В Москве интересно заходить за большие парадные дома, стоящие по красным линиям прорубленных в советские времена улиц, сворачивать в тихие переулочки и узенькие улочки внутри Садового кольца. В них есть особое очарование, там можно встретить интересные жилые здания, особняки, а то и церквушку. В последние две московские прогулки в таких вот местах попалось мне несколько зданий в стиле модерн, о которых я раньше не знал.
2. Шедеврами их не назовёшь, но стиль узнаваем сразу.
3. Дом 3 4 по улице Жуковского, бывшей когда-то Мыльниковым переулком. Жуковский некогда жил в этом тогда ещё переулке.
4. Построен дом в 1905-м году по проекту архитектора П.А. Ушакова.
Этот бывший доходный дом Соловьёвой по праву можно назвать писательским. В 1920-х гг. здесь жил Валентин Катаев. Он был первым из группы молодых одесситов, поехавших после окончания Гражданской войны в Москву на поиски литературного признания. Катаев приехал в 1922 г. и поселился в одной из комнат первого этажа, окна которой выходили в переулок. В том же году сюда приехал его друг Юрий Олеша. На следующий год в Москву перебрались младший брат Катаева Евгений Петров и Илья Ильф. Оба на первое время остановились у Катаева. В 1924 г. у Катаева жил еще один одессит Лев Славин.
5. Мемориальной доски на доме я не видел, но видел девушку в ведущей во двор арке.
6. Гусятников переулок, дом 13.
7. Бывший доходный дом Тестова вплотную примыкает к известному
дому с рыцарем.
8. Построен в 1910 г. Архитектор О.Г. Пиотрович. В здании использованы те же традиционные для архитектора декоративные лепные украшения, что и в домах в Подсосенском, Лялином и Дегтярном пер.
9. Отличительная особенность здания - декоративная горизонтальная тяга между третьим и четвертым этажами с лихими спиральными завитками, навеянными орнаментикой московского ампира.
10. В пятиэтажном доме было всего 12 квартир. Не перестаю удивляться, сколько было в Москве людей, которые могли позволить себе снимать такие большие и дорогие квартиры.
11. Дом на углу Сретенского и Милютинского переулков.
12. Дом был построен в 1874 г. по проекту архитектора А. Л. Обера на месте дома купцов Кирилловых. В 1898 г. этот участок приобрело российское общество застрахования капиталов и доходов «Жизнь», учрежденное в 1835 г. В 1904 г. дом был перестроен по проекту архитектора В. В. Шауба. Дом занимает половину квартала и выходит сразу на три улицы: Малую Лубянку, Сретенский и Милютинский переулки.
В 1919 г. здесь расположилось Российское телеграфное агентство (РОСТА). При нём существовали литературный, театральный, художественно-изобразительный отделы. Последний располагался на четвёртом этаже и занимался выпуском агитационной продукции: плакатов, сатирических бюллетеней «Окна сатиры РОСТА» и т. д. Их исполняли художники Черемных, Маяковский, Малютин. Агентство съехало из дома в 1922 г.
Февральской ночью 1928 г. подъезд со стороны Малой Лубянки посетили работники ОГПУ. Их интересовал живший здесь шестидесятипятилетний начальник Управления связи Народного комиссариата путей сообщения Карл Никифорович Чеховский в связи с «охотой на спецов», проходившей в эти годы в советской России. Арестовать предполагалось самого Карла Никифоровича и проживающего вместе с ним сына Вадима Карловича Чеховского. Вадима нашли в подвале дома, где находилась законспирированная лаборатория. Там же были найдены оккультные книги, документы тайной организации, аппаратура, химические реактивы. Не предполагая этого, ОГПУ попало в самое сердце тайного ордена розенкрейцеров «Эмеш редививус».
Главой ордена были прокуратор В.К. Чеховский - учёный, занимавшийся различными влияниями на мозг человека, и командор Е.К. Тегер - знаток тайных обществ. Целью ордена было с помощью научных опытов, проводившихся в лаборатории в подвале дома, овладеть силами природы, найти механизм изменения психики человека. В программу-максимум входило строительство магического Храма и города посвящённых, которые обладали бы неистощимыми магическими ресурсами вплоть до бессмертия. Все члены ордена были арестованы, оба Чеховских погибли.
13. Сейчас дом далёк от своего первоначального облика, он был изуродован в 1930-е годы. Снесли башню, сбили декор в стиле модерн и надстроили дом на два этажа.
14. Да и серый цвет стен не присущ модерну.
15.
16. Другое дело - дом Саблинского стекольного завода М. Франка, стоящий в Уланском переулке под номером 5.
Саблинский стекольный завод М. Франка и Ко заказал проект дома Кекушеву. Архитектор спроектировал дом, но от реализации его проекта отказались из-за финансового кризиса. Потом проект передали всё тому же Шаубу, который тесно сотрудничал с Франками. А Кекушев построил для фирмы Франков торговый дом в Большом Кисельном переулке. Но за основу дома в Уланском пер. взяли кекушевское цветовое решение фасадов: коричневая, салатовая и синяя плитки, декорацию лепки фриза 4-го этажа.
17.
18. Дом выглядит свежо из-за того, что он практически воссозданный. Его остов играл роль сталинградского дома в фильме о войне.
19. Уланский переулок 13, стр. 2.
20. В 1909 г. участок принадлежал вдове штабс-капитана Е.А. Соколовой. Планировка и застройка его не менялись начиная с 1817 г. В этом же году его приобретает владелица соседнего владения Е.И. Куликова и сносит все постройки. На их месте по проекту П.А. Ушакова строится пятиэтажное кирпичное доходное строение с фасадами в стиле модерн.
21.
22. На доме есть знак "Крепи оборону СССР"
23. Теперь немного модерна на оживлённых улицах. Улица Каретный ряд, дом 8 - бывший доходный дом с лавками В.В. Муратова.
24. 7 лет назад у дома частично обрушился фасад. Сейчас всё восстновлено.
25.
26. Оружейный переулок. дом 43 - доходный дом А.Б. Лобозева, он же "Второй дом" Нирнзее.
27. Эрнст-Рихард Карлович строил высокие дома.
28. Новый Арбат, дом 3, стр. 1. Один из четырёх сохранившихся домов улицы Большая Молчановка. Здесь базировался полк полиции по охране дипломатических представительств иностранных государств. Не знаю, как сейчас.