Рабочий посёлок Электроугли, ставший в 1956-м году городом, вобрал в себя несколько населённых пунктов: посёлки заводов "Электроугли" и "Мосогнеупор", Большое и Малое Васильево, Камчатка, Кудиново, Сафоново, Горки и Каменка. Нынешний центр города находится где-то в районе окраин Каменки. По крайней мере, два здания, в основе которых лежат исторические постройки, находились именно в Каменке, первое упоминание о которой относится к 1623-му году. Это церковь и усадьба. С них и начнём.
Церковь Живоначальной Троицы была возведена в 1900 году в селе Каменка бывшего Богородского уезда по проекту архитектора Петра Крюкова.
2. Закладка храма была приурочена к коронованию в 1896 году последнего русского царя Николая II и царицы Александры Федоровны.
3. На церковном погосте у алтаря сохранилось одно старое надгробие. На камне высечен такой текст: «Потомственный почетный гражданин Петр Григорьевич Брунов родился 6 июня 1840 г. Скончался 21 июня 1902 г. и жена его Мария Гавриловна». Это могила известных фабрикантов Богородского уезда, владельцев ковровой мануфактуры и основателей Троицкой церкви в Каменке.
Имение Каменка-Любимовское в Богородском уезде было куплено Петром Григорьевичем Бруновым в 1886 году. В справочнике 1890 года встречается упоминание коврово-ткацкой и мешочной фабрики купца П.Г. Брунова «при селе Каменках». На предприятии тогда насчитывалось двести рабочих, а управляющими были Иосиф Гудаковский и Григорий Брунов. При Обуховской подгорной слободе также держал свою ковровую фабрику родственник Петра Григорьевича - Михаил Матвеевич Брунов.
В 1896 году царь Николай II и сенат утвердили устав Товарищества Петровско-Никитской мануфактуры П.Г. Брунова. Вот что было сказано в тексте указа: «Государь император, по положению Комитета Министров, Высочайше повелеть соизволил разрешить Богородскому купцу Петру Григорьевичу Брунову, жене его Марии Гавриловне Бруновой и Богородскому купеческому сыну Ивану Петровичу Брунову учредить Товарищество на паях, под наименованием: «Товарищество Петровско-Никитской мануфактуры ковровых, клеенчатых и льноткацких изделий П.Г. Брунова и Ко».
4. Одновременно с этим Брунов задумал строительство в Каменке недалеко от своей усадьбы величественной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами Черниговской иконы Божией Матери и первоверховных апостолов Петра и Павла, в день которых храмоздатель отмечал именины.
Официально приход Троицкой церкви в Каменках был утвержден церковной властью 8 июля 1900 года. На обращение митрополита московского Владимира (Богоявленского) в Синод было дано такое заключение: «Согласно представлению Вашего Преосвященства, и заключению хозяйственного управления, Святейший Синод определяет: при Троицкой церкви в деревне Каменке Богородского уезда, открыть самостоятельный приход, с причтом из священника и псаломщика…»
Купцы Бруновы были известны в округе и другими благотворительными и полезными начинаниями. Петр Григорьевич был попечителем училища при селе Сафонове и учредителем больницы при фабрике в Обуховской подгорной слободе. В 1899 году Петр Брунов на собственные средства учредил а затем содержал церковно-приходскую школу на погосте Лужки соседнего Бронницкого уезда, за что два года спустя был удостоен по указу Николая II орденом святой Анны третей степени. Супруга Мария Гавриловна была попечительницей школы в уже упоминавшейся Обуховской слободе.
Петр Григорьевич Брунов скончался вскоре после строительства церкви в 1902 году. Его супруга Мария Гавриловна умерла через год. Дело попечения о храме продолжил их сын Иван Петрович, который еще с 1901 года занимал должность старосты Троицкой церкви в Каменке.
5. В 1908 году к церкви была пристроена высокая колокольня, завершившая архитектурный образ храма, сооруженного в русско-византийском стиле.
В 1922 г. из храма забрали ценную церковную утварь. В 1931 г. священника Василия Вознесенского арестовали и отправили в ссылку. Он вернулся лишь в 1947 г., когда храм был закрыт, но зато остался жив. В 1937 г. был арестован настоятель Троицкого храма Иоанн Державин, расстрелян в том же году 15 декабря, прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Длительное время храм был закрыт, и подвергался разграблению и разрушению. Помещение использовалось под склад и другие нужды.
6. К 1980-му году церковь довели до состояния руины.
7. Но и восстанавливать начали её ещё при Советах. Первая божественная литургия была отслужена в 1991 г. В таком виде, кстати, она лучше смотрелась. чем сейчас. Зря её всю выкрасили в белый.
8. Иконостас.
9. И немного интерьеров. (Фото взяты с сайта sobjry,ru)
В настоящее время при храме действует воскресная школа для детей, работает библиотека.
10. За церковью находится старое Каменское кладбище, которое оказалось сейчас в центре города. Окна двух пятиэтажек на Троицкой и Советской улицах выходят аккурат на кладбище. Там уже не хоронят. поэтому соседи у жильцов этих домов тихие.
11. Водонапорная башня сейчас используется в качестве вышки сотовой связи.
12. Если церковь ещё хоть как-то похожа на то, что было построено изначально, то главный дом усадьбы перестроен до неузнаваемости.
13. А вот таким, предположительно, он был.
14. Сейчас о старом облике дворца напоминают разве что стрельчатые обрамления окон первого этажа западного торца здания.
У земель, на которых располагалась усадьба за всю их историю было какое-то немыслимое количество владельцев: князь Милославский, дворяне братья Обуховы, Иван Цыклер, казна, генерал Патрик Гордон, графиня Елена фон Горн, князь Алексей Волконский, подполковник Фёдор Боборыкин, генерал-майор Матвей Окулов, коллежский асессор Алексей Корольков, московские купцы братья Сорокины, надворный советник Иван Лебедев, московский купец Алексей Шипков, ещё один купец Пётр Копейкин-Серебряков. Наконец в 1886-м году усадьбу и земли вокруг неё приобрёл Пётр Григорьевич Брунов. Некоторые из владельцев организовывали небольшие фабрички по производству разного рода текстильных изделий. Брунов привел имение в порядок и построил новые небольшие ткацкие заведения (полукустарные фабрички) по производству сукна, парусины, мешковины, клеенки и даже ковров. Но Брунов не стал ремонтировать каменный дом, а поселился с семьёй в небольшом одноэтажном деревянном доме.
После смерти Петра Григорьевича усадьба досталась его сыновьям Ивану и Владимиру. Владимир в 1911-м году эмигрировал за границу, а Иван часть земель нарезал на участки, построил на них деревянные дома и сдавал их под дачи москвичам. Последней владелицей усадьбы стала кудиновская помещица Мария Карнеева.
После 1917-го в здании последовательно размещались Васильевский волостной комитет, Дом инвалидов дорожно-страховой кассы Московско-Курской железной дороги имени Кухмистерова на 50 человек, школа крестьянской молодежи, переведенная из села Кудиново в 1926 году. С 1930-х годов дом не раз перестраивали и надстраивали - сначала для размещения в нем Рабфака торфяной промышленности, а затем Кудиновского машиностроительного техникума, просуществовавшего до 1997 года.
15. При усадьбе был обширный парк и 4 пруда. Остатки липовых аллей и сейчас угадываются в сквере Победы.
16. Этот домик, возможно. в молодости был флигелем.
17. На месте части парка построили общежитие для студентов техникума.
18. Прудов осталось два - Большой, он же Каменский. Там даже рыбаки сидят, ежегодно его зарыбляют.
19. Малый, он же Исаковский. На болоте, которое было между прудом и ручьём Малинец построили коттеджный посёлок. Болото очень коварное, я бы в таком посёлке жить не хотел.
20.
21. Ручей.
22. Вернёмся в сквер. Здесь установлены три памятника. Героям Великой Отечественной.
23. Участникам трудового фронта.
24. И погибшим в локальных войнах.
25. В западной части города ещё сохранились сельские домики с красивыми наличниками и мезонинами.
26.
27. Какие-то более ухоженные, какие-то менее.
28. Город рос в восточном направлении, в продолжение улицы Школьной.
29. Папа, мама, я - велосипедная семья.
30. Дальше хрущёвки сменяют брежневки.
31. Есть парочка образцов позднесоветского модернизма. Библиотека.
32.
33. Бывшая АТС.
34. Бывший кинотеатр "Квант", сейчас культурно-досуговый центр.
35. Что удивило, так это почти полное отсутствие человейников. причина мне непонятна. В более отдалённых от Москвы Электростали и Павловском Посаде и то их больше.
36. Дома, построенные в этом веке, можно по пальцам пересчитать.
37. И те циклопическими размерами не отличаются.
38. Есть новые дома, достойные внимания и в частном секторе.
39. И заборы не такие уж высокие.
40. Но лучше всех здесь живут адвокаты.
41. А в завершение немного граффити.
42.
43.
44.