и чего по-настоящему хочешь? Вода, небо и внимательный взгляд становятся зеркалами, в которые нужно хорошенько всмотреться, чтобы разобраться в себе.
    Оглядитесь вокруг. Когда-то здесь был музыкальный зал с небольшой сценой, которая теперь пропала за глухой стеной. За аркой скрывается еще треть зала, о которой мы теперь можем только догадаться. Возможно, оттуда тоже кто-то за нами подглядывает?

6. Убегающие тарелки - здесь авторам пришлось серьёзно потрудиться над изготовлением экспоната.


От гида: Инсталляция под названием «Эй, вы куда?» Ульяны Подкорытовой и Дарьи Киселевой продолжает размышления о желанном. Круговорот из убегающих тарелок - это недосягаемые праздник и застолье.
    Блюда-раковины будто спустились с барочного потолка особняка. Их строй неровен: часть раковин обрели зооморфные конечности, остальные предпочли антропоморфные черты. Блюда несут свои дары по замкнутому кругу без остановки, их хоровод един, но походки разные. Каждый из посетителей может решить для себя сам: какой дар ему ближе и почему подношения цикличны.

Мои желанья выстроились в ряд,
Вот карусель их ходит, повторяя формы…
Я забродил вокруг стола, во тьме.
Котлеты, жемчуга, слеза и воды…
Здесь нет конца, эй, хлеб, куда грядешь?
Грибная шляпка, марафон желаний,
Песок скрипит, напавши на каблук!
Душа вне тела, палочка волшебствий.
Да сколько можно делать кругаля,
Постойте же, неупиваемые чаши!
Но манит, манит, манит карусьля
Да в путешествие по замкнутому лакшми.

В прошлом эта комната была буфетной, или пространством, в котором гости могли отдохнуть во время перемены блюд. Вспомним также, что хозяин усадьбы Алексей Викулович Морозов был страстным коллекционером фарфора - в том числе фарфоровых тарелок.

7. Если бы подобные картинки я увидел в качестве граффити на унылом бетонном заборе, то настроение моё поднялось бы. Но в исторических интерьерах 19-го века... Не тот контекст.


8. Жёлто-белая свечка на столбике - тоже экспонат, тоже какие-то желания символизирует.


Сама идея разместить современное искусство в интерьерах 19-го века мне кажется несколько странной. На фоне работ Шехтеля, Врубеля, Чичагова эти экспонаты кажутся просто убогими. Они могли бы неплохо смотреться в каких-нибудь безликих залах с голыми стенами. На худой конец - в какой-нибудь переделанной под арт-пространство старой ткацкой фабрике, но никак в таком особняке. Хотя, повторюсь, такое решение дало многим посетить этот красивый особняк.

9. Ну и я посмею внести свой скромный вклад в современное искусство.


Я за этим пареньком после выставки метров 300 прошёл, интересно было, как в таких штанах ходить можно. Сделал вывод. что трудно, надо ноги широко расставлять. Но красота требует жертв! Зато ни у кого больше таких штанов нет. Яркая индивидуальность!
    Ну а если вдруг будет ещё какая подобная выставка в каком-нибудь интересном особняке типа дома Смирнова или Стахеева, пишите, звоните, телеграфируйте, я схожу.

всяко-разное, Басманный район

Previous post Next post
Up