Обухово. Часть 1, Комбинат

Dec 20, 2021 19:00

    Посёлок городского типа Обухово находится в западной части Ногинского района, к северу от Горьковского шоссе. К югу от шоссе недавно был построен крупный складской комплекс. Численность населения посёлка колеблется около 10 тысяч. До развала промышленности в 1990-е годы это был типичный "текстильный городок". Обухово можно условно разделить на две части - центральную (микрорайон Ленинский) и Комбинат - посёлок в тупиковой восточной части, в междуречье Клязьмы и Шаловки. Начну рассказ именно с Комбината, туда редко забредают туристы, которые если и посещают Обухово, то в основном проездом. Я же провёл в Обухово 5 часов - почти весь короткий декабрьский световой день. И даже на хоккейный матч попал.

Название своё посёлок получил по Обуховскому коврово-суконному комбинату имени Ленина.



    Первым промышленным предприятием на этом месте стал пороховой завод англичанина Андрея Стельса. Он был основан в 1708-м году. Но уже через 4 года Стельс умер, но завод ещё 100 лет продолжал работать, уже под другими хозяевами - Беренсами, от которых пошла целая династия морских офицеров. В результате завод не выдержал конкуренции с более новыми и мощными пороховыми заводами, построенными в Санкт-Петербурге, Казани и Шостке.
    Вокруг завода образовалась подгородная слобода, но рабочие, понимающие всю опасность такого производства, предпочитали селиться поодаль от завода. В 1852-м году Пимен Тюляев строит на этом месте суконную фабрику, а в 1857-м рядом с ней ковровую фабрику строит богородский купец 2-й гильдии Михаил Матвеевич Брунов. Для этого Брунов приобрел ветхие здания "господского дома" - двухэтажный дом бывших владельцев и управляющих бывшего порохового завода с 11-тью деревянными одноэтажными постройками хозяйственного и жилого назначения на берегу Клязьмы. Покупка была сделана на деньги, доставшиеся в наследство от отца - Матвея Егоровича. Соседство с суконной фабрикой обеспечивало ковровую фабрику Брунова шерстяной пряжей, использовавшейся в производстве ковров.
    Весной 1873 года в Обуховской слободе случился верховой пожар, уничтоживший 20 крестьянских дворов вместе с деревянными фабричными строениями. На очистившейся в результате пожара территории был построен первый каменный двухэтажный корпус. В 1877 году в новом корпусе было пущено в дело 20 жаккардовых и 160 ручных станов. Но в 1880-м году новый пожар уничтожил уже 150 домов в слободе и повредил каменный корпус. К пожару добавился ещё и кризис, охвативший текстильную промышленность, связанный с недобросовестной конкуренцией польских текстильных предприятий, сбивавших цены за счёт снижения качества продукции.
    Немного поправить положение смог брак дочери Михаила Матвеевича, Евдокии, в 1882-м году вышедшей замуж за Ивана Павловича Титушина, совладельца медно-канительной фабрики в подмосковном Огудневе, ставшего позднее вместе с братом Федором основателем Торгового дома братьев Ф. и И. Титушиных. Начиная с 1884 года производство вновь начинает расширяться, Брунов открывает свои конторы и склады в Москве, Варшаве и на Нижегородской ярмарке. В 1887 году на фабрике М.М. Брунова насчитывалось 100 станов. Выпускались не только шерстяные и бумажные ковры, но и холст для мешков.
    В 1890-м году 71-летний Михаил Матвеевич Брунов отходит от дел, и передает управление фабрикой своему сыну Иосифу, который посвятил свою энергию развитию производства льняной парусины и мешочной тары. Производство льняных мешков было довольно перспективным направлением и позволяло быстро поднять фабрику после всех неурядиц. Благодаря бактерицидным свойствам льна, мешки из такой ткани использовались для перевозки и хранения зерна и муки. Льняные мешки годны для многократного применения: их можно стирать, кипятить, гладить. На предприятии в том же году трудилось 300 рабочих. В том же 1890 году обуховские ковры были удостоены золотой медали на Всемирной Парижской выставке.

2. Михаил Матвеевич скончался 13 апреля 1891 года по старому стилю и был похоронен у церкви Петра и Павла в Обухове на семейном некрополе Бруновых.


Дело перешло в руки его трех сыновей - Ивана, Иосифа и Алексея, занявшихся развитием парусинного производства. Вскоре в целях расширения парусинного производства братья покупают старейшую в городе Костроме "Опалихинскую льнопрядильную и ткацкую фабрику" с 260 рабочими. В 1895-м году братья основали «Торговый дом Михаила Брунова и наследники», во главе которого встал Иван. Льняные мешки производства Торгового дома Брунова Михаила наследники были с успехом представлены на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Предприятие было удостоено золотой медали.
    Не забывали братья и основное направления - ковроткачеству, что к 1897 году позволило им выйти на первые позиции в России в этой области текстильного производства. Кроме фабрики Бруновых в Московском уезде ковры производили ещё лишь три предприятия. Кроме ковров и мешков в Обухове рабочие изготавливали скатерти, одеяла, льняные и джутовые холсты, плюшевые и бархатные изделия, равентух, серпянку, мохер и тик.
    В 1899 году изделия фабрики получили золотую медаль на франко-русской выставке "Красного креста" в Санкт-Петербурге. После кончины Ивана Михайловича в 1899 году главой торгового дома был назначен его сын Василий Иванович Брунов.
    В сентябре 1905-го года на фабрике произошла забастовка, продолжавшаяся 10 дней. Она была вызвана систематическим снижением заработной платы ткачей и тяжелыми условиями труда. Рабочий день начинался в пять часов утра и продолжался до девяти часов вечера. На завтрак давался час, на обед - полтора часа. Требования рабочих хозяева оставили без удовлетворения. После окончания забастовки организаторы были уволены, но этим жестким решением вопрос не был закрыт и в следующем, 1906 году, 4 октября работа снова встала. Но и на этот раз В.И. Брунов показал себя как сторонник жестких мер. 10 октября 8 человек зачинщиков забастовки были арестованы и заключены в Богородскую уездную тюрьму.
    В 1912 году Россия широко праздновала 100-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Юбилейный ковер "Бегство Наполеона из России", сделанный в 1912 году ныне украшает дом В.И. Перовой в Обухове. Прошло много лет, а сочность красок и прочность основы ковра успешно выдержали экзамены времени и не поблекли. По статистическим данным в 1912 году на фабрике в Обуховской слободе трудилось 240 рабочих обоего пола. Предприятие было оснащено двигателями общей мощностью в 600 лошадиных сил.

3. В 1913-м году при фабрике была открыта небольшая больница для рабочих на 12 коек. Здание и сейчас используется по профилю, в нём работает детская поликлиника


Питание рабочие получали, покупая его в фабричной лавке. В 1913 году при фабрике был организован духовой оркестр. Его руководителем был поляк по происхождению, Александр Андреевич Обуховский. В том же году началось переоснащение фабрики станками новейшей конструкции, заказанными в Европе. Но исполнению этого помешала начавшаяся Первая мировая война. В 1914-м году на предприятии работало 600 станков для производства парусины и брезента, 125 - для коврового производства. Численность рабочих достигла 1400 человек, из них 15 процентов - женщины, 4 процента - малолетние. Большинство рабочих - мещане из Обуховской слободы, а также крестьяне деревни Шалово. Производство товаров превышало 1,5 миллиона рублей в год.
    2 марта 1917 года из Москвы в Обухово поступил экстренный выпуск газет с революционными воззваниями к рабочим. 3 марта рабочие фабрики Брунова послали своих представителей в Богородск (ныне Ногинск) с целью ознакомления с обстановкой. Из Богородска рабочие вернулись с представителями Богородско-Глуховской мануфактуры и тут же собрали митинг, на котором избрали делегатов на уездное совещание. После митинга рабочие с красными знаменами пошли на соседнюю фабрику Тюляева, где также был организован митинг. Выступавшие рабочие говорили о свержении самодержавия, о свободе, об организации Советов рабочих и солдатских депутатов. Один оратор сказал: "Товарищи! В России нет больше царя, но чтобы стать полными хозяевами своей судьбы, потребуется еще большая борьба с капиталистами". Утром 25 октября 1917 года из Москвы было получено известие о начале вооруженного восстания.
    В конце 1917 года Василий Иванович Брунов с семьей эмигрировал в Польшу, где он до своей кончины в 1930 году проживал в городе Лодзь и был старостой православной церкви Св. Николая Чудотворца.
    Внушительные склады сырья позволили рабочим некоторое время не прекращать производство. В 1918 году предприятию было присвоено имя советского государственного и партийного деятеля латышского происхождения, секретаря Всероссийского центрального совета профсоюза текстильщиков и председателя Центротекстиля Яна Эрнестовича Рудзутака,  который неоднократно бывал в Богородске, Щелкове и Обухово.
    В 1938 году Рудзутак был расстрелян по обвинению в троцкистской деятельности и шпионаже в пользу нацистской Германии и предприятие было снова переименовано. 10 октября 1918 года на парусинно-ковровом заводе было введено рабочее заводоуправление, но к концу года производство остановилась. 10 января 1919 года постановлением ВСНХ предприятие было национализировано.
    В апреле 1921 года, для восстановления производства на Обуховскую ковровую фабрику был направлен первый "красный директор" А.Ф. Бычков, которому в экстренном порядке удалось наладить снабжение предприятия топливом - дровами и торфом, расплачиваясь за них продукцией (мешками). Директор приобретает материалы, запчасти, принадлежности и вводит в строй новые станки и машины, повышает их производительность. Далее через Богородско-Щелковский текстильный трест добивается снабжения сырьем, которое на фабрику стало поступать регулярно.
    В 1925 году на "Льнопрядильно-ткацкой фабрике им. Я.Э. Рудзутака" треста Льноджут органами отмечалось "сильное недовольство рабочих низкой зарплатой: моталки катушек вырабатывают в среднем 20 руб. в месяц, ввиду большой нормы выработки недоработка моталок в день выражается в количестве 9 пудов. Настроение мотальщиц возбужденное ввиду отказа фабкома и РКК увеличить зарплату". В 1927 году на предприятии трудилось 1948 рабочих и служащих.
    В 1943 году при фабрике была открыта школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). После окончания войны 1941-1945 годов началась модернизация коврового производства. По репарациям из Германии в 1948-1955 годах в Обухово были привезены и установлены ткацкие станки и производственные агрегаты фабрик ковровых изделий Густава Цандлера в Котбусе и фирмы «Намен Вейске» в Герлице . В 1952 году при Обуховском ковровом комбинате был открыт филиал Московского текстильного техникума, а в 1958 году бывшее предприятие Бруновых и тонкосуконная фабрика Тюляевых были объединены и получили название "Обуховский коврово-суконный комбинат им. В. И. Ленина". В том же году вышел в свет первый номер газеты коврового комбината «Обуховский шерстяник». До сих пор обуховские ковры украшают интерьеры посольств и дипломатических представительств России за рубежом, залы Кремлевского Дворца съездов. По ковровой дорожке, сработанной руками обуховских ковроделов шел Юрий Гагарин с рапортом Родине о завершении первого космического полета.

4. В 1987-м году был принят герб поселка, центральной фигурой которого является золотой стилизованный ковер, символизирующий первое в России предприятие по производству ковров машинным способом.


5. Не знаю точно в каком году комбинат прекратил работу по профилю, но сейчас производственные корпуса используются в основном различными арендаторами под склады, какое-то мелкое производство, на территорию просто так не попасть.


6. Заборы, ворота, охрана.


7. И даже колючая проволока поверх бетонного забора.


8. Можно посмотреть на фабрику с левого берега Клязьмы. Но чтобы подобраться поближе, пришлось бы лезть по снежной целине через поле. Я к такому подвигу не был готов, а возвращаться 2 км к машине за сапогами поленился.


9. Но наши заборы зачастую имеют свойство быть с дырками, одну такую я обнаружил в укромном месте.


10. Видно, что восточный корпус используется. Установлены пластиковые окна, внутри какие-то рулоны лежат, даже украшения к Новому году есть. Функционирует котельная.


11. Кирпич качественный, стены ещё сто лет простоят, если по ним вода течь не будет. Но вот за водосточными трубами не следят.


12. Северный фасад корпуса.


13. До 1964-го года это была электрическая подстанция.


14. Двухэтажное здание у проходной. Не знаю точно, что здесь было - может быть фабричная контора, а может и квартиры управляющего персонала.


15. Памятник Ленину в белых мехах.


16. В сети есть фотография, где его можно получше разглядеть. Поза не каноническая - как-будто Ильич пришёл на танцы в клуб. Вполне возможно, что это один из первых памятников вождю. Кисть правой руки утеряна в неравном бою.


17. К северо-востоку от территории комбината стоит внушительная трёхэтажная фабричная казарма длинной более ста метров.


18. Построена она была в 1915-м году. Окна первого этажа заколочены только в одной половине. Здание частично жилое.


19.


20. Здесь же вполне современного вида детский сад.


21. Ещё одно дореволюционное каменное здание. Может быть это была баня. В советское время здесь была прачечная.


22. За исключением двух пятиэтажек микрорайон застраивался в 1950-1960-х годах. Эта сталинка построена в 1959-м.


23.


24. Многие дома облицованы "кремлёвкой", не характерной для пгт.


25.


26. Эти дома попроще, но куда основательней хрущёвских панелек. Комбинат строил вполне приличное жильё.


27.


28. Чтобы не выдумывать лишнего, единственную улицу так и назвали - Комбинат.


29. С южной стороны посёлка течёт речка Шаловка.


30. Примерно через километр она впадает в Клязьму.


31. Ну а мы перейдём по мостику и направимся в микрорайон Сосновый бор.


На самом деле это бывшая Петропавловская слобода. Во всяком случае сельсовет с таким названием существовал в Шаловской волости. А вот от самого Шалово следа на современных картах не осталось. Из самого Обухово на машине сюда напрямую не проедешь, только через Горьковское шоссе, а вот для пешеходов есть хорошая заасфальтированная дорожка.

32. Есть свой памятник погибшим в Великой Отечественной.


33. Пара многоквартирных домов.


34. Но в основном застройка частными домами.


35. Дом явно дореволюционный. Здесь вполне могла быть церковно-приходская школа, но точных сведений я не нашёл.


А может это был и дом причта. Поскольку в Обуховской слободе было довольно значительное население, а к приходу относились еще и соседние деревни, то причт здесь был немаленький: 2 (а то и больше) священника, диакон, дьячок, пономарь.

Зайти в Сосновый бор стоит из-за церкви и погоста.

36. Храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Обухове


Первое упоминание о храме относится к XVI в. Деревянный храм перестраивался по ветхости, и к 1757 г. его построили неподалеку от снесенного, на высоком живописном берегу Клязьмы. К 1817 г. на месте деревянного «тщанием прихожан», среди которых были местные купцы и фабриканты Бруновы и Тюляевы, возведен каменный храм с купольной ротондой и тремя приделами: в честь Вознесения Господня, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя апостолов Петра и Павла. Храм был очень красив и богат.
    Во время холеры 1892 г., в день великомученика Пантелеимона, духовенство храма устроило большой крестный ход, после которого в округе не было ни одного случая заболевания холерой. В память об этом чудесном избавлении такой крестный ход стал проводиться ежегодно (с 2002 г. эта традиция возобновлена).
    В 1937 г. последний настоятель, священник Михаил Соколов, и священномученик Алексий (диакон Алексий Иосифович Сенкевич) были арестованы и расстреляны на Бутовском полигоне. Храм был осквернен, разграблен и закрыт. В нем устроили склад, затем наступило запустение. Были разрушены своды и крыша, выбиты окна и двери.
    В 1989 г. Петропавловский храм передан Церкви и освящен. Начались восстановительные работы. В 1996 г. на колокольню водрузили позолоченный святой крест. Стараниями иконописца С.И. Никифорова в храме появилось много икон. Среди святынь в церкви имеются чтимая икона святых апостолов Петра и Павла и икона святого праведного Иоанна Кронштадского с частицей его подризника. При храме есть часовни-памятники погибшим воинам - у мемориального комплекса на центральной площади поселка Обухово, в деревнях Стулово и Ельня.

37.


38. Мозаичные иконы на царских вратах.


39.


40. Таким храм виден из посёлка.


41. Семейное захоронение Бруновых.


42. Основатель династии Матвей Егорович Брунов.


«Под сим камнем погребено тело Обуховской подгородной слободы Богородского 3-й гильдии купца… скончавшегося 1856 г. октября 22 дня в 8 часов пополудни от роду ему было 68 лет». Здесь же похоронены его внуки Иван и Алексей Михайловичи, правнуки Иван Иванович, Николай и Серафим Алексеевичи, праправнук Олег Серафимович похоронен в 2004-м году, это самое позднее захоронение на участке.
    Беренсы похоронены, скорее всего на Введенском кладбище, а один так даже на Новодевичьем, а Тюляевы - на Калитниковском.

43. Есть ещё одно большое семейное захоронение династии Балуевых.


44. Открыл этот участок в 1880-м году Фёдор Никитич Балуев, богородский купец. О его вкладе в развитие Обухово я ничего не нашёл. Самое позднее захоронение здесь датировано 2010-м годом.


45. Попалось ещё такое старинное надгробие, надпись на котором разобрать не удалось.


46. Здание на улице Почтовой. Сейчас здесь стоматология а раньше что было? Может почта и была?


47. Ещё одно старое здание, сейчас поликлиника для взрослых.


48. Изредка попадаются старые деревянные домики с мезонинами и наличниками.


49. Но их всё меньше и меньше.


50. А дальше всё, дальше граница, за которой мы непременно побываем.


Источник

Ногинский район, казармы, Клязьма-река, Обухово, церкви, старые фабрики

Previous post Next post
Up