Одинцово. Часть 1, довоенная

Dec 08, 2022 20:00

    В Одинцово я ездил смотреть граффити, оставшиеся с фестиваля 2019-го года, в микрорайоне Новая Трёхгорка. Микрорайон этот расположен на северо-востоке Одинцово и с самим городом связан слабо, ориентирован больше на Москву и немного на инновационный центр Сколково. От самого города я многого не ожидал, но всё-таки, раз уж оказался в тех краях, решил заехать на пару часов, заодно и пообедать. Тем не менее, в один пост увиденное и прочитанное не поместятся.

Главное, что я хотел увидеть в городе - это здание вокзала, построенное в 1900-м году Львом Николаевичем Кекушевым.



2. Вокзал этот построен в стиле раннего модерна с весьма узнаваемыми, характерными для Кекушева деталями - обрамлением окон, широкими свесами крыши на красивых кронштейнах.


3.


4. Изначально вокзал имел контрастную окраску: тёмные стены и белые наличники. Вандалы из РЖД покрасили его в свой любимый серый цвет, что сделало его менее выразительным, каким-то плоским.


5. А красивую водонапорную башню так вообще снесли в 2019-м году, теперь на её месте пустырь.


6. Привокзальная площадь - торгово-транспортный узел. Обилие автобусов и маршруток не удивляет, ведь большинство жителей ездят на работу в Москву


Село Одинцово известно с 1470 года. После присоединения в 1514 году Смоленска и его земель к Московскому княжеству Одинцово стало поселением на большой дороге - Смоленском тракте, что во многом способствовало его росту. Своё название село получило от прозвища боярина великого князя Дмитрия Донского - Андрея Ивановича Одинца, жившего во второй половине XIV в. и принадлежавшего к старинному боярскому роду, ведущему начало от касожского князя Редеди, упоминающегося в Лаврентьевской летописи под 1022 годом.
    Одинцом обычно называли первого сына в семье, второго - Другак (по одной из версий от него пошло слово "дурак"), третьего - Третьяк, четвёртого - Четвертак. Прозвища нам знакомы, но не все знают их происхождение.
    Поместье находилось в руках рода Одинцовых, пока внук Андрея Ивановича, Федосий, не разгневал великого князя Василия Тёмного и не был вынужден сбежать в Литву. Селом владели Исленьевы, Матвеев, казна, потом сын Матвеева, Ягужинские, Ефимовский, Зубов. К концу 17-го века в селе не насчитывалось и сотни жителей. В 1812-м через Одинцово прошли наполеоновские войска. Село жило сельским хозяйством и большой дорогой, пока через него не прошёл ещё один путь.
    Московско-Смоленский участок Московско-Брестской железной дороги был построен частной компанией в 1870-м году, в 1877-м был проложен второй путь. В 1896-м году участок был выкуплен казной. В 1912-м по поводу 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812-го года дорога была переименована в Александровскую.
    С постройкой железной дороги рядом с железнодорожной станцией возник рабочий посёлок Одинцово для железнодорожников и рабочих кирпичных заводов, которые открывались один за другим на богатых одинцовских глинах. С 1875 по 1895 их открылось шесть: три в посёлке Одинцово (В.И. Якунчикова, А.И. Веригина, В.Н. Гирша) и три в селе Одинцово (П.С. Павловой, И.У. Ульянова, Ф.Л. Шейкина).

7. От завода Якунчикова осталась контора - самое красивое здание города.


8. Контора построена в 1887-м году в неорусском стиле.


9. Сейчас в здании располагается экспозиция муниципального музея.


10. На территорию музея свезли пару Ильичей. Здесь им самое место.


11. Здесь же и советская мама с пионером ловят попутку.


12. Ещё там много всякой старой военной техники. Вертолётики-самолётики.


13. Последняя ступень ракеты ЗРК С-125.


14. Гаубица неНАТОвского калибра.


Ну и всякие танчики, пушечки, БТРчики. Я, хоть и мальчик, не люблю все эти штуки, особенно в последнее время.

Но вернёмся к основе одинцовской промышленности конца 19-го века - кирпичным заводам. Из шести упомянутых ранее сохранились следы двух - Якунчикова и Шейкина. Про остальные Гугл мне ничего не смог рассказать, они были совсем маленькие, кутарные и памяти о себе в истории не оставили.

15. Одинцовский кирпичный завод №6 Василия Ивановича Якунчикова располагался на территории нынешнего 1-го микрорайона, где-то между железной дорогой и Старой Смоленской дорогой, которая сейчас называется Можайское шоссе.


Кирпичный завод Василий Якунчиков основал в 1874 году на собственной земле Звенигородского уезда 1-го стана Перхушковской волости в приходе села Акулово при станции Одинцово, в 22 верстах от Москвы. Завод занимал площадь около 12 десятин.

16. Клейма на кирпиче постельные, на стенах построенных из них зданий вы клейм не увидите. А этот кирпич использовался в строительстве Исторического музея и Верхних торговых рядов (ГУМа).


Глину добывали здесь же, в районе станции Одинцово. Благодаря глиняным карьерам Одинцово богато небольшими водоёмами. На западе от завода находились жилые строения деревни Яскино, на востоке - дачные постройки, на севере - пустопорожняя земля и лес (около 30 десятин).
    Постоянных рабочих на заводе было около 25 человек. Более половины рабочих проживали на самом заводе, остальные - в ближних деревнях Яскино, Акулово, Нижнее и Верхнее Отрадное, Акишево, Красная горка в своих домах. Наибольшее число насчитывалось с мая по сентябрь - 400, наименьшим было 60 человек в период сентября по май. Мужчины были глинщиками, порядовщиками и прочими, женщины выделывали кирпич на ручных станках, развозили и перекладывали сырцевой кирпич, дети заняты были при кирпичедельных машинах. Работа на заводе производилась только днем, но обжигалы дежурили круглосуточно. Кто желал, работал в праздники за двойную плату.
    Большинство кирпичных заводов в Одинцово в первые послереволюционные годы не работали. Все сезонные рабочие разъехались по своим губерниям. Остались только постоянные жители, сумевшие найти себе работу в Одинцово или Москве.
    Завод Ф.Л. Шейкина был построен в 1908-м году слева от железной дороги (если смотреть в сторону Можайска). Он получил у местных название "Второй завод".
    В 1923-м началось восстановление кирпичного завода № 6 (бывш. завода Якунчикова), в мае 1924 г. он стал выдавать продукцию. Вступали в строй и другие кирпичные заводы. Обеспеченность их техоборудованием и сырьем в то время была недостаточной. Отрицательно сказывалась и большая текучесть кадров, заводы продолжали работать сезонно. Производственные планы выполнялись на 70-80%. В 1924 г. завод № 6 выпустил 7 млн. шт. кирпича, завод № 2 (бывш. Шейкина) в 1928 г. дал 4,7 млн. шт. кирпича.
    В 1935 г. на кирпичные заводы подводится электроэнергия, а с 1937 г. вводятся в действие цехи сухого прессования, что дало возможность перейти на круглогодичную работу. Положение на кирпичных заводах стало выправляться. В 1937 г. завод № 6 дал 34 млн. шт. кирпича, завод № 2-35 млн. шт.
    Второй завод стал одним из крупнейших городских предприятий. В середине 1930-х годов из 2133 человек, проживавших в Одинцове, на нем работали 658. Тогда появилось и современное его название - Внуковский завод, к этому времени вся земля на окраине Одинцова была уже использована, и производство частично переместилось ближе к станции «Внуково» Киевского направления железной дороги, туда была проложена железнодорожная ветка вдоль современного Транспортного проезда. Теперь это Внуковский завод огнеупорных материалов, работает, выпускает продукцию.
    С 1907-го года в Одинцово заработала трикотажно-вязальная фабрике П.О. Гар, в 1932-м - лесо-тарный завод, который и сейчас работает, называется Одинцовский комбинат мебельных деталей. А вот здания бывшей фабрики Гар заняла районная больница.

17. В Баковке, рядом с посёлком Одинцово в 1936-м году начал работать завод резиновых изделий. Первой его продукция были противогазы и резиновые шланги.


18. А самое популярное и известное в стране изделие он начал выпускать уже после войны. Стоило оно 4 копейки за пару. Кто-то подсчитал, что в год завод выпусакл по 3 презерватива на одного советского мужчину. Но, к счастью, завод этот был не единственным, эти изделия выпускались в Серпухове, Армавире и на Украине (завод "Красный резинщик"). Впоследствии завод освоил выпуск резиновых сапог и галош.


19. Ещё вот такая интересная картинка мне попалась. Не знаю, были ли на самом деле такие, сам лично не видел, но скорее всего фейк.


20. Вплотную к заводскому забору построен посёлок БЗРИ. 4 двухэтажных дома 1937-го года, ещё штук 5 послевоенных, один из них трёхэтажный.


К 1939-му году в посёлке проживало уже около 12 тысяч человек, работали предприятия и Одинцово получило статус рабочего посёлка в составе Кунцевского района Московской области. В войну Одинцово оказалось в ближнем тылу, немцы не долши до него всего несколько километров. Часть предприятий была эвакуирована на восток, оставшиеся перешли на выпуск продукции для фронта. Кроме призванных в армию в жители Одинцово вступали в ополчение.

21. Памятник работникам БРЗИ, погибшим в Великую Отечественную.


В 1990-е производство презервативов перевели во Вьетнам, там было дешевле делать. Сейчас завод перепрофилирован на выпуск косметики "Красная линия".

22. Но отмотаем время назад, посмотрим, что же было в селе Одинцово. А от села сохранилась церковь Гребневской иконы Божией Матери.


Деревянный храм на Старой Смоленской дороге в селе Одинцово был построен в 1673-1679 годах на средства боярина А.С. Матвеева и освящён в честь священномученика Артемона. Каменный же был построен на рубеже 18-19 веков на средства графини Е.В. Зубовой и освящён в честь Гребневской иконы Божией Матери. В августе 1812-го Одинцово было занято наполеоновскими войсками, церковь была разграблена и осквернена, пришлось в 1813-м освящать её заново. В1898-м была построена новая колокольня и трапезная с двумя приделами: во имя святителя Николая и во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского.
    В 1920-х новая напасть - большевики изъяли все ценности, в 1938-м арестовали последнего настоятеля храма, а сам храм закрыли и разграбили, осквернили церковное кладбище. Здание церкви начали использовать под хозяйственные нужды. В 1989-м храм хотели перестроить под концертный зал, начался сбор подписей за передачу здания общине. В 1991-м храм передали, в 1995-м опять освятили.

23. В 2004-м при храме, в честь его 200-летия, открыли достаточно большой православный социально-культурный центр.


24. В 2005-м была построенная часовня Иконы Божией Матери Живоносный источник.


25. Ещё одна часовня, построенная на месте деревянной в 1887-м году. Её посвящение неизвестно.


26. Четвёртое дореволюционное здание Одинцово - бывший "заезжий дом" купца В.М. Сорокоумова, построенный в конце 19-го века. Сейчас в здании детская музыкальная школа.


С развитием железнодорожной сети вокруг Москвы стало появляться много дачных посёлков. Такой посёлок, в котором было 125 дач и одна усадьба, был построен и в Одинцово. Располагался он по обе стороны железной дороги в Запрудном (ныне 8-й микрорайон) и Привокзальном районах. В Запрудный район я не ходил, а вот по бывшему Привокзальному прошёлся. Двухэтажные кирпичные и деревянные дома, которыми была застроена территория между Можайским шоссе и железной дорогой, во второй половине 1960-х были снесены практически все, за исключением конторы завода Якунчикова и заезжего дома Сорокоумова. А вот за Можайским шоссе несколько деревянных домов сохранилось.

27. С большой долей вероятности это и есть бывшие дачи. По крайней мере, планировка с расходящимися под углом улицами Интернациональная и Коммунистическая на такую мысль наталкивают.


28. Осталось этих домов совсем мало, некоторые стоят заброшенными.


29. А в некоторых до сих пор живут.


30. И коты из-под забора вылазят вполне себе упитанные.


Во второй части посмотрим послевоенное Одинцово, которое мне показалось военно-спортивным.

клейма, Одинцово, Кекушев

Previous post Next post
Up