Гуслицкий Преображенский монастырь

Nov 25, 2023 21:42

    Если посмотреть на карту монастырей Московской и Владимирской областей, то можно на ней увидеть большое пятно, на котором монастырей нет. На западной границе этого пятна стоит Гуслицкий Преображенский монастырь. Территориально он находится на западной окраине города Куровское Орехово-Зуевского района. Следующий монастырь в восточном направлении находится аж в Муроме. И дело здесь не только в том, что край этот болотистый и лесистый. В конце XVII века после стрелецких бунтов в Гуслицкие леса и болота, по преданию, бежали гонимые за старую веру царём стрельцы и бояре. С тех пор Гуслицкий край стал центром старообрядчества в центральной России, а старообрядцам в ту пору официально запрещалось иметь не только свои монастыри, но и церкви.
    Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был учреждён по повелению императора Александра II с целью искоренения раскола в Гуслицком крае. Была проведена инспекция, по результатам которой и было принято решение о необходимости учреждения здесь в заселённом непосредственно старообрядцами монастыря. Для организации мужской обители и был направлен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) игумен Парфений (Агеев), происходивший из семьи старообрядцев и имевший обширные знания и недюжинную энергию. Ранее, в 1856 году, под его руководством была построена Николо-Берлюковская пустынь, а через два года его назначили на строительство миссионерского монастыря. Осмотрев все предложенные места в округе, он обратил внимание на ветхую Спасскую (Преображенскую) церковь, она то и стала отправной точкой для начала устроения обители.




   В начале октября 1858 года иеромонах Парфений установил на берегу реки Нерской крест в знак основания будущего монастыря. В феврале 1859 года в торжественной обстановке была проведена закладка первого камня, на этом событии присутствовали 6 тысяч мирян, в числе которых были старообрядцы. Старый Спасский храм, высившийся на другом берегу реки, разобрали и перенесли со всей старинной утварью на территорию новоустроенной обители, а на его месте установили часовню. Из разобранной церкви на основательном каменном фундаменте выстроили храм в 2 этажа, верхний придел освятили в честь Успения Богородицы, а нижний - в честь Воскресения Христова. Именно в этом храме и пребывал чтимый чудотворный образ Спаса Нерукотворного. Появились корпуса келий для братии и колокольня с шестью колоколами. За два года (1859-1860) обитель окружили деревянной оградой и возвели красивейший девятиглавый деревянный собор, освящённый в честь иконы Спаса Нерукотворного с приделом Преображения Господня и Николая Чудотворца. Внутреннее убранство составили иконостасы - в главном приделе установили пятиярусный, а в боковых - трёхъярусные иконостасы. Четыре раза в год в монастыре совершались крестные ходы, привлекавшие в него много богомольцев.

2. Главный храм монастыря - собор Спаса Преображения с приделами Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и храмом Всех преподобных отцов Киево-Печерских в подклете.


Если бы я увидел его где-нибудь на Урале, то можно было с уверенностью утверждать, что автор проекта - архитектор Турчевич. Но здесь не Урал, этот храм строил архитектор Фёдор Фёдорович Горностаев. А если точнее, то когда строился храм, фамилия у него была Фёдоров. Здесь есть пара непонятных моментов. На момент окончания строительства храма ему было 19 (!) лет, а звание архитектора-художника после окончания училища он получил в 1892-м году. Кроме этого собора он ничего крупного больше не построил. И вырос он в старообрядческой семье. Так что либо не Горностаев строил собор, либо собор был построен лет на 10 позже.

3. Иконы на наружных стенах апсид.




4.




5. В соборе шла воскресная служба, народу было достаточно много, ведь других никонианских церквей в Куровском нет, поэтому фотографии иконостаса и росписей пришлось взять с сайта sobory.ru.


6. Северный придел.


7. Южный.


8.


9.


10.


11.


12.


13. Монастырская колокольня.


Строительство колокольни велось с апреля 1914 по 1916 гг. Высота сооружения составляет 55,8 м от уровня отмостки до верхней части креста. Во втором ярусе колокольни находится храм Фотия, митрополита Московского. Изначально это была Спасская церковь, новое посвящение она получила в 2000-м году. В настоящий момент здание в плане имеет Т-образную форму. В 1920-е годы в помещения колокольни переехали сестры закрытого Колычевского женского монастыря, многие из которых мученически закончили свой путь. После выдворения монашествующих с территории Обители в 1928 году, в помещениях колокольни было размещено общежитее для работников Инвалидного дома, который разместился на территории Гуслицкого монастыря. Квартиры размещались в течении нескольких десятелетий, а после пожара Колокольня была переоборудована под водонапорную башню. Из-за постоянной утечки воды, происходило подмытие грунтов под основанием фундамента колокольни. Колокольня начала наклоняться, а в 1978 году произошло обрушение западного крыла-притвора колокольни. После этого директором ПНИ инициировался вопрос о сносе колокольни, которая уже к тому времени находилась в аварийном состоянии. В 1981 году был решен этот вопрос. Колокольня была признана памятником архитектуры, и снос ее был запрещен Министерством Культуры СССР. После передачи здания монастырю были проведены консервационные работы, установлен купол и крест, устроены лестницы подъема и размещены старинные и новые колокола, собранные усердием первого игумена Георгия (Хлебникова).
В результате реконструкции изменено и навершие, раньше верх был шатровый и весь вызолочен вместе со шпилем и крестом.

14. Мозаичная икона Богоматери на стене храма.


15. Двухэтажная трапезная строилась с 1880-го по 1890-й годы в несколько этапов. заметно, что здание состоит из трёх разных частей. Одна из этих частей - церковь Царственных Страстотерпцев. Её посвящение тоже изменено, изначально это был храм во имя Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.


Снегопад, начавшийся как только я приехал в Куровское, присыпал дорожки и ледок на них. На одной такой припорошенной замёрзшей лужице я подскользнулся и приземлился на пятую точку. Обошлось без последствий для тела и фототехники. А снегопад остался на память в фотографиях.

После 1917 года новые власти отобрали здания, конфисковали большую и лучшую часть монастырских ценностей. По решению большевиков на попечении братии монастыря оказалась младшая группа одного из детских домов Орехово-Зуевского уезда. В 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества и столовая лесхоза. В том же 1922 году монастырь закрыли, однако в обители оставались жить монахи, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. У них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Затем большинство насельников было репрессировано. Некоторые из них пополнили число Новомучеников и Исповедников Российских и теперь молятся в обителях небесных за земную свою обитель. Последние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1928 г., когда монастырь окончательно закрыли и монахам велели освободить все помещения.
    После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок. Казалось, что обитель погибла безвозвратно.
    В 1994 году часть монастырских построек была возвращена РПЦ. Началось возрождение обители. Постройки были переданы в таком состоянии, что сегодня без слез не взглянешь на фотографии тех лет. Самым важным явилось восстановление из руин в короткий срок Спасо-Преображенского собора.

16. Тем не менее, большая часть бывшей монастырской территории остаётся за ПНИ и вряд ли она будет возвращена.


17. Корпуса интерната, стоящие в непосредственной близости к Спасо-преображенскому собору недавно капитально отремонтировали.


18. Большого строительства сейчас в монастыре не ведётся, постороены несколько деревянных зданий. В одном из них расположилась иконописная мастерская.


19. Здесь монастырская просфорня и братские кельи.


20. Монастырская лавка и святые врата.


21. Прямо на территории монастыря стоит жилая пятиэтажка.


22.



23.


24. И о птичках позаботились.


25. Был ещё большой братский корпус с пристроенной к нему церковью иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.


Пятиглавая двухэтажная церковь в псевдорусском стиле, сооруженная в 1886 г. Примыкала с востока к кирпичному келейному корпусу в три этажа, в юго-восточной части монастырской территории. Внизу помещался придел Воскресения Словущего. Использовалась как зимний храм. Закрыта в 1925 г., занята клубом, венчания сломаны. К 1980 г. здание заброшено, в аварийном состоянии, в 2006 г. снесено. На его месте строится новый корпус.

26. Если иметь рост 2,50м, то за нынешним забором монастыря можно увидеть остаток старой стены и юго-восточную угловую башню. У меня такого роста нет, пришлось фотографировать подняв руку над забором.


Я хотел обойти снаружи в надежде всё-таки подойти хоть к одной башне, но всё вокруг обнесено высоким бетонным забором, а лезть на дерево, чтобы сфотографировать ещё одну башню у меня желания не было.

По материалам сайта sobory.ru

Путеводитель по монастырям в моём журнале

Куровское, #жилабылаосень, монастыри

Previous post Next post
Up