Первой остановкой, которую делают приехавшие в Углич со стороны Москвы туристы, обычно становится Богоявленский монастырь. С конца прошлого века я частенько проезжал мимо него, когда ездил с компанией на рыбалку на Рыбинское водохранилище. Это было зимой и как правило в тёмное время суток. После 2007-го каждый год с семьёй, уже летом, ездил отдыхать в Мышкин. И даже пару раз был в Угличе в качестве пассажира круизного лайнера. Так что все изменения последней четверти века происходили буквально на моих глазах. Поэтому фотографии будут разных лет.
Из проходного двора с заброшенными ободранными церквями монастырь превратился в конфетку. Внутри храмов работы ещё непочатый край, но, судя по тому, как был восстановлен внешний вид, стоит надеяться, что и росписи храмов приведут в порядок в ближайшее десятилетие. Сейчас монастырь вернул практически всю свою территорию, которой он владел до 1917-го года. И территория эта занимает почти целый городской квартал между улицами Ростовской, Февральской, Первомайской и 9-го января. Такой вот календарь получился.
Монастырь основан в конце XVI - начале XVII вв. По разным версиям основательницами называются М.Ф. Нагая или К.И. Шестова. Царица Мария Федоровна, мать убитого святого царевича Дмитрия была здесь пострижена в монахини. Первоначально монастырь находился в юго-западной части кремля. В 1609 г. был разорён поляками. Восстановлен в 1620-х гг. В 1661 г. перенесён на нынешнее место. В 1689-1700 гг. построен первый каменный храм. В 1764 г. получил статус третьеклассного. В XIX в. велось активное каменное строительство. С середины века являлся одним из наиболее значительных и известных монастырей Ярославской епархии. Число насельниц достигало 250 человек.
Монастырь был закрыт примерно в 1930 г. В 1930-1960-е гг. его архитектурный ансамбль значительно пострадал. В 2003 г. Федоровская и Смоленская церкви были возвращены верующим. В 2010 г. началось возрождение монастыря.
2. Так выглядел монастырь с ростовской дороги. Сейчас такую картинку не увидишь - деревья наросли. Но зато можно машину в тенёчке поставить.
3. Главный храм монастыря - Богоявленский собор. Недавно отремонтирован, но уже смотрится немного обшарпанным.
4. В 2016-м он блестел свежей краской.
5. Благоустройство благоустройством, но без деревьев как-то голо смотрится. 2010-й год.
Собор был выстроен по проекту архитектора Константина Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве и большое количество других зданий, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.
Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов, заменяющих восточную стену четверика. С запада в храм ведет небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведет широкая и удобная внутристенная лестница. Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око». В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.
Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две в промежуточных арках алтарей, за столбами.
В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игуменьи Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника. Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.
19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди. Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь. Среди них была и будущая настоятельница монастыря Измарагда (Воскресенская) (в то время монахиня Алевтина), проведшая семь лет на кирпичном заводе в одной версте от города. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Освящён был храм в 1853-м году.
Храм имел наружные росписи. Над западным входом в полукруглой нише размещалось изображение Богоявления Господня, защищенное застекленной рамой. 23 апреля 1888 г. в нишах алтарей были установлены выполненные на цинковых листах иконы Богоявления Господня, Явления Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1889 г. в тимпанах кокошников храма были также выполнены росписи на цинковых листах с изображением Пресвятой Троицы, Рождества Христова, Преображения Господня, Воскресения и Вознесения Господня, Воздвижения креста Господня, Благовещения пресвятой Богородицы и икон Богородицы Феодоровской и Иверской.
Иконы в алтарных нишах были утрачены вскоре после закрытия храма, а росписи кокошников в значительно поврежденном состоянии, цинковые листы исчезли. Деревянные рамы, на которых они крепились, были сняты при ремонте фасадов в 2006 г.
Главы собора первоначально были полностью вызолочены - в таком виде храм, несомненно, производил очень сильное впечатление, сияющие купола возвышались над всем городом. Но на рубеже XIX-XX веков, не имея возможности поддерживать позолоту, главы были покрашены в голубой цвет и покрыты золотыми звездами. В таком виде, в значительно обветшавшем состоянии, они сохранялись до конца 1980-х гг., когда главы были отреставрированы и покрыты медными листами. Звезды были также изготовлены, но их не успели установить.
Источник 6. Иконостас собора ещё не заполнен. Росписи стен - сами видите в каком состоянии.
Собор был прекрасным ориентиром. Когда ехал на рыбалку, сразу за ним надо было поворачивать налево, а когда с рыбалки - направо.
7. Храм Смоленской иконы Божией Матери
Церковь построена в 1689-1700 гг. угличскими мастерами Артемием Птицыным, Иваном Русиновым, Иваном Кисельниковым и др за 500 рублей. Первоначально была освящена в честь Богоявления Господня, в 1854 г. переосвящена в честь Смоленской иконы Божией Матери после того, как был построен Богоявленский собор. Четырёхчастная церковь на подклете с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием. Алтарная апсида полукруглая, к трапезной с северной стороны примыкает придел (первоначально Смоленский, с 1854 г. - Воздвиженский). С запада к трапезной примыкает арочная двухъярусная галерея, над которой прежде возвышалась шатровая колокольня, с севера и юга находилось крыльцо на два схода. В нижнем этаже находились два придела: апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, упразднённые в 1804 г. В XIX в. была разобрана колокольня, а крыльцо заменено новым в классическом стиле, расположенным с северной стороны. Церковь закрыта в сентябре 1925 г. Отреставрирована в 1970-1975 гг., при этом восстановлено покрытие глав зелёной поливной черепицей. В 2003 г. возвращена верующим.
8. В настоящее время является зимним храмом монастыря.
9. Такой я видел церковь до реставрации.
10. Фёдоровская церковь с колокольней.
Храм заложен 21 мая 1805 г. в память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича. Строительство храма завершилось в 1818 г., в том же году его освятили. Интерьер храма расписан Тимофеем Медведевым в 1822-1824 гг. В 1836-1837 гг. с западной стороны пристроена небольшая паперть и ярусная колокольня, разобранная в 1950-е гг. В 1862 г. храм поновлен с заменой иконостаса и новыми росписями, выполненными ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1970-1980-е г. проведена реставрация.
11. 2010-й год, ещё нет колокольни.
12. 2016-й год, строительство колокольни в самом разгаре.
Росписи церкви удалось пофотографировать, их я покажу в конце поста.
13. Пока строилась колокольня Фёдоровской церкви, колокола звонили здесь, в небольшой звоннице.
14. Западный келейный корпус с церковью Иконы божьей Матери "Достойно есть" построен в 1886-87 годы.
15. Так выглядело это место 10 лет назад.
Земля, на которой воздвигнут храм, принадлежала городу и врезывалась в монастырскую, почему общество обратилось к тогдашней игуменье Измарагде с предложением купить землю. И состоялось приобретение ее монастырем. На этой земле игуменья приступила к устройству новой каменной двухэтажной жилой башни в виде часовни таким образом, чтобы она приходилась угольной в продолженной ограде монастыря. Когда стройка оканчивалась, матушка Измарагда не раз видела сны и слышала голос, который говорил ей, что она забыла Казанскую Божию Матерь. Религиозная и богобоязненная игуменья стала усердно молиться Богу и пришла к заключению, что она призывается на доброе дело построить храм в честь Казанской Божией Матери. С таким намерением матушка игуменья отправилась в Ярославль к Владыке испросить благословения. Владыка заметил, что в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Угличе имеется уже храм, но не отклонил желания игуменьи Измарагды. По прибытии в Углич игуменья получила письмо с Афона о том, что к ней идет образ Божией Матери «Достойно есть»… Эта икона и была переправлена сперва в Ярославль, потом в Рыбинск в часовню Богоявленского монастыря и, наконец, в Углич. Тут-то матушка игуменья убедилась, что новый храм должен быть в честь принесенной в дар иконы. Так вместо башни получился храм. А церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери всё-таки соорудили в 2018-м году на первом этаже.
16. 145 лет назад церковь была отдельным зданием. соединённым переходом с келейным корпусом.
17. В 1930-м году корпус отдали под жильё, при этом был уничтожен декор и само здание перестроено. 2012-й год.
18. Восстанавливать начали в 2016-м. Сейчас со стороны улицы 9-го января выглядит так.
19. Восточный келейный корпус.
20. Юго-западный и южный келейный корпуса построены в 1868-м году.
21. Надкладезная часовня на фоне собора.
22. В монастыре три входа: один с Ростовской улицы и два с улицы 9-го января.
23. На территории монастыря продолжает работать общеобразовательная средняя школа № 2. Здание было построено в 1895-м году как келейный корпус.
24. В этой школе училась поэтесса Ольга Берггольц. Жила он здесь же, в восточном келейном корпусе, отданном под жильё.
25. В настоятельских покоях долгое время был школьный спортзал. Не знаю как сейчас.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Про два других угличских монастыря: Воскресенский и Алексеевский я расскажу немного позже.
Путеводитель по монастырям в моём журнале Ещё из этой поездки:
Корабли на Волге Водонапорные башни Рыбинск. Мост Рыбинск. Заволжье Рыбинск. Полиграф Рыбинск. КонструктивизмРыбинск. Посёлок ГЭС-14
Рыбинск. Храмы
Рыбинск. Центр (2-3 части)
Рыбинск. Западный
Калязин. Современные достопримечательностиКалязин. Свистуха
Калязин. Восточная часть
Калязин. Западная часть
Село Новое
Большое Село
Углич. Богоявленский монастырь
Углич. Алексеевский и Воскресенский монастыри.
Углич. Кирпичные клейма
Углич. Город
Пошехонье.
Тутаев. Борисоглебск
Тутаев. Романов (2 части)