Конструктивизм Донского района. Часть 2

Apr 19, 2021 21:00

    Обзор конструктивистских зданий Донского района Москвы я начал с общежития-коммуны Текстильного института. В этой части посмотрим другие здания. относящиеся к этому институту - лаборатории и другие общежития, а также здания институтов академических. Всё это расположено на Ленинском проспекте или в непосредственной близости от него.

Ленинский проспект, дом 19. Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского



2.


Институт организовал в 1930-м году и более четверти века возглавлял академик Г.М. Кржижановский - соратник Ленина, выдающийся ученый и общественный деятель, под руководством которого был разработан первый государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО). Основное научное ядро института составили ученые-энергетики, участвовавшие в разработке этого плана.
    Здание построено в 1928-34 гг., по проекту архитектора А.Ф. Мейснера. Ещё до революции он построил соседнее здание городской больницы им. Любимова в классицистическом стиле. Здание института повторило компоновку больницы и строй фасада, но не имеет каких-либо декоративных элементов. У здания очень интересный асимметричный план с многочисленными ризалитами, формирующими отдельные дворики по периметру. Таким образом автор выделил различные функциональные зоны.

3.


4. Изначально угловые блоки имели полностью застеклённые эркеры, но они сильно сужали тротуар, по всей видимости из-за этого их и убрали.


5. Ленинский проспект, дом 33. Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова Российской академии наук


6. Построен в 1926-1930 годы, архитекторы В.Д. Кокорин, И.С. Николаев, А.С. Фисенко. Здание строилось для научно-исследовательского текстильного института. В этом районе был построен большой текстильный кластер - учебный институт с комплексом общежитий, к нему добавился и НИИ. В некоторых источниках упоминается размещавшийся в здании Институт нефти.


7. В цилиндрической пристройке, скорее всего, находилась столовая или актовый зал.


8. Боковые крылья симметричны. Если сравнить со старой фотографией, можно увидеть, что крылья стали длиннее. Не знаю, в каком году это произошло.


История института: в 1921-1922 гг. - Центральная биологическая станция Народного комиссариата просвещения РСФСР.
В 1922-1924 гг. - Государственный научно-исследовательский биологический институт им. К. А. Тимирязева.
В 1924-1930 гг. Государственный научно-исследовательский институт по изучению и пропаганде научных основ диалектического материализма (Тимирязевский институт - хотя Тимирязев был позитивистом).
С 1929 по 1932 гг. - в системе учреждений Коммунистической академии, но подчинён Учёному комитету ЦИК СССР.
В 1930 г. переименован в Биологический институт им. К. А. Тимирязева Коммунистической Академии.
В 1936 г. преобразован в Институт общей биологии АН СССР им. К. А. Тимирязева.
В современном виде, первоначально, институт был создан в 1934 году на базе Лаборатории эволюционной морфологии АН СССР, основанной известным российским ученым, академиком Алексеем Николаевичем Северцовым, который и был его первым директором.

9. Академиков здесь работало много - возле входа на стенах пустого места нет от мемориальных досок.


10. Ну а это самый известный. Благодарная страна сгноила его в тюрьме.


11. Во дворах, за парадными зданиями, стоящими на красной линии Ленинского проспекта, притаились небольшие здания Института физической химии и электрохимии РАН постройки 1930-х годов.


История Института началась в 1929-м году, в Ленинграде, когда академик В.А. Кистяковский (1865-1952), известный физикохимик, занимавшийся изучением комплексных коллоидно-электрохимических проблем, по поручению Президиума АН СССР организовал при Академии наук Коллоидно-электрохимическую лабораторию (ЛАКЭ АН СССР). По данным архива РАН, в Проекте Положения о Химическом институте АН СССР от 27.11.1929 года в составе Института значится Лаборатория коллоидно-электрохимическая.
    В 1934 году, при переезде со всей Академией наук в Москву, Лаборатория получила статус Коллоидно-электрохимического института АН СССР (КЭИН). Первым его директором был академик В.А. Кистяковский - выдающийся ученый в области коллоидной химии, электрохимии и коррозионных процессов. Образование лаборатории явилось следствием бурного развития исследований коллоидов химиками во всем мире. Штат лаборатории начинался с 9 человек. Направлениями исследований были дисперсные системы, электрохимия, пассивация и коррозия металлов. В 1939-м году президиум АН СССР по просьбе В.А. Кистяковского освободил его от исполнения обязанностей директора Коллоидно-электрохимического института и назначил на эту должность академика А.Н. Фрумкина, имя которого институт носит и сейчас. В настоящее время в институте работает аж целых восемь академиков, не считая простых член-корров.

12.


13. Ленинский проспект, дом 10, стр. 1. Отделение переливания крови 1-й Градской больницы.


Бывшая территория ситценабивной фабрики Титова. Наследник основателя бизнес поддержать не смог и продал фабрику городу. Осенью и зимой 1865-66 гг. в Москве была эпидемия тифа, поэтому Московская городская дума 16 февраля приняла решение открыть временную городскую больницу на 240 кроватей «в городских зданиях бывшей Титовской фабрики». 22 марта больница открылась. После прекращения эпидемии Городская дума приняла решение оставить временную больницу. Она носила разные названия: Московская временная городская больница, 2-я Городская больница (с 1878 г. и после 1917 г.), Московская им. А.А. Щербатова городская больница или Щербатовская больница (с 1902 г.), Больница им. Б.С. Вейсброда.

14.


В 1959-м году комплекс зданий по Ленинскому проспекту, 10 вошёл в состав Первой Градской больницы, ныне Городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова.

15. Здание с характерным для конструктивизма цилиндрическим эркером лестничной группы построено в 1935-м году.


16. Ленинский проспект, дом 15 - объединённые в одно и перестроенные под конструктивизм здания бывшего Шелапутинского училища для мальчиков и девочек. Вид с Малой Калужской.


17. Здания училища были построены в 1903-м году Романом Клейном.


18. А вот дверь вполне может быть оригинальной.


19. Малая Калужская, д. 15. Корпус бывшего завода "Красный пролетарий" (Кыр-Пыр), который, в свою очередь, был когда-то 1-м заводом паровых машин братьев Бромлей.


20. Построен в 1928-м году, архитекторы В. Кокорин, А. Болдырев. Подвергся перестройке в ходе реконструкции.


В 1923-м году на базе ткацко-прядильного училища был основан Московский текстильный институт. Вскоре в старых зданиях ему стало тесно и во второй половине 1920-х годов были построены новые корпуса и общежития для иногородних студентов.

21. С первого взгляда здание может показаться обычным панельным цехом. Если бы не отвалившаяся штукатурка, обнажившая красный кирпич, я бы так и прошёл мимо.


22. На самом деле здание по адресу Малый Калужский переулок, дом 2, стр. 4 - это бывшая лаборатория шерсти Текстильного института, построенное в 1929-1930-х годах архитекторами Иваном Николаевым и А.С. Фисенко. Ныне это 4-й корпус Московского государственного текстильного университета им. Косыгина.


23. Корпусу № 3 МГТУ повезло меньше. Лаборатория хлопка построена теми же архитекторами и в то же время, что и лаборатория шерсти.


24. Примерно так он выглядел в молодости.


Квартал общежитий бывшего Текстильного института. Про одно из этих общежитий, построенное Иваном Николаевым, я недавно рассказывал.

25. Пятиэтажное кирпичное здание построено в середине 1920-х гг. Так называемое «Белое общежитие» -  это название оно носило с 1923 по 1981 год.


Объёмно-пространственная композиция, включая форму плана, скруглённые лестничные выступы, эркеры, дымовые трубы, крыльца здания сохранилась с середины 1920-х годов. Два крыла здания образуют двор сужающейся формы, ориентированный на север. Незначительный сдвиг пятиэтажных фланкирующих корпусов внутрь двора позволил осветить коридоры через торцевые проёмы, а также с обеих сторон создать открытые общественные балконы. Балконы также были сделаны с северо-западной стороны на фасаде, выходящем на 2-й Донской проезд. Глухими бетонными парапетами отделены от стены балконы с южной стороны. Первоначально боковые крылья были пятиэтажными, центральная часть - двухэтажной. Над вестибюлем располагался остеклённый зал.
    В стилистическом отношении рассматриваемое здание вбирает в себя наиболее типичные элементы конструктивизма: коридорную систему, выступающие объёмы лестничных клеток с остеклённым центром между ними, угловые балконы с глухими бетонными парапетами. Небольшой масштаб, лаконичность облика всего комплекса, без перенасыщения его характерными элементами свидетельствуют о его принадлежности к раннему этапу конструктивизма.
    Первоначальный вид здания был отчасти изменён в 1938 году во время реконструкции - центральная часть здания была доведена до уровня 5 этажей, наружные стены надстройки были также выполнены из кирпича, а фасады, кроме центрального дворового, были оштукатурены. Кровля предполагалась двухскатной, из железа. Надстройка была рассчитана на приспособление помещений под общежития с комнатами на 1-2 человека, что вполне соответствует их современному назначению, и под две комнаты без перегородок для дневного пребывания.
    Согласно решениям реконструкции 1938 года на первом этаже южной стороны здания было запланировано устройство спортзала с раздевалками и подсобными помещениями столовой, а также столовая с большой кухней. На первом этаже северной стороны общежития в пространстве между выступающими объёмами лестниц предполагалось оборудовать под комнату коменданта и канцелярию. Даже если эти замыслы были осуществлены, это общежитие сложно считать коммуной в полной мере, поскольку ни клуба, ни библиотеки, ни яслей с детским садом, ни солярия построено не было. Тем не менее общежитие относится к переходному типу, поскольку спальные блоки отделены от общественно-бытовых зон, занимающих значительное место в общей площади.

26.


В 2008-м году после пожара в здании был проведён капитальный ремонт, включающий следующие работы: замена части стропильных конструкций в западном пятиэтажном крыле здания, устройство нового кровельного покрытия с частичной заменой первоначальных слуховых окон, демонтаж кирпичных печных труб; замена большей части деревянных столярных оконных заполнений на металлопластиковые из ПВХ. Также интерьеры были отделаны новыми материалами, отличными от первоначальных: стены получили разную окраску, потолки коридоров были зашиты панелями со встроенными светильниками; полы покрыты линолеумом.
    В результате изменений, включая значительное сокращение площади остекления, а также в следствии установки стеклопакетов, одна из ярких особенностей конструктивизма - ленточное остекление, аккуратно обрамлявшее углы выступающих объёмов и придававшее зданию индивидуальный облик ныне утрачено. Да ещё и один корпус обшили сайдингом. С 2015 года общежитие передано МГЮА им. Кутафина.

Рядом с "Белым" общежитием стоит "Красное".

27. Позднеконструктивисткое здание общежития Текстильного института 1933-36 годов постройки, архитекторы В.Н. Владимиров, П.А. Голосов, Г.И. Луцкий, Ю.Ю. Савицкий. Здание является продолжением комплекса конструктивистских построек, знаменитого Дома-коммуны И.С. Николаева 1929 года и общежития Текстильного института середины 1920-х годов.

Краснокирпичный корпус общежития исполнен весьма стильно: выдвинутые квадраты «панелей» - элегантное эхо европейского модернизма и отражение мечты о типовом жилье, а монументальный вход с громадным полукруглым окном наделен почти дворцовой статью. Здание, по обыкновению тех лет, было оставлено неоштукатуренным и сохранило первоначальный облик до сего дня.

Путеводитель по конструктивизму в моём журнале

Донской район, конструктивизм, Москва

Previous post Next post
Up