Павловский Посад. Часть 5, прогулка по городу

Jan 12, 2022 21:16

    Сделаем небольшой перерыв в осмотре многочисленных ткацких фабрик Павловского Посада и просто пройдёмся по городу. Городом Павловский Посад стал в 1844-м году в результате объединения вокруг села Павлово (Вохна) сёл и деревень Захарово, Усово, Дуброво и Меленки. Они срослись и в настоящее время образуют центр города. Впоследствии к городу присоединились деревни и сёла Степурино, Филимоново, Городок, Корнево, Прокунино. Они и сейчас представляют собой немного обособленные районы со своими фабриками и центрами.
    В центр я приехал по улице 1-го Мая из Филимоново. Пространство между Филимоново и центром было застроено не так давно, и преобладают в застройке современные коттеджи. Улица эта раньше носила название Купеческая, и купеческий дух сохранился на ней до сих пор. Но купцы в большинстве своём были не из породы "купи-продай", а скорее "произведи-продай", т.е. фабриканты, производственники. Наиболее крупные фабрики с капитальными строениями сохранились до наших дней, некоторые из них даже работают. Но были и мелкие фабрички, от которых мало что осталось.
    Соответственно и купеческие особняки тоже разного масштаба.

Дом № 3 - усадьба священника Воскресенской церкви, 1850-1860-е годы.



2. Дом № 5 - тоже чья-то бывшая городская усадьба.


3. Дом № 6.


4. Дом № 7 - усадьба купца Щепетильникова, построена в 1861-м году по "образцовому" проекту.


Дом построил Богородский купец III гильдии, владелец фабрики шёлковых и хлопчатобумажных материй "при селе Вохне", выделывавшей нанку и "ластик", старообрядец Родион Леонтьевич Щепетильников. Фабричка его стояла совсем рядом, на левом берегу реки Вохонки.

5. Улица 1-го Мая упирается в стык улиц Мира (бывш. Дубровская) и Льва Толстого (бывш. Большая Покровская). В скверике на перекрёстке стоит памятник Герасиму Курину - предводителю волостного партизанского отряда.


Я раньше считал, что в Отечественную войну партизаны действовали к западу от Москвы, но, оказывается, Богородск (нынешний Ногинск) был занят наполеоновскими войсками. Здесь они пытались раздобыть продовольствие для армии и корм для лошадей. Линией фронта (хотя в то время таковых не существовало) проходил фактически по Клязьме. Курин вместе с волостным старостой Стуловым создал огромный по тем временам партизанский отряд из 5300 пеших и 500 конных воинов. Отряд этот серьёзно потрепал французов в районе Богородска.

6. На том же перекрёстке стоит часовня в память о событиях 1812-го года. Изначально на этом месте была поставлена деревянная часовня, в 1912-м её заменили на каменную, которую в 1930-е годы снесли. Воссоздали в 2008-м.


7. На другой стороне улицы стоит колокольня Воскресенского собора.


Храм ведет свою историю от первого в окрестностях села Вохна деревянного храма, который был возведен над рекой Вохонкой святым благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1340 по 1389 гг. и освящен во имя его небесного покровителя Димитрия Солунского. В 1703 г. началась постройка каменной Воскресенской церкви с двумя приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. В 1710 г. новый храм был освящен.
    В 1838-1839 гг. к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня. Впоследствии церковь неоднократно расширялась, в результате чего она могла вмещать до 5 тыс. человек. В 1939-м году собор закрыли, устроили в нем склад зерна, позже - склад радиодеталей завода «Экситон». В конце 1950-х гг., после взрыва хранившихся в здании кислородных баллонов и обрушения купола, храм был снесен. На сегодняшний день 58-метровая колокольня, переданная тогда краеведческому музею, - это все, что сохранилось из всего храмового массива.

8.


9. В 1891-м году на колокольне были установлены часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий, в том числе «Боже, царя храни». Куранты эти являются достопримечательностью Павловского Посада, за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков.


В 1998 г. тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви. В храме начали совершаться богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения Словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель, и приход начал свою самостоятельную жизнь.

10. На месте алтаря первой деревянной церкви сейчас стоит часовенный столб.


Надпись гласит: «Бывшее место Престола первого деревянного Храма в Павловском посаде, во Имя Св. Великомученика ДИМИТРИЯ Солунского, построеннаго Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским, во время его владения Вохонскою Волостию. с 1340 по 1389 г.»

11. Воскресная школа при храме, построена в 1903-м году, пристройка с северной стороны появилась позже..


12. Ул. Мира, дом 2.


13. Ещё один деревянный дом рядом.


14. Ул. Мира, дом 8 на 4 квартиры, построен в 1911-м году.


15. А это уже послевоенная сталинка.


16. Дом № 10, 1911-й год.


17. Дореволюционный дом на углу улицы Мира и 3-го переулка М. Горького.


18. В северной части города преобладает частный сектор, сохранилось немного старых домов.


19. Покровско-Васильевский монастырь на улице Горького (бывш. Спасская).


Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух павловопосадских фабрикантов, совладельцев самой известной в городе платочной мануфактуры - Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869). Поначалу Лабзин построил Покровско-Васильевский кладбищенский храм над могилами своей супруги и её брата, своего компаньона В.И. Грязнова. Грязнов же ещё в 1860-м построил здесь мужское общежитие с намерением преобразовать его в монастырь. Но Московская духовная консистория не дала разрешения на основание монастыря под предлогом того, что место здесь было проходное, шумное, а купеческие капиталы считались ненадёжным источником финансирования.
    Параллельно с храмом Лабзин строил женскую богадельню, а в 1884-м построил два келейных корпуса, в которых поселились женщины, которые собирались посвятить свою жизнь Богу. В 1891-м умер и Лабзин, его похоронили в нижнем храме рядом с супругой и компаньоном. Сыновей у них не было, дело его продолжили три дочери. В 1903-м году императорским указом община была преобразована в женский общежительный монастырь. Сёстры занимались рукоделием и огородничеством. И сейчас рядом с монастырём есть ферма. При монастыре был организован приют для детей-сирот. В 1920-м монастырь был закрыт, а храм действовал до 1931-го года в качестве кладбищенского. Жилые корпуса отдали под рабочее общежитие, на территории разместили базу торга, в нижнем храме сделали гараж, а в верхнем - склад стеклотары.
    В 1989-м храм был возвращён церкви, в 1990-м уже прошла первая литургия. В 1992-м открыли воскресную школу для детей, в 1995-м году был возрождён и монастырь, но уже мужской. В 1999-м Грязнов был причислен к лику святых, его мощи являются главной монастырской святыней.

20. Такой церковь была в 1903-м году, ещё без трапезной и колокольни.


21. Колокольня в псевдорусском стиле была пристроена в 1913-м году.


22. В самой церкви ещё продолжаются восстановительные работы.


23. Храм Иоанна Предтечи построен в 2008-м году.


24. Храм Михаила Архангела. Первая служба прошла в 2013-м году. Больше похож на братский корпус с домовой церковью.


25. Два келейных корпуса коттеджного типа.


26. К востоку от монастыря находится старое городское кладбище. Есть там несколько купеческих захоронений, в том числе семейных, но знакомых фамилий я там не нашёл.


27. Красновых здесь несколько похоронено.


28. Близко к памятнику не подойдёшь - слишком снег глубокий, а издалека прочитать не получается.


29.


Ещё на кладбище есть братская воинская могила. видимо там похоронены умершие от ран в местных госпиталях. И есть отдельный участок - еврейское кладбище.

30. Ну а мы перейдём по пешеходному мостику речку Вохонку. На другом берегу находится фактический центр города, о котором я позже обязательно расскажу.

Павловский Посад, кладбища, монастыри

Previous post Next post
Up