Более 10 лет стоял закрытый строительной сеткой особняк по адресу ул. Земляной вал, д. 56, стр. 3. Не так давно реставрация закончилась, сетку сняли, и теперь особняк предстал перед нами во всей красе. По форме особняк выполнен в стиле классицизм, как и большинство усадеб в этом районе. Но выделяет его среди них богатая лепнина.
2. На фронтоне картуш с незатейливым вензелем одного из последних владельцев дома.
3. Купидоны, а также орлы с распахнутыми крыльями украшают полукруглые наличники трех центральных окон на втором этаже.
4.
5. Кроме того, на фасаде можно увидеть множество маскаронов с лицами женщин и сатиров.
6.
7. Одно из окон обрамляют две женские статуи, стилизованные под античные. Первая символизирует искусство (со скульптурным бюстом в руке), а вторая - богатство и достаток (с рогом изобилия в руке).
8.
9. Путти здесь выполняют роль атлантов.
Первые известные документальные сведения об участке относятся к середине XVIII в. В 1757 г. участок входил в состав обширной усадьбы действительного статского советника Алексея Кирилловича Лихарева. По переписным книгам г. Москвы 1737-1745 гг. дворянин А. К. Лихарев владел в этой местности несколькими большими участками, часть из которых занимали огороды и прудовые хозяйства. Двор, по переписным книгам значившийся как «пустая земля», купленный Лихаревым в 1712-1720 гг. у разных владельцев, значился в пределах Земляного города в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. В то время двор Лихарева занимал всю территорию квартала между Николоямской ул., Проезжим (Покровским, Лыщиковым) пер., проездом вдоль Земляного города. С северной стороны усадьбы проходил переулок, ведший от Земляного вала к церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе.
С 1760-1770-х гг. усадьба значилась за артиллерии поручиком Петром Ивановичем Лихаревым. Территория двора имела форму прямоугольника со срезанным северо-западным углом в части, прилегающей к церковному участку. На плане двора 1775 г. обозначена застройка, которая состояла из одной каменной кладовой палатки и многочисленных деревянных изб. В указанный год хозяином был дан запрос о строительстве новых восьми деревянных жилых и нежилых корпусов. Как показано на плане 1783 г. все запроектированные здания уже были выстроены. Планировочная композиция застроенного комплекса имела периметральный характер и, в основном, тяготела к южному торцу квартала. К 1800 г. застройка усадьбы Лихаревых значительно обновилась: её комплекс состоял уже, в основном, из каменных зданий.
По ранним исследованиям считалось, что около 1801 г. описываемый двор со строениями приобрёл московский купец А. И. Зезин (Зенин) и после его смерти в 1806 г. участок унаследовала его вдова Зезина Матрёна Ивановна. Однако из вновь выявленных архивных материалов следует, что в 1803 г. участок принадлежал купцу И.А. Шелапутину.
Наиболее вероятная дата постройки нынешнего дома - не позднее 1817 г. На плане участка Шелапутина от 1803 г. дом отсутствует, но уже имеется на чертеже 1817 г., который подтверждается чертежами 1835, 1843 и 1869 гг. Также Щусевский музей указывает датой постройки дома 1810-е гг.
Во время войны 1812 г. вся застройка участка сгорела. Вскоре произошёл раздел большой территории усадьбы на три самостоятельных участка. Данная территория после 1815 г. вошла в состав усадьбы купца московской Сыромятной слободы Сергея Ивановича Бурова.
По сведениям квартирных книг в 1826 г. большое владение Бурова покупает московская мещанка вдова Василиса Лукьянова. В 1835 г. часть владения с застройкой в северо-западной части (со стороны Лыщикова переулка) продаётся цеховому Михаилу Краснову. В 1830-е гг. участком вместе с матерью владел московский мещанин Филипп Егорович Лукьянов. Перед главным домом разбили палисадник, расположение которого было характерной чертой для всех участков, выходивших к Земляному валу. В этом же году в углу двора выстроили деревянное хозяйственное строение. Небольшой сад занимал северную зону участка.
Наиболее вероятно участие в строительстве или перестройке дома на месте сгоревшего архитектора Афанасия Григорьева, узнаваемого по стилю и работавшего в этом районе в 1839 г. Сразу после окончания строительства коллежская асессорша Беляева, владевшая участком на тот период, выгодно продаёт владение Хлудовым.
10. После свадьбы с Пелагеей Давыдовной Широковой в 1846 г. Герасим Иванович Хлудов покупает усадьбу на имя жены, которая несколько расширила свои владения за счёт присоединения с южной стороны к территории усадьбы небольшой полоски земли, купленной у соседа мещанина Ф. Лукьянова. В особняке на Земляном валу Хлудовы прожили без малого 20 лет. Представитель купеческой династии Хлудовых Герасим Иванович известен как меценат и собиратель картин.
В 1864-м году дом был продан купцу 1-й гильдии Сергею Артемьевичу Лямину из купеческой династии Ляминых, торгующему «бумажным товаром» в Старом Гостином дворе. При нём застройка двора осталась практически неизменной, состоящей из главного дома с крыльцом, выходящим в небольшой сад. В углу сада стояла беседка. По тыльной стороне владения располагалась деревянная постройка, используемая под прачечную. Двор со стороны проезда подле Земляного города ограничивала ограда с палисадником перед участком.
В 1892 г. усадьбу с публичных торгов приобретает богатый крестьянин из Владимирской губернии Филипп Пантелеевич Пантелеев, в 1893 г. он начал капитальный ремонт главного дома и обратился к архитектору К. Дуванову. Была выполнена одноэтажная деревянная пристройка с фонарём для зимнего сада и оранжереи, новый объём возвели со стороны северного торца корпуса с выходом фасада на красную линию улицы. Именно при Пантелееве фасады и интерьеры особняка получили новое декоративное оформление, изобилующее лепным скульптурным декором. Вместе с домом в едином стилистическом ключе были выстроены каменная ограда и ворота, украшенные скульптурой и вазонами (не сохранились).
Пантелеев был хозяином скульптурной мастерской, которая размещалась в усадьбе. Вся лепнина в стиле барокко для дома изготавливалась там же.
В самом доме хозяин устроил три квартиры. Жилье на первом этаже и антресолях сдавалось внаем. На втором этаже обитал владелец. Его квартира была отделана наиболее пышно и богато. Здесь же в пристройке со световым фонарём располагалась оранжерея для выращивания цветов.
В этом же году владелец приступает к строительству новой пристройки, которая соединила дворовые корпуса с главным домом (не сохранилась). Смешанная двухэтажная постройка с лестницей на антресоли и жилыми помещениями на каждом этаже была выстроена по проекту архитектора П. Щетинина. Данная пристройка соединяла главный дом через проездную арку с дворовыми строениями.
В 1902 г. к вновь возведённым нежилым строениям пристраивается ещё один каменный двухэтажный жилой объём, занявший часть территории сада. Таким образом, практически вся западная внутриквартальная граница домовладения оказалась застроенной.
В начале XX в. домовладение сформировалось как доходное. Окончательно застроенный комплекс домовладения сформировался в 1904 г., когда по южной меже на месте пустыря выстроили каменный двухэтажный нежилой дом, фасадом обращённый к проезду по Земляному валу (ул. Земляной вал, 56 строение 4). Проект данного здания был выполнен архитектором В. Барбе.
После 1917 г. территория домовладения значилась за Управлением московского губернского инженера, а затем его занимали различные учреждения. Кроме того, в особняке некоторое время располагалась гостиница. В послевоенное время все хозяйственные и жилые строения, стоявшие по западной границе домовладения были снесены. В результате этих мероприятий была утрачена фиксация внутриквартальных границ, и в дальнейшем на этом месте прошел новый дворовый проезд. Перед закрытием на реставрацию особняк занимал центр здоровья цигун "Большое дерево".
Сейчас специалисты работают над интерьерами. Они реставрируют печи, парадную лестницу, лепнину, дубовый паркет в парадных помещениях второго этажа. Внутреннее убранство дома отличается богатством и разнообразием лепного декора. Помещения первого этажа украшены широкими потолочными карнизами с растительным орнаментом. На барельефах, которыми декорированы потолки комнат второго этажа, изображены различные цветы и растения, птицы, а также купидоны. В одном из помещений, которое предположительно использовалось как музыкальная гостиная, в потолочном декоре присутствуют изображения музыкальных инструментов - труб, скрипок и мандолины. В холле на первом этаже были обнаружены сохранившиеся фрагменты изящного мозаичного пола. Мозаика с геометрическим рисунком выложена из кусочков мрамора трех цветов. Она неплохо сохранилась до наших дней. Пол также ждут реставрационные работы.
Источник