Марьина роща была промышленно развитым районо ещё до революции. Промышленность в северной части района продолжала развиваться и при советской власти. Тем удивительнее, что в районе практически нет каменных жилых домов, построенных во второй половине 1920-х - первой половине 1930-х годов. Конструктивизм в районе представлен двумя крупными гаражными комплексами, универмагом, диспансером, учебным корпусом МИИТ, его ДК и общежитием, что, в общем, не так уж и мало. Кое-что я уже упоминал в предыдущих рассказах, о чём-то рассказывал подробно, но есть и новые объекты. Район небольшой, по площади занимает сотое место в Москве, по численности населения сопоставим с Дмитровом или с Минусинском.
Универмаг Марьинский на углу Сущёвского вала и улицы Октябрьской. Архитектор К.Н. Яковлев.
2. Строился универмаг для МСПО "Красная Пресня" и даже поначалу название такое имел. Хотя, казалось бы - где Пресня, а где Марьина Роща.
3. Но в 1933-м году его уже переименовали. Теперь он стал просто Универмаг № 1. Не смог найти расшифровку аббревиатуры ДРРОП. Что это? Добровольное Районное Рабочее Общество Потребителей? Или Дзержинское? Это ведь был тогда Дзержинский район.
4. Магазин был построен в 1929-м году. Это был один из первых крупных универмагов в то время, если вообще не первый.
5. Вход на трёхмаршевую лестницу осуществлялся с угла универмага.
6. Интересна сама конструкция лестницы и перекрытий. Первый этаж перекрывался цельной железобетонной конструкцией с рёбрами жёсткости.
7. По всему первому этажу шла витрина со сплошным остеклением. Она и сейчас почти такая же, но из-за козырьков и перегородок значительно проигрывает. За такую неэнергоэкономную витрину автор получил порцию критики, но она была хороша как с точки зрения торговли, так и архитектурного облика.
В штукатурку фасада добавлялась мраморная крошка и сверху не красилась. Был брутальный тёмный цвет. На первом этаже полы были из плитки, на втором и третьем - паркетные. На первом этаже продавали продукты, на втором и третьем - товары народного потребления. Мясной отдел был оборудован застеклёнными прилавками с охлаждением, тогда это была новинка. Такие прилавки обеспечивали чистоту и сохранность мяса. Разделывали туши в специальном помещении, на прилавок мясо подавалось уже в виде кусков. Молочный и гастрономический отделы имели холодильные шкафы.
8. Позднее гладкий фасад был приукрашен карнизами, наличниками с сандриками и окрашен в светлые цвета.
9. Окна торцевых фасадов второго и третьего этажей были приподняты относительно уровня пола, чтобы вдоль стен можно было поставить витрины.
10. В 1929-м году неподалеку от зданий института инженеров железнодорожного транспорта начали возводить клуб и студенческие общежития. Строил их архитектор С.М. Герольский, выходец из еврейской общины Екатеринослава (ныне Днепр), до революции строивший в Москве доходные дома. Перековавшись, архитектор построил неплохие конструктивистские здания.
11. Общежитие имеет достаточно хитрую форму и уходит вглубь квартала.
12. Общежитие № 1 имеет статус "общежитие с улучшенными условиями проживания".
13. Но даже в пределах одного здания условия разные. Есть блочная планировка со своим санузлом, душевой кабиной и кухней, есть коридорная c кухней и удобствами на этаже. Да и кровати кое-где есть двухъярусные. Вспоминаю своё студенческое общежитие - до двухъярусных кроватей у нас дело не доходило.
14. По всей видимости, это талисман команды КВН института.
15. Здание Дворца культуры было построено в 1936-м году на основании распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР как Дом культуры транспортных втузов.
В 1954 году ДК транспортных втузов был передан в непосредственное подчинение МИИТу, который тогда ещё носил имя Сталина. А 1 марта 1965 года по указанию МПС (№ Е-4926) был переименован во Дворец культуры Московского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1996 году (к 100-летию МИИТа) здание было полностью отреставрировано. Многие столичные дома культуры при реконструкции становились современно-функциональными, но при этом теряли свою уникальность. Руководство института поступило иначе: проявило здоровый консерватизм и практически полностью сохранило интерьер 1940-1950-х годов.
16.
17.
18.
19. Тот же ДК, вид со двора.
20. Здание неопознанного назначения за ДК.
21. 2-й учебный корпус МИИТа. По центру здания полуцилиндрический эркер с вертикальным лестничным остеклением. Его не видно из-за ёлок. Корпус построен в 1932-м году.
22. Очень атмосферное здание. Жилой четырёхэтажный дом напротив МИИТа - Первый дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества, о чём напоминает лаконичная надпись на фасаде: «Первый дом Р.Ж.С.К.Т-ва».
С 1928 по 1949 год здесь жил академик, профессор МИИТа Владимир Николаевич Образцов. В честь него была переименована Бахметьевская улица, на которой этот дом находится. Его сын Сергей, пожалуй, более известен, чем отец. Это создатель и многолетний руководитель кукольного театра. Много лет дом находился в плачевном состоянии, но недавно был отреставрирован, правда не очень качественно. Но лёгкая обшарпанность только подчёркивает аутентичность здания.
23. Ещё одно бывшее жилое здание по адресу ул. Стрелецкая, д. 6. Построено в 1932-м году. Сейчас расселено, сдаётся под офисы.
24. Ул. Двинцев, дом 6. Ныне филиал № 1 ГКБ № 24.
25. За новыми вентилируемыми фасадами конструктивизм еле угадывается.
26. Строилось здание в начале 1930-х для объединённого диспансера.
27. Обслуживались здесь работники близлежащих заводов "Борец", "Приводной ремень", "Станколит", "Редкие элементы", фабрики им. Ногина и просто жители района. Пропускная способность - около 1 млн пациентов в год.
Ну и конечно же в рассказе о конструктивизме района нельзя не упомянуть Константина Мельникова. Он отметился в Марьиной роще сразу двумя объектами, но на одну тему - это Бахметьевский автобусный парк и гараж Интуриста. Я про них уже подробно рассказывал
здесь и
здесь, повторяться не буду, но несколько фотографий выложу.
28. Бывший Бахметьевский автобусный парк.
29.
30.
31.
32.
33. Гараж Интуриста на Сущёвском валу.
34.
35. Так замечательно могло бы выглядеть здание, если бы Мельников довёл работу до конца сам.
Путеводитель по конструктивизму в моём журнале