Конструктивизм в Хамовниках, часть 4

Mar 23, 2021 20:00

    В этот раз речь пойдёт о конструктивистских зданиях Хамовниках, расположенных внутри Садового кольца. Их оказалось достаточно много, поэтому сначала я расскажу о зданиях, расположенных между Остоженкой и Пречистенской набережной. Когда-то этот район был своеобразной промзоной с ткацкой фабрикой и складами, расположенными на берегу Москвы-реки. Жилая застройка тоже была в большинстве своём пролетарской. Со второй половины 1920-х стали строиться жилые дома в стиле конструктивизм. В основном это были кооперативы. Зато сейчас это один из самых дорогих районов Москвы - "Золотая миля". Тем удивительнее, что пока ещё сохранились дома, построенные почти 100 лет назад.

Четырёхэтажный конструктивистский дом со срезанным углом смотрит на площадь Пречистенских ворот.



2. Дом построен в 1926-м году, это ранний конструктивизм. Архитекторы А.В. Коноров и А.В. Коссаковский.


3. Дом построен для Остоженского рабочего жилищно-строительного кооператива.


4. Общественно-бытовая пристройка во дворе. Видимо здесь была прачечная и столовая.


5. Соймоновский проезд, дом 5. Бывший конструктивистский жилой дом, построен в 1929-м году. Из известных жильцов писатели - Ф. Гладков. ну и конечно Илья Ильф. Здесь он на пару с Евгением Петровым работал над романом "Золотой телёнок". Дом прилично отфешенебили, надстроили пентхаус, но всё равно конструктивистская основа узнаваема.


6. 1-й Зачатьевский, д. 13. Жилой дом кооператива «Научные работники» (дом преподавателей ВХУТЕМАСа). Построен в 1928-м году.


Архитекторы - А.В. Самойлов, М.П. Коржев, В.А. Петров, М.А. Туркус. В доме до сих пор живут потомки преподавателей ВХУТЕМАСа, именно они добились присвоения зданию охранного статуса. В доме 24 квартиры. Хоть Анатолий Самойлов и был одним из ведущих специалистов по типизации и стандартизации массового жилищного строительства, для "своих" квартиры в доме были сделаны не типовыми. Это позволило поиграть формами фасада. Фасад действительно получился замечательным, вот только летом его не видно из-за листвы.

7.


8.


9. Вид со двора. И здесь интересные формы.


10. Курсовой переулок, дом 15. Построен в 1930-м году на месте лесных складов.


11. А так дом выглядит если смотреть с Пречистенской набережной. Жильцы пока стойко держатся в противостоянии с потенциальными застройщиками.


12. 2-й Обыденский переулок, дом 10. Жилой дом рабоче-строительного кооператива "Звено". Построен в 1928-м году, архитектор В.Н. Семёнов.


13. Дом имеет два полукруглых эркера - один на углу, второй в левой части здания.


14.


15. Хилков пер, д. 3


Дом стоит на месте старинной городской усадьбы, сменившей несколько хозяев. В 1880-е гг. владение перешло к знаменитым московским текстильным фабрикантам Бутиковым, в честь которых назван переулок, расположенный поблизости. Иван Иванович Бутиков, сын основоположника предпринимательской династии Ивана Петровича, став полноправным хозяином, выстроил вдоль набережной, на месте усадебного парка, фабрику.     Старый же дом сохранил своё функциональное назначение. В 1883-м году И.И. Бутиков получил разрешение поднять высоту его северного крыла до высоты центральной части с колоннадой, и дом стал асимметричным. На поэтажных планах и чертежах фасадов стоит подпись архитектора П. Ершова.
В 1911 г. дочь и наследница Бутикова Александра Ивановна Дерожинская-Зимина продала дом Обществу бывших воспитанников женской гимназии С.Н. Фишер. Средства на выкуп Общество нашло сбором пожертвований. После революции здание было национализировано. В 1920-е гг. здесь находились Военно-политические курсы РККА.
    С началом строительства 1-й очереди Московского метрополитена, когда в районе Остоженки стали размещаться общежития для его строителей, одно из них заняло бывший усадебный дом. Деревянная центральная часть была разобрана и на её фундаментах возведена четырёхэтажная встройка между флигелями. Флигели сохранились, но надстроены третьими этажами. В 1950-1960-е гг. дом был приспособлен под жилые квартиры.

16. Сейчас дом стоит пустой. Его исключили из реестра объектов, обладающих признаками культурного наследия. Скорее всего скоро снесут.


17. Остоженка, дом 41.


Построен в 1925-28 годах по уникальной технологии «П.КОССЕЛЬ А/О» (Пауль Коссель и Ко). Дом является первым в Москве и Советском Союзе многоэтажным и многоподъездным зданием, в конструкциях которого применялся монолитный железобетон.

18.


19. Кропоткинский переулок, дом 11. 1930-й год.


20. Кропоткинский переулок, дом 15-17. Посольство Финляндии.


Это было первое здание в Москве, которое возвели специально для иностранного представительства. До этого под дипломатические миссии обычно отдавали старые особняки. Здание посольства состоит из двух частей: старая была построена в 1930-е годы, новая - в 1990-е годы.
    Посольская делегация независимой Финляндии прибыла в Москву в 1921 году и первое время вынуждена была жить в железнодорожном вагоне. Затем финское посольство сменило в Москве несколько адресов, пока 6 декабря 1938 года - в день независимости Финляндии - не было завершено строительство здания в Кропоткинском переулке. Его возвели в 1937-1938 гг. специально для финской миссии в Советском Союзе. На открытии присутствовали Максим Литвинов, Семен Буденный, Алексей Толстой и Сергей Эйзенштейн.
    В архитектурном конкурсе на лучший проект участвовали 26 архитекторов. Победил Эрик Линдстрем, но параллельно он получил более крупный и приоритетный заказ на проектирование телеграфа в Хельсинки. И строительство посольства доверили известному финскому архитектору Хилдингу Экелунду, занявшему второе место в конкурсе. Экелунд работал в стиле северной неоклассики, сочетая в своих строениях классические и современные черты. Здание в Кропоткинском переулке, несомненно, стало ярким образцом функционализма, и, своего рода, иконой стиля.
    Здание посольства очень лаконично. Фасад представляет собой белую стену и ряд окон без наличников. Низ облицован черным шлифованным гранитом. Вход выделен козырьком и аттиком с розеткой в виде слепого окна. А со двора фасад выглядит иначе: асимметричный, с обозначенной лестничной клеткой и длинными балконами.
    В интерьерах обращает на себя внимание мебель в стиле неорококо XIX века. Сложно представить, что ее тоже сделали финские дизайнеры - она довольно вычурная, с тонкой резьбой и позолотой. Дело в том, что эту мебель привезли в Москву из консульства Финляндии в Ленинграде. Там она появилась еще до того, как в Финляндии стал развиваться самостоятельный стиль. И когда пришло время обустраивать новое посольство, правительство решило использовать уже существующую пригодную мебель.
    Стены украшают старинные бра с золотыми ангелами и картины кисти современных финских художников, привезённые из галереи современного искусства Kiasma в Хельсинки. На втором этаже расположены столовая и парадный зал. В кабинете посла находятся предметы мебели, созданные по дизайну архитектора Элли Руут специально для здания посольства.
    Новый корпус посольства спроектировал и построил в 1996 году архитектор Туомо Сийтонен. Главной задачей было создание единого комплекса с главным зданием, и это удалось. А чтобы новый корпус гармонично сочетался с шедевром московского модерна - особняком Дерожинской, построенным Федором Шехтелем в непосредственной близости, - архитектор оснастил его фасад металлическими жалюзи, создав предельно нейтральный фон для известного памятника архитектуры.
Источник

21.


22. Кропоткинский переулок, дом 14. 1933-й год постройки.


23. Северный вестибюль станции метро "Парк культуры" на первой ветке Московского метрополитена. Архитекторы Н.Я. Колли и С.Г. Андриевский.


24. Самые, на мой вкус, симпатичные павильоны именно на красной ветке.


25. К сожалению, он, как и некоторые другие был перестроен.


26. Мозаичное панно с Максимом Горьким. Интересно, оно при строительстве было сделано, ещё при жизни писателя? Или всё-таки после смерти?


Путеводитель по конструктивизму в моём журнале

Хамовники, посольство, конструктивизм, Москва

Previous post Next post
Up