Шатура - город энергетиков

Dec 01, 2023 19:23

    У среднестатистического обывателя слово "Шатура" вызовет скорее ассоциацию с мебелью. Ещё совсем недавно реклама этого бренда и магазинные вывески встречались чуть ли не на каждом шагу. Сейчас как-то свой пыл они поумерили. Но если бы не ГРЭС, построенная на Шатурских озёрах, мы бы этого названия могли и не узнать. Строительство электростанции было включено в план ГОЭЛРО, хотя и началось ещё до его принятия.
    А место для её строительства было выбрано ещё в 1914-м году Р.Э. Классоном по причине близости к богатым залежам торфа - основного вида топлива будущей станции и озёрам, служившим естественными охладителями. В марте 1917 года Московская городская управа поручила инженерам И.И. Радченко и А.В. Винтеру начать подготовку строительства электростанции на Шатурских торфяных болотах. А в ноябре, когда власть сменилась, они предоставили В.И. Ленину записку о развитии торфяной промышленности. В апреле 1918 года был создан штаб по строительству Шатурской электростанции. Весной 1919 года на Черном озере в Подмосковье началось строительство временной Шатурской электростанции мощностью 5 МВт., для чего было организовано управление «Шатурстрой», начальником которого стал А.В. Винтер.




    Два года велась подготовка к разработке торфяного массива - отведение воды из болот, укладка узкоколейки к полям добычи, устройство сети, сооружение жилых домов и мастерских. Для электроснабжения стройки была проведена линия электропередачи от Орехово-Зуевской электростанции.

2. Первоначально была сооружена так называемая «Малая Шатура» как экспериментальная площадка для исследования проблем экономичного сжигания кускового торфа, а также для изучения возможности применения на электростанции морских котлов, построенных для военных кораблей.


3. На станции были установлены 2 котла «Бабкок-Вилькокс», демонтированные с Трамвайной электростанции (ГЭС-2). Ввод в эксплуатацию «Малой Шатуры» состоялся 25 июля 1920 года. В честь этого лучшим работникам были вручены бронзовые памятные медали. Это были первые трудовые медали Советской России.


4. Правда, отлиты они были с ошибками - в оригинале было так: «Память открытия ШаДурской район. электростанции». Но и ударение сначала было не на привычный нам второй слог, а на первый.


5.


6. Производственные здания, стоящие через дорогу от Малой Шатуры.


В июне 1923 года было начато строительство основной электростанции («Большой Шатуры»). Проектная мощность первой очереди составляла 48 МВт.
Руководителями строительства Шатурской ГРЭС были: Б.И. Мухин, Н.А. Архипов, С.Д. Бауер, профессор Т.Ф. Макарьев, начальник строительства А.В. Винтер, помощник начальника строительства М.М. Карпов.

7. В перспективе станция должна была выглядеть почти как Вестминстерское аббатство.


8. Но получилось так.


На основе экспериментов по сжиганию торфа на опытной электростанции («Малой Шатуре») было принято решение использовать топки с цепными решетками инженера Т.Ф. Макарьева. Это решение позволило экономить до 40% топлива. В котельной исчезли удушливые газы, установился правильный процесс горения, появилась возможность быстрой регуляции нагрузки. Заносы золы стали минимальны.
    Оборудование для Шатурской ГРЭС было заказано за границей: самые крупные в мире котлы с макарьевскими топками, самые мощные турбины и генераторы. Первая турбина станции мощностью 16 МВт была пущена в эксплуатацию 23 сентября 1925 года, вторая - 13 ноября 1925 года. К декабрю 1925 года было смонтировано 6 котлов и 2 турбины по 16 МВт.
    Шатурская ГРЭС была введена в рекордно короткие сроки - за 500 дней. По себестоимости электроэнергии станция стала самой экономичной в Европе и почти равной станциям США. На митинге в декабре 1925 года, посвященному открытию электростанции, ей было присвоено имя В.И. Ленина. На открытие станции специальным поездом прибыли наркомы, иностранные делегации, журналисты.
    В декабре 1925 года Шатурская ГРЭС была включена в состав «Московского объединения государственных электрических станций» (МОГЭС). Начались работы по строительству нового машинного зала для установки трех турбогенераторов мощностью по 44 МВт каждый фирмы Brown-Bovery. К 1930 году Шатурской ГРЭС было выработано более половины всей энергии, отпущенной потребителям МОГЭС. К 1933 году мощность электростанции достигла 180 МВт.

9. Топливо для электростанции - торф добывали на болотах, которых в окрестностях Шатуры было в достатке.


10. Контора треста "Шатурторф" размещалась в здании, построенном в 1930-е годы. Сейчас здесь краеведческий музей.


11. Возле музея стоит памятник женщинам-торфяницам, выполнявшим эту адскую работу на болотах. Бабушка жены в своё время тоже поработала на торфоразработках в Верхнеяузских болотах.


12. Мемориал в честь работников Шатурского торфоуправления, погибших в Великую Отечественную.


13. Доставляли торф на электростанцию по разветвлённой сети узкоколейных железных дорог. Вагоны с торфом таскали такие паровозы.


14. Это ВП4-1442, заводской номер 1699.


15. На смену паровозам пришли тепловозы. Тепловоз-памятник ТУ7-1178 с вагоном ТСВ


16. Построен Камбарским машиностроительным заводом в 1978 г., работал в Радовицком транспортном управлении, в 2006 г. установлен в парке


По узкоколейкам возили не только торф, но и пассажиров. В основном это были работники торфоразработок.  В 1928 году Черное Озеро, поселок Шатурстрой, временный поселок и село Торбеиха объединили в поселок Шатура. В годы Великой Отечественной войны Шатурская ГРЭС стала основным поставщиком электроэнергии в регионе.
    Мосэнерго в 1966 году, по решению Совета Министров СССР, начало работу по увеличению мощности ГРЭС на 600 МВт. В 1982 году проведена дальнейшая модернизация станции: введен в эксплуатацию теплофикационный энергоблок. В дальнейшем был реализован проект «Реконструкции ГРЭС № 5 на сжигание газа». В 2005 году, в соответствии с решением Правительства РФ, в ходе реформирования столичной энергосистемы Шатурская ГРЭС-5 была выведена из состава ОАО «Мосэнерго» и включена в «Четвертую генерирующую компанию оптового рынка электроэнергии» (ОГК-4). Сейчас ГРЭС входит в состав ПАО "Юнипро".

17. ГРЭС работает, трубы дымят.


18.


19. Пожарная часть № 13 рядом с ГРЭС.


В заключительной части просто прогуляемся по городу.

пожарная часть, Шатура, энергетика

Previous post Next post
Up