Кунгур. Часть 2, чайная столица

Aug 31, 2021 21:34

    Хотел было написать про чайную славу Кунгура два-три абзаца и залить столько же фотографий, но увлёкся и увяз в чайной истории. Постараюсь кратенько пересказать то, что прочитал на эту тему, как Кунгур из небольшого городка с несколькими воняющими на всю округу кожевенными заводиками стал центром чайной империи, охватившей всю Россию. Чайных королей в России было много: Перловы, Высоцкие, Карзинкины, Боткины, Вогау. Но император - один, и звали его Алексей Семёнович Губкин, купец из Кунгура. На пике основанная им компания обеспечивала до половины всех поставок чая в России.




    А началось всё с того, чем богат был Кунгур - с кожи. Алексей Губкин вместе с братьями Степаном и Яковом владел в Кунгуре кожевенным заводом. Изделия надо было сбывать и Алексей челночил - возил кожу в Кяхту, стоявшую на границе с Китаем. Кяхта была центром торговли России с Китаем. Рассчитываться деньгами было затруднительно - кому в Китае нужны были рубли, а в России - юани, или что там у них было в то время? Поэтому в ходу был бартер. Из Китая везли в основном чай и шелка.
    Года с 1840-го Губкин и стал реализовывать схему газ в обмен на трубы "кожа в обмен на чай". Чай в России не был в то время широко распространённым напитком во многом из-за его дороговизны. Нет, чай пили и простые люди, но это был в основном копорский чай, из кипрея. Кстати, я каждый год в июне делаю заготовки кипрейного чая и с удовольствием его пью. Но вот "настоящим" чаем считался именно привезённый из Китая.

2. Памятник Алексею Семёновичу Губкину установлен в 2007-м году в сквере на пересечении улиц Гоголя и Советской. Авторы памятника скульптор Н. Хромов и архитектор А. Шипигузов. Интересно, мне одному кажется, что скульптор изобразил непропорционально длинными пальцы?


3.


Мало было выменять кожу на чай, его надо было ещё и доставить в центральную Россию. От Кяхты до Ирбита, где на ярмарке продавались основные объёмы чая всё-таки четыре тысячи вёрст. Везли его на верблюдах и лошадях через Монголию, Сибирь, через Иркутск, Томск. Логистика была чумовая, конечно. Через Кяхту чай поставлялся даже на Аляску - через Иркутск, по Байкалу, далее по Лене и вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

4.


В Ирбите чай покупали уральские и сибирские купцы. Что не продали в Ирбите, везли дальше, на Нижегородскую ярмарку. Там уже за дело брались купцы из центральной России. Торговля чаем не была упорядочена, чай продавался целыми фактурами, в которых содержались разные по цене и качеству сорта чая. Брать надо было оптом всю упаковку, что не очень устраивало покупателей. Цена назначалась не по весу, а по количеству ящиков. А по пути перевозчик мог из ящика и отсыпать себе чаю. Был и контрафактный чай, его подмешивали в настоящий. Зачастую мелкооптовый покупатель получал не то, что ему было надо. Хаос царил на рынке чая.

5.


Алексей Семёнович не имел законченного образования. писать, читать, считать он научился, а дальше его вывозила природная смекалка, пытливый ум и работоспособность. Он понял, что тот, кто сумеет наладить цивилизованную торговлю, и будет в итоге на коне. Он начал действовать сразу на нескольких направлениях. Чтобы гарантировать качество поставляемого чая, Губкин отказался от услуг посредников, заключал договора непосредственно с производителями. Более того, он даже прикупил в Китае несколько плантаций и поставил своих людей контролировать процесс. На ярмарках он создал прозрачную ценовую систему, чтобы покупателю было понятно сколько платить за какой сорт и какое количество, главное, покупатель сам мог решать, сколько чая он возьмёт и какого сорта. Качество и количество при этом было гарантировано, чай продавался не ящиками, а на вес.
    Покупатели сразу оценили нововведения Губкина, и на этом он смог серьёзно оторваться от конкурентов. Следующим шагом стало приближение точек оптовой торговли к покупателям. Губкин стал торговать оптом не только на двух ярмарках, но и просто в крупных городах с оптовых складов. Но и на этом он не остановился. Он стал развешивать чай в упаковки для розничной продажи, что очень удобно было для владельцев магазинов, да и покупатели, беря фирменные пакетики и коробочки были уверены в товаре.
    Завоевав таким образом рынок, Губкин стал законодателем цен на нём. Пока не оглашалась сезонная "Губкинская" расценка, другие сделки не заключались. Цивилизованность рынка, снижение цен на некогда богемный напиток привело к широкой популяризации чая, а вместе с этим резко возросли о объёмы его потребления. Не пожадничав в начале пути, Губкин сполна получил дивиденты от своей политики. Принцип "дать потребителю лучший чай по дешевейшей цене" дал свои результаты.
    Развитие чайного дела повлекло за собой и развитие смежных отраслей - производства самоваров, чайной посуды, кондитерских изделий. Налоги, получаемы государством с продажи чая составляли от 20 до 25% всех доходов бюджета. Это сравнимо с тем, что сейчас страна получает от продажи нефти!

6. Губкин не делал ставку на розничную торговлю, в отличие от Перловых, у которых было 88 магазинов. Но для статуса магазин на Невском проспекте открыл.


Годовой оборот империи Губкина составлял по тем времена астрономическую сумму - 6 миллионов рублей.

7. Но сам он жил достаточно скромно. Усадебный дом Губкина на углу нынешних Ленина и Гагарина. Это здание построено в 1870-м году архитектором Н.Н. Чернецким.


Первые постройки на участке были деревянными, постепенно сменялись на каменные. Во дворе стоит конюшня, одноэтажное здание в правой части - хозяйственного назначения. Даже после смерти Губкин помогает детям - сейчас комплекс зданий усадьбы занимает центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

8. В империи Губкина было много производственных, торговых и складских зданий, распределённых по всей стране. Склад и чаеразвесочная фабрика в Челябинске.


9. Аналогичное предприятие в Москве.


10. Это, насколько я понимаю, в Китае.


11. Ах, Одесса! Почему Одесса? Да потому, что туда чай доставлялся морем, это был один из путей доставки.


12. Так происходила развеска и упаковка чая для розничной торговли.


13. А это склад на ярмарке в Ирбите. Подобного рода склады назывались "бунты". Чай хранился в ящиках (цибиках), обшитых кожей.


Алексей Семёнович, открывая своё дело, дал обет жертвовать одну копейку с каждого заработанного рубля на благотворительность и всегда его придерживался. Купцы 1-й гильдии, занимавшиеся благотворительностью, могли получить дворянское звание. Но дворянином Губкин так и не стал, да, думаю, и не особо стремился к этому. Скорее всего благотворительность для него - это зов души, ппросто искреннее желание помочь тем, кому трудно.

14. Вернёмся в Кунгур. Улица Ленина, дом 79. Бывшая Елизаветинская рукодельная школа.


В память о своей рано умершей дочери Елизаветы в 1872-м году Губкин открыл приют для бедных девочек-сирот. Для приюта он построил в Кунгуре трёхэтажное кирпичное здание по проекту архитектора из Санкт-Петербурга Р.Р. Генрихсена. Здание было сразу оснащено водопроводом, газовым освещением и паровым отоплением. Постройка комплекса зданий была завершена в 1878-м году. При приюте работали также больница и библиотека.
    Строительство приюта обошлось Губкину в 600 тысяч рублей. Содержание приюта тоже производилось за счёт Алексея Семёновича. Для этого он положил на счёт приюта в банке депозит в 230 тысяч, на проценты с этого депозита и финансировалась деятельность заведения.
    Вскоре приют был преобразован в рукодельную школу. В ней проживали и обучались до пятидесяти девочек с семи до восемнадцати лет. Им преподавали общеобразовательные предметы, а также рукоделие, домоводство и кулинарию. Ученицы старших классов могли шить одежду на заказ для жителей города. Также в школе был принят обычай, по которому выпускница перед выпуском должна была сама сшить себе приданое. Елизаветинская школа была под покровительством императрицы Марии Фёдоровны.
    В период 1922-1926 гг. в здании школы находились Кунгурские высшие художественно-промышленные мастерские, а с 1926-го года Кунгурское педагогическое училище. В войну здание отдали под эвакогоспиталь. В последствии здесь размещался Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна, а в настоящее время - начальные классы Государственного бюджетного профессионального учреждения «Кунгурский центр образования № 1».

15. В то же самое время тем же самым архитектором неподалёку от приюта для девочек на деньги Губкина строилось учебное заведение и для мальчиков.


Так появилось Техническое училище - первое на Урале заведение подобного типа, готовившее техников. Училище входило в пятёрку средних технических училищ России, ему покровительствовал лично император Александр III. Руководил строительством выпускник Санкт-Петербургского технического института инженер В.И. Ясинский, ставший и первым директором училища.
    На строительство училища и его оснащение Губкин потратил около 1 миллиона рублей. Училище вошло в ведомство Министерства финансов по Департаменту торговли и мануфактуры. Первый Устав училища ставил целью обучения воспитание и обучение полезным занятиям и ремеслам малолетних лиц мужского пола всех состояний, званий и вероисповеданий
    Училище располагало хорошо оснащёнными химической лабораторией, мастерскими, литейкой и кузницей, а также библиотекой и больницей. В училище, которое получило широкую известность в России, приезжала на обучение молодёжь из Казанской, Ярославской, Вологодской, Костромской, Тобольской губерний.
    Торжественное открытие училища состоялось 17 июля 1877 года. Был набран квалифицированный преподавательский состав. Первоначально обучение длилось 6 лет, но с 1883-1884 учебного года в соответствии с распоряжением Министра Народного Просвещения от 28 июля 1883 г. обучение стало четырёхклассным, а условием поступления в 1-й класс с 1883 г. стало наличие аттестата об окончании городского училища.
    Численность учащихся достигала 150 человек. Здесь обучали кожевенному, слесарному, токарному, кузнечному, литейному мастерству, а также богословию. Некоторые работы учеников демонстрировались в 1900 г. в Париже на Всемирной выставке, а в 1901 г. на одной из российских выставок училище получило малую серебряную медаль.
    После революции училище было переименовано в Механический техникум. Дальше менялась только специализация: Машиностроительный, Нефтяной, Автомеханический, Автотранспортный. Сейчас это Кунгурский автотранспортный колледж. В 1931-м году мастерские училища были преобразованы в школу-завод. Завод расширялся, к северу от бывших мастерских строились новые цеха. Здесь собирали экскаваторы. В войну сюда эвакуировали заводы из Одессы и Краматорска, после войны построили к заводу железнодорожную ветку. Завод сменил специализацию, стал выпускать оборудование для нефтяников, поменял и название на "Турбобур". Сейчас это Кунгурский машиностроительный завод. Но осталось только название. Завод обанкротили, в прошлом году продали частным лицам, которые теперь ищут инвестора. Списочная численность сотрудников - 1 человек. и это генеральный директор.

16. Незадолго до своей смерти Алексей Семёнович приобрёл в Москве на Рождественском бульваре особняк.


17. Связано это с тем, что в 1881-м году Главная контора Товарищества переехала в Москву. Сломал голову, пытаясь понять, что это за здание.


Через два года после покупки особняка Алексея Семеновича не стало. С его смертью связано трагическое происшествие, о котором писали и Л.Н. Толстой, и В.А. Гиляровский. По Москве разнесся слух, что на помин души Губкина будут раздавать щедрую милостыню. Тысячи нищих устремились на Рождественский бульвар. Все закончилось страшной давкой, десятками погибших и пострадавших. Наследники Губкина продали усадьбу Дворянскому земельному банку.

18. Похоронили Алексея Семёновича на территории Иоанно-Предтеченского монастыря. Внук и наследник А.Г. Кузнецов построил над могилой деда Свято-Никольский храм.


19. Сыновей бог Алексею Семёновичу не послал, поэтому семейное дело он передал внуку, отцом которого был купец 1-й гильдии Григорий Кириллович Кузнецов. Не нашёл информации, участвовал ли Григорий в бизнесе своего тестя.


Александр Григорьевич учился в Санкт-Петербургском коммерческом училище, правда полный курс так и не закончил. Кузнецов оформил бизнес на Торгово-промышленное товарищество "Алексея Губкина преемник А. Кузнецов и Ко". Это была крупнейшая компания России, торговавшая чаем. От деда ему досталось многомиллионное состояние и отлаженный бизнес, а вот от родителей слабое здоровье. Что-то не в порядке у него было с лёгкими, и уральский климат был для него неблагоприятен.
    Имея высокие доходы, он мог себе позволить жить там, где его здоровье подвергалось наименьшей опасности. В 1888-м году он купил в Крыму в районе Фороса огромный участок в 256 гектаров, разбил там парк и построил большой усадебный дом. Была у него резиденция и на Лазурном берегу, в Ницце. Стиль жизни Александра Кузнецова уже больше похож на современных олигархов. Завёл он себе большую хорошую яхту, на которой даже принимал английского короля Эдуарда VII.

20.


Продолжая дело деда, Александр тратил немалые деньги на благотворительность, причём география была значительно шире: Крым, Варшава, Подмосковье. На деньги Кузнецова издавались книги.

21. В Крыму в честь чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе была построена церковь Воскресения Христова.


Конечно же не забывал он и родной Кунгур. Регулярно выделял средства на содержание Технического училища, построил для воспитанниц рукодельной школы дачу в сосновом бору, Свято-Никольский храм над могилой деда.

22. Был у Кузнецова особняк и в Кунгуре. Строил здание архитектор Н.Н. Черницкий. Это был самый дорогой и красивый частный дом в городе.


23. В мезонине был зимний сад. В 1873-м году в особняке останавливался Великий князь Алексей Александрович.


23а. На фигурном фронтоне сохранился геральдический щит с короной. Правда изображение на щите не сохранилось.


В здании после революции располагались управления городского хозяйства, госбезопасности, МВД, следственный изолятор. После признания здания аварийным к 2014 г. все организации выехали, на продолжительное время задержался следственный изолятор. Здание, находившееся в муниципальной собственности, продано с соответствующими статусу памятника архитектуры и СИЗО в подвале обременениями для нового собственника. Летом 2017 года завершился этап реставрации здания за исключением левого фасада и помещений, где располагается следственный изолятор. Открылся торговый дом «Кузнецовъ». В бывшем зимнем саду работает ресторан.
    Умер Александр Григорьевич в 1895-м году, не дожив и до сорока лет.

24. Ещё при жизни Губкина Товариществом руководил коллегиальный орган из наёмных директоров - Правление. Таких солидных мужчин менеджерами назвать язык не повернётся.


25. А контроль за работой Правления осуществляли совладельцы Товарищества. В Ревизионную комиссию входили целыми семьями Кузнецовы, Ушковы. Здесь народ помоложе, им гулять и веселиться хотелось.


История Товарищества закончилась в 1917-м году, но чаеразвесочные фабрики ещё долгое время продолжали работать.

Не только Губкин с Кузнецовым занимались чайным бизнесом в Кунгуре. Был ещё Михаил Иванович Грибушин. Он в 12 лет пошёл работать швейцаром, писарем, приказчиком, затем управлял чайными плантациями в Китае. Я нигде не нашёл подтверждения, но, скорее всего, это были плантации, принадлежавшие Губкину. В 1856-м году он создал собственную компанию по поставкам чая и сахара, наладил свою систему закупки, доставки и продажи чая с плантаций, расположенных в центральном Китае. В отличие от Губкина, Грибушин доставлял чай непосредственно в Кунгур на свою чаеразвесочную фабрику.

26.


27. Расфасовка производилась в фирменные бумажные пакеты, картонные и жестяные коробки, фарфоровые чайницы, которые продавались по всей стране.


28. Грибушин дважды избирался городским главой Кунгура. Он, как и Губкин, занимался благотворительностью. На свои деньги он построил Сиропитательный дом для мальчиков. Там дети обучались грамоте, работали в слесарно-токарных мастерских. Сейчас в здании работает школа № 2.


29. За свои деньги Грибушин построил и передал городу Малый гостиный двор.


Здание было построено по проекту архитектора Н. Воскресенского. Торжественное открытие магазина состоялось 15 ноября 1874 года. Лавки сдавались в аренду, половина доходов от аренды шла на городские потребности, а другая - «на содержание стипендиантов в высших учебных заведениях для детей беднейших граждан, чтобы на будущее иметь городу своих медиков, ветеринаров и бухгалтеров».
    Малый гостиный двор построен под влиянием эклектики, в архитектурном здании сплетаются древнерусские и восточные мотивы. Первоначально торговый комплекс именовался «Грибушинский корпус». Корпус был разделен на 12 лавок. Каждая лавка имела свой вход. Здание служило для торговли чаем, сахаром и другими товарами; подвалы использовались под склады. Лавки сдавались в аренду. До 1998 года здесь располагались магазины, а затем здание было передано Краеведческому музею. В 2007 году в Малом гостином дворе открыт Музей истории купечества.

30. Особняк Грибушина в Кунгуре на нынешней улице Карла Маркса. Построен в 1867-м году по проекту архитектора Р.И. Карвовского.


У Михаила Ивановича было четверо сыновей. После его смерти бизнес возглавила вдова Антонина Ивановна. Но все четыре сына Иннокентий, Сергей, Михаил и Николай тоже участвовали в семейном деле.

31. А Сергей Михайлович известен как владелец красивейшего особняка в Перми.


Источник - Очерк двадцатипятилетней деятельности Товарищества "Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко"

Продолжение следует.

Другие отчёты об этой поездке:

Село Калинино
Водонапорные башни
Грибочки-масляточки
Белогорский монастырь
Хохловка, часть 1
Хохловка, часть 2
Прогулки по Перми. Гайва, КамГЭС, Бахаревка
Пермские храмы и монастыри
Прогулки по Перми, часть 2
Пермский трамвай
Как я жил в Перми
Пермь, завод им. Шпагина
Пермский конструктивизм. Часть 1, центр
Прогулки по Перми. Часть 3, улица Сибирская
Прогулки по Перми. Часть 4, улица Сибирская продолжение
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм. Часть 2, Соцгород ЗиС
Кунгур. Часть 1
Пермский конструктивизм. Часть 3, Рабочий посёлок
Кунгур. Часть 2, чайная столица
Прогулки по Перми. Разгуляй
Кунгур. Часть 3
Прогулки по Перми. Мотовилиха
Прогулки по Перми. Комсомольский проспект
Прогулки по Перми. Центр

чай, Пермский край, Кунгур

Previous post Next post
Up