Маяковская - самая мозаичная станция Московского метрополитене. Нет, на Комсомольской кольцевой общее количество поболее, но там многие повторяются, а здесь каждая индивидуальная (за исключением одной). Станция красива сама по себе, но главной изюминкой являются мозаичные панно, размещённые глубоко в нишах потолка подземного зала. Для того, чтобы их рассмотреть, приходится задирать голову и складывается впечатление, что ты сквозь толщу земли видишь небо.
Серия мозаик "Сутки советского неба" (другое название - "Небо страны Советов") выполнена по эскизам художника Александра Александровича Дейнеки. В работах Дейнеки есть идеология, но её перебивает энергетика. Тема эскизов - новая жизнь в СССР, насыщенная свершениями и победами в самых различных областях - производстве, спорте, авиации и других сферах. И в каждом панно присутствует небо в разное время суток - как символ устремлений советского человека и фон, на котором действие каждого из сюжетов становится ярче, явственнее и объемней. Пока я прошёл с фотоаппаратом от первого панно до последнего, у меня сильно затекла шея.
2. Изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии - «Маяковская».
3. Современный облик подземного зала принадлежит архитектору Алексею Душкину. Благодаря применённым при строительстве колоннам и аркам из гофрированной нержавеющей стали зал получился лёгким и светлым. Здесь нет массивных пилонов, характерных для других станций того времени.
Станция была открыта 11 сентября 1938-го года и уже на следующий год проект станции получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
4. Первый проект станции в 1935-м году разработал архитектор С. Кравец. Подземный зал планировалось оформить в духе итальянского ренессанса. Однако этот проект был отклонён как неудачный, так как не использовал конструктивные возможности стальных колонн, применение которых было запланировано изначально и проект для переработки передали Душкину.
А теперь посмотрим мозаики. Воплощением изображений в мозаике из смальты занялись в Ленинграде. Кропотливую и трудоемкую работу в мастерской Академии художеств выполнил известный мозаичист и представитель знаменитой династии художников Владимир Александрович Фролов. К маю 1938 года все 35 мозаик были готовы и доставлены в Москву, а уже 22 мая, по сообщению газеты «Ударник Метростроя», началась установка панно. Каждое из них монтировалось в отдельный купол-кессон - овальную нишу.
Панно «Знамя СССР» утрачено при сооружении гермозатвора
5. Два самолёта и цветущая яблоня. Всего самолёты и другие летательные аппараты можно увидеть на 21-м панно.
6. Прыгуны в воду. Их можно смотреть и так, и повёрнутыми на 180 градусов.
7. Яблоня.
8. Сигнальщик
9. Гидросамолёт КБ Бериева МБР-2
10. Бомбардировщики днём. Скорее всего это ТБ-3
11. Парашютист днём
12. Спасская башня днём
13. Комбайн
14. Прыгун с шестом. В то время прыгали с бамбуковыми шестами.
15. Планеры.
16. Парашютисты. Прыгают всё с того же ТБ-3.
17. Прыжок лыжника. Сейчас прыгуны с трамплина руки вперёд не вытягивают, а держат их вдоль туловища.
18. Сосна.
19. Статуя девушки с веслом.
20. Самолёт.
21. На таком АНТ-25 в 1937-м году был совершён рекордный перелёт из Щёлково в Ванкувер (США) через Северный полюс.
22. Бомбардировщики ночью.
23. Дирижабль над Спасской башней ночью.
24. Парашютист ночью.
25. Биплан М-15 ночью.
26. Бомбардировщики ночью. Почти повтор, но только почти.
27. Домна.
28. Стратостат СССР-1. 1930-е - время рекордов по полётам в стратосферу. Этот в 1933-м поднялся на 19 км.
29. Авиамоделисты.
30. Игра в волейбол.
31. Парашютисты утром. Это единственный повтор.
32. Самолёт и портик.
33. Монтажник-высотник. Сплошное нарушение техники безопасности.
34. Чайки.
35. Мать
36. Два самолёта. Эти я идентифицировать не смог.
37. Опоры ЛЭП
38. Подсолнухи многие художники писали, и Дейнека не стал исключением - живописное растение.
39. Апельсины. В СССР росли апельсины?
40. Знамя СССР. С этой стороны панно "Знамя" сохранилось.
41. в своих эскизах поэта, в честь которого названа станция, проигнорировал, бюст Маяковского работы скульптора А. Кибальникова в верхнем вестибюле был установлен уже после войны. В 2005-м году бюст переехал в северный вестибюль, а изначально стоял в торце станционного зала.
42. Авторы второго (северного) выхода станции - архитекторы Н.И. Шумаков и Г.С. Мун при участии Я.В. Мун, инженеры: Э.И. Ханукова, Д. Савельева и М.А. Белова. В его отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь, пол выложен гранитом. Египетские лотосовидные колонны кассового зала напоминают колонны станции метро «Кропоткинская».
43. В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников. Свод кассового зала он украсил мозаиками на тему неба. Мозаичные панно окружены жёлтым фоном, похожим на тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского.
44.
45. Неба много и в новых мозаиках, но нет той энергетики, которая есть в работах Дейнеки.
46.
47. а на поверхности Маяковский стоит уже в полный рост.