Водоотводный канал проходит параллельно центральной излучине Москвы-реки на расстоянии в среднем 300 метров. Он был проложен в 1783-1786 годах по низменной заболоченной местности, бывшей когда-то старицей Москвы-реки. Главное назначение канала - отвод воды во время паводков, которые порядком досаждали москвичам подтоплениями как жилых, так и торговых зданий.
Стройка всё никак не начиналась, пока не произошло обрушение Всехсвятского Каменного моста во время одного из таких бурных паводков. Случилось это весной 1783-го года, обрушились три арки с опорами. Для восстановления опор воду надо было куда-то отвести. Этот несчастный случай с человеческими жертвами подстегнул начало строительства канала. Через полвека после постройки канала на Москве-реке была возведена Бабьегородская плотина, которая и отводила часть воды от центра Москвы в канал.
Одновременно с Бабьегородской была построена Краснохолмская плотина недалеко от места соединения канала с Москвой-рекой. Это позволило поднять уровень воды в канале и пустить по нему суда. Про набережные канала будет несколько рассказов, а сейчас посмотрим перекинутые через него мосты. Длина Водоотводного канала составляет около 4 км, через него в разное время было построено 11 мостов, из них 5 чисто пешеходных. Получается в среднем один мост на 360 метров. Такой плотностью мало какой водоём Москвы может похвастаться. Но расположены он неравномерно.
2. Начнём с самого верхнего по течению - Патриаршего.
3. Мост пешеходный, та его часть, которая пересекает канал, построена на три года позже основной части, соединяющей берега Москвы-реки, а именно, в 2007-м году. Об архитектуре здесь говорить не приходится: стальная балка, лежащая на двух опорах.
4. Интереснее даже посмотреть на мост снизу.
5. Интересен этот мост другим. Со стороны Якиманской набережной он входит в торгово-жилой комплекс "Негоциант". А входы на мост со стороны набережной ещё найти надо (их два). Лестницы крутые, а лифт, как всегда, не работает. Пришлось коня тащить на себе и вверх и вниз.
6. Но только это не мост встроили в дом, а дом построили над мостом в 2014-м году.
7. Следующий мост - Малый Каменный.
8. Мост широченный: по 4 полосы в каждую сторону плюс достаточно широкие тротуары. Всего 42 метра ширина. Движение там весьма интенсивное, но не в воскресенье утром.
Первый мост через Водоотводный канал на этом месте был построен в 1788 году. Мост был деревянным и назывался Козьмодемьянским (по церкви Козьмы и Дамиана). В 1880 году был построен каменный трёхпролётный мост, получивший название Малый Каменный. Современный однопролётный арочный железобетонный мост с длиной пролёта 55,2 м построен в 1938 году (инженер И.Н. Гольбродский, архитекторы К.Н. Яковлев, Ю.Н. Яковлев). До 1941 года по мосту ходили трамваи.
9.
10. Третий по счёту мост опять пешеходный. Официальное название моста - Третьяковский, он соединяет Болотную площадь с Кадашёвской набережной. Мост открыт в середине 1994 г. (инженер А. О. Хомский, архитекторы Т.В. Астафьев и Г.И. Копанс) и выглядит как однопролётная арка.
11. Есть и другие названия: Поцелуев и Лужков. Но не в честь бывшего мэра, а в честь Царицына луга.
12. Но я бы назвал его мост Любви. Чтобы брачующиеся не вешали замки на ограду моста, где их регулярно приходилось спиливать, на мосту были "высажены" металлические деревья. Многие замки уже сильно заржавели. интересно, как там с любовью у тех, кто их вешал?
13. Романтики добавляют фонтаны, бьющие прямо с водной глади канала.
14. Малый Москворецкий мост - первоначальное название «Новый Чугунный мост», четвёртый по счёту. Соединяет Болотную улицу на острове Балчуг с улицей Большая Ордынка. Продолжение моста - Большой Москворецкий мост через Москву-реку. Длина - 32,5 м; ширина - 40 м. Однопролётный, монолитно-железобетонный с облицовкой.
Построен в 1937 году в соответствии с Генеральным планом развития Москвы 1935 года как часть нового транспортного луча, соединяющего Красную и Добрынинскую площади и далее уходящего на юг. Малый Москворецкий мост, вместе со стоящим с ним по одной оси Большим Москворецким мостом, должен был стать начальным участком этого луча. Для реализации этого плана была снесена часть застройки острова и начало Большой Ордынки, которую планировали спрямить по оси мостов, а ширину улицы увеличить до 60 метров. Авторы проекта Малого Москворецкого моста - инженер Г.Б. Броверман и архитектор Л.И. Шипман.
15.
16.
17. А вот и Старый Чугунный мост. Знаете фразу "СтОит как Чугунный мост"? Так вот, это не про него, а про мост в городе Петровске Саратовской губернии.
18. Это уже пятый мост на этом месте, но закрепилось название того, который был третьим.
19. Первый мост на этом месте, деревянный, названный Высокопятницким, был выстроен в 1785 году, одновременно с прокладкой Водоотводного канала. И выходил он, как и сейчас, на Пятницкую улицу.
20. Второй мост был выполнен висячим, построен в начале XIX века. Третий мост - собственно Чугунный мост - был построен в 1835 инженером П.Я. Витте. Это был арочный мост из сборных чугунных конструкций с ездой понизу. Три ажурные чугунные арки позволяли пропускать под мостом суда, но ограничивали пропускную способность его проезжей части.
Четвёртый мост был построен в 1889 и унаследовал имя предшественника. Это был трёхпролётный балочный мост (балки из литого железа) полной длиной 45.56 и шириной 17.6 м (в том числе 12.8 м проезжей части). Опоры моста - кирпичные на свайном основании, облицованные камнем. В 1930-х годах Чугунный мост не подвергался замене или реконструкции, так как основной транспортный поток был перенесён с Пятницкой улицы на Большую Ордынку, и старый мост вполне справлялся с потоками того времени. До 1963 года по мосту ходил трамвай; в 1963 году трамвайное движение по Чугунному мосту и Пятницкой закрыли, а трамвай пошёл по Комиссариатскому мосту и Садовническому проезду. Современный мост построен в 1966 по проекту О.В. Сосонко и К.П. Савельева. Речные опоры были сохранены, береговые устои - усилены с заменой кирпичной кладки на бетон. Ширина моста осталась прежней, 17.6 м. Вместо десяти железных балок была уложена конструкция из 11 железобетонных балок.
21.
22. Если верить Википедии, перила - отливки 1889 года. Ну а что? Чугун, что ему будет за 130 с лишним лет?
23. Садовнический мост - пешеходно-коммунальный, ибо в основе его лежат две трубы теплотрассы, соединяющие ГРЭС-1 с Замоскворечьем. Он же на заглавном фото.
Назван мост по историческим Садовническим слободам XVI-XVII веков. Построен в 1963 году по проекту инженера Н.Д. Брагиной и архитекторов В.А. Корчагина и К.П. Савельева. Проектировщики рассматривали вариант прокладки труб по дну канала, но оказалось дешевле перебросить их поверху. Несмотря на то, что малый мост было бы целесообразно выполнить в монолитном железобетоне, «по велению времени» он был выстроен сборным, из уникальных железобетонных элементов заводского изготовления.
24.
Еду дальше, вижу мост,
Под мостом ворона мокнет
Положу её на мост.
Пусть ворона сохнет (детский стишок)
25. Комиссариатский мост назван по Новому Кригскомиссариату - историческому зданию Военного ведомства, построенному в 1776-1780 архитектором Н. Леграном, в котором сейчас располагается штаб Московского военного округа..
По нему я обычно въезжаю в Замоскворечье. Он является продолжением Большого Устьинского моста. Первый, деревянный, Комиссариатский мост был построен в середине XIX века. Он располагался к востоку от современного моста, по трассе Комиссариатского переулка. На правобережной, замоскворецкой стороне канала старый Комиссариатский мост упирался в глухую стену домов по Овчинниковской набережной. Большой Устьинский мост дореволюционной постройки, и продолжавший его Толкучий проезд, в свою очередь, упирались в Садовническую набережную по левому берегу канала; моста, продолжавшего бы эту трассу в Замоскворечье, до революции построено не было.
Именно здесь стоял первый Комиссариатский мост. Современный Комиссариатский мост был построен в 1927 по проекту Б. П. Тяжелова по трассе старого Большого Устьинского моста, пересекавшего реку Москву ниже тогдашнего устья Яузы; новый Большой Устьинский мост был построен в 1938 несколько выше по течению, но сквозной проезд с Большого Устьинского на Комиссариатский мост сохранился благодаря излому трассы правобережного подхода Устьинского моста. Комиссариатский мост сделан из монолитного железобетона, в основе - три бесшарнирные арки длиной 36.4 м со стрелой (высотой) подъёма 3.36 м. Высота свода в замке - 0.8 м, у оснований - 1.2 м. Опоры моста - монолитные железобетонные на основании из железобетонных свай. Дорожное покрытие было изначально брусчатым, сейчаc асфальтобетонное.
Трамвайное движение по мосту открыто только в 1963 году в связи со снятием трамвая с Пятницкой улицы. До того времени трамвай, следуя на север по Новокузнецкой улице, сворачивал на Пятницкую у станции метро Новокузнецкая, пересекал канал по Чугунному мосту и следовал на восток по Садовнической улице.
26.
27. До следующего моста - Зверева расстояние рекордное, почти целый километр. Мост пешеходный, назван в честь переулка а тот в честь дореволюционной домовладелицы Татьяны Кузьминичны Зверевой
28. Авторы проекта.
29. Солидно оформленный в граните вход на мост.
30. Малый Краснохолмский мост.
Сооружён в 1938 г. на Садовом Кольце, на продолжении Б. Краснохолмского моста. Соединяет Нижнюю Краснохолмскую ул. (бывшая ул. Осипенко) с Зацепским Валом. Сохраняет название находившегося здесь с 1912 г. железного двухпролётного Малого Краснохолмского моста. Открыт 26 апреля 1938 года.
Авторы проекта моста 1938 г. - инженер Б.П. Константинов и архитектор А.В. Власов.
31.
32. Садовое кольцо иногда бывает и таким.
33. Ограждения и украшения из литого чугуна.
34. Шлюзовой пешеходный мост построен в 1996-м году. Несущая часть - сборная металлическая конструкция.
35. И, наконец, последний мост через Водоотводный канал - Шлюзовой автомобильный. Построен в 1965 по проекту З.В. Фрейдиной.
36. Мост соединяет
Космодамианскую и
Шлюзовую набережные Москвы-реки.
37. Название Шлюзового моста и набережной - память о деревянном Краснохолмском шлюзе, перекрывавшем Водоотводный канал в течение почти века (с 1830-х до середины 1930-х годов). Шлюз располагался выше по течению, примерно напротив сохранившегося дома № 6, стр.30 по Шлюзовой набережной.
38. Шлюзовой мост выстроен параллельно руслу реки Москвы, под углом 35° к оси канала. Арка главного пролёта образована двумя Т-образными консолями (вылеты русловой консоли по 9.3 м) и центральной вставкой длиной 14.06 м. Все детали - из сборного предварительно напряжённого железобетона. Основание береговых опор - на бетонных сваях глубиной до 8 м.
А с Водоотводным каналом мы не прощаемся, ещё погуляем по его набережным.