20 мая празднуется День Волги. В прошлом году я начал публиковать рассказы о своих встречах с этой рекой. Дошёл до Рыбинского водохранилища. В этом году вернусь немного назад, в Тверь, которую посетил в этом году два раза. А то
в прошлый раз пришлось использовать заимствованные в сети фотографии.
Волга здесь ещё не набрала силу, ширина всего метров 200.
2. Мой путь по берегам Волги начался в месте впадения в неё правого притока Тьмаки.
3. Тверские берега соединяют три моста, в проекте ещё один - западный. Мосты интересные, с историей, и рассказ пойдёт в основном о них.
4. Вид на Старый Волжский мост из устья Тьмаки.
5. Долгое время переправой в Твери служил плашкоутный мост, который ведёт свою историю со времён Петра I. Мост был деревянным, опорами служили деревянные же понтоны. Мост ставился после окончания весеннего паводка и убирался перед ледоставом. Для пропуска судов мост разводили.
К началу XX века потребность в постоянном мосте стала очевидной. Государство выделило большую сумму денег на строительство, а еще часть вложила бельгийско-французская компания, которая строила вагонный завод в Заволжье и нуждалась в постоянном сообщении через реку. Сооружен мост в 1897-1900 годах чешским инженером Л.И. Машеком по проекту, составленному в 1895 году в Санкт-Петербурге инженером-технологом В.Ф. Точинским. Открыт 8 сентября 1900 года при губернаторе Н. Д. Голицыне.
Длина моста - 215,5 м, ширина проезжей части - 5,7 м, каждого из тротуаров - 2,5 м. Мост трёхпролетный, консольно-балочный (системы Гербера). Клёпаные из листовой стали фермы были установлены на 4 опорах (вместо пяти по Герберу), в связи с чем часть нагрузки моста была перенесена на отвесы в виде чугунных плит на концах ферм, выведенных в специальные камеры в береговых опорах. Это позволило увеличить длину консольной фермы в средней части моста, придать ей форму вогнутой дуги, а всему мосту - легкость, изящество. При въездах на мост были установлены фонари с художественно выполненным литьём (по два с каждой стороны). В 1904 году подъезды к мосту были заасфальтированы.
6.
В декабре 1941 года мост был взорван, но уже в начале 1942 года было проведено временное восстановление, а в 1946-1947 годах мост был восстановлен полностью. В 1982-1985 годах мост был реконструирован по проекту московского института «Гипрокоммундортранс». Металлоконструкции изготовил Воронежский мостовой завод, строительство производил Мостоотряд-19. Старые пролётные строения заменены новыми, неразрезными сталежелезобетонными. Деревянное покрытие заменено асфальтобетонным, проезжая часть расширена до 9 м, сооружены береговые подземные переходы, обновлены фермы. Красивые фермы старого моста были сохранены и навешены на новое пролётное строение как элемент архитектурного оформления, конструктивного значения они не имеют.
7.
8. Здесь видно, что все опоры остались на своих местах.
9. Мост красив.
10. Сейчас так не умеют.
11. Новый Волжский мост находится в 670-ти метрах ниже по течению.
12. Новый мост через Волгу, соединяющий Комсомольский и Тверской проспекты, сооружен в 1953-1956 годах по проекту инженера А. Б. Воловика, институт Лентрансмостпроект. Планировали построить его в 1940-е годы, но война задержала строительство. Мост был сдан в эксплуатацию 3 ноября 1956 года.
13. Мосту предполагалось дать имя М.И. Калинина, были отлиты и установлены картуши с вензелями «МК» на быках моста, однако это название не прижилось.
Мост пятипролётный, в каждом пролете 9 арок. Длина моста с подходами 485 метров, в том числе собственно моста 281 метр, ширина 19,6 метров. В лучшие времена по мосту ходил трамвай.
14. Интересная особенность этого моста: промежуточные чугунные арки были демонтированы с моста лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге при его реконструкции в 1936-1938 гг. А это был бывший Благовещенский мост, первый постоянный мост через Неву.
Получается, что Новый мост в Твери частично является первым мостом через Неву. Отливка элементов арок и надарочного строения выполнена в 40-х годах XIX века на заводе Берда. А береговые пролёты - железобетонные.
14а. Николаевский/лейтенанта Шмидта/Благовещенский мост
15. Третий тверской мост через Волгу, Восточный, можно разглядеть на заднем плане. Он был построен в 1981-м году. Проект аналогичен печально известному кривому мосту в Кимрах. Может быть поэтому в 2013-м году его пришлось капитально ремонтировать. Подробно посмотреть мост, в том числе и изнутри можно
здесь.
16. Восточный мост достаточно высокий, чтобы под ним проходили круизные речные суда, а вот под Новым и, тем более Старым они уже не пройдут, поэтому Тверь - конечный пункт круизов. К тому же под Старым мостом не может пройти и земснаряд, который мог бы углубить русло в верхнем течении Волги. А вот прогулочные теплоходики типа "Москва" проходят под всеми мостами.
17. Три круизника привезли туристов в Тверь.
18. Круизники разворачиваются с трудом. Всё-таки узковата речка.
19. Есть в на Волге в Твери и парусный флот. Регата из трёх "эмок". Третья немного поотстала и в кадр не попала.
До новых встреч, Волга!