Клуб Общества политкаторжан на Поварской

Feb 18, 2021 19:00

    Поварская, дом 33 - бывший Дом общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Общество было организовано по инициативе Ф.Э. Дзержинского, Я.Э. Рудзутака, Емельяна Ярославского и других. Открытие состоялось в Москве в «Доме Союзов» 21 марта 1921 года. Целью создания общества, служило оказание бывшим политическим каторжанам и ссыльнопоселенцам материальной помощи, организовывало лекции и доклады, занималось собиранием, хранением, изучением и изданием материалов по истории царской тюрьмы, каторги и ссылки. В 1921-м году общество насчитывало 200 членов, а к 1931-му году их количество непостижимым образом выросло до 2759. Быть бывшим политкаторжанином стало выгодно и удобно. Но это до поры. до времени.




    Общество всячески поддерживалось властями, надо было показать, каким плохим и жестоким был царизм по сравнению с наступившим светлым будущим. Со временем общество начало обрастать инфраструктурой, атрибутами и всякими материальными благами. В 1926-м году Общество организовало музей с библиотекой и архивом. С расширением масштабов деятельности встал вопрос о строительстве нового здания, которое трактовалось как центр научно-исследовательской, политико-просветительской и культурной работы Общества. Проект был заказан опытным мастерам, известным еще до революции, затем ставшими лидерами конструктивизма - братьям Леониду, Виктору и Александру Весниным.
    По первоначальному замыслу на территории между Поварской улицей, Новинским бульваром и Трубниковским переулком планировалось возведение жилого квартала для бывших политкаторжан. Ядром этого квартала должен был стать клуб. Но жилой квартал в Москве так и не был построен, в отличие от Ленинграда, где возвели внушительный конструктивистский дом-коммуну. Есть дом политкаторжан и в нынешнем Королёве. Наверняка есть и в других городах.

2. Для расчистки участка под строительство клуба планировалось снести церковь Рождества Богородицы в Кудрине и дом Кошелева на Поварской. Церковь в 1930-м году снесли, а вот дому Кошелева повезло, музейное крыло клуба, которое должно было стоять на его месте, так и не построили.


3. В 1927-м году архитекторы спроектировали новое здание. Снаружи здание было задумано в виде живописной группы параллелепипедов разной ширины и высоты, соединенных вместе. Стены прорезаны горизонтальными окнами, а основным выразительным приемом строгих фасадов стала динамика глухих плоскостей стен и поверхностей остекления.


4. У каждого "кубика" своя функция, ничего лишнего. Были предусмотрены помещения для работы кружков, лекционные аудитории, спортзал. Протяженное по горизонтали крыло, где должен был располагаться музей и архив общества, уравновесило бы сложную композицию из разновысотных объемов клуба.


5. Основной доминантой строения стал мощный кубический объем малого зала, выступающий глухой торец которого нависает над четырёхколонным портиком главного входа. Глухая стена предназначалась для размещения на ней афиш и лозунгов. К портику поднимается широкая лестница, ведущая на второй этаж, где расположены гардероб и фойе Большого зрительного зала. По бокам лестницы стояли симпатичные фонари, которые к нашему времени утрачены.


6. Боковую стену высокого параллелепипеда фойе прорезает облегчающая массу стеклянная стена. Горизонтальные ленты окон оживляют геометрические объемы здания, плоские крыши которого были задуманы как открытые террасы.


7. Правое крыло строения замыкает большой остекленный цилиндр, в котором разместилась винтовая лестница. Прямая лестница в зал была продолжением уличной.


8. В большом зрительном зале с балконом и партером спроектирована вместительная сцена с «карманами» - кулисами для артистов и декораций, ее коробка - самая высокая часть здания. Интерьеры смотрятся достаточно аскетично, хотя зал был облицован искусственным мрамором розоватого цвета и панелями насыщенного жёлто-коричневого дерева кресла фанерные. Занавес был из ярко-синего бархата.


9. Еще две лестницы расположены в задней части здания, их объемы выступают из плоскости стены полуцилиндрами с вертикальными окнами.


10. Но это уже скорее эвакуационные лестницы или чёрный ход.


В 1934 году, ко времени окончания строительства выдержанное в скупой стилистике здание стало подвергаться резкой критике в печати. Для «обогащения» здания был разработан проект скульптурного оформления фасадов и интерьеров, в котором приняли участие скульпторы В. Лишев, Н. Конгиссер, И. Бирюков. Проект остался нереализованным. Может оно и к лучшему, лепнина и скульптура конструктивизму не к лицу.
    К 1935-му году появились новые политкаторжане, но уже с ярлыком "враги народа" и как-то быть политкаторжанином стало уже не выгодно. К тому же вождь народов, дабы не возникало желание сравнивать царскую каторгу с современной, решил от старых политкаторжан потихоньку избавиться. Перефразируя его фразу "нет политкаторжан, нет и их общества". Оно в 1935-м году было ликвидировано. Но здание уже было построено, и его надо было использовать. Оно стало именоваться кинотеатром с амбициозным названием "Первый".
    Дальнейшая хронология:
1943 год - распоряжением Совета Народных Комиссаров Союза ССР был организован «Государственный театр киноактера» союзного значения. Были определены основные задачи театра: «рассматривать театр киноактера, как своеобразную лабораторию по воспитанию киноактеров и режиссеров, совершенствованию их профессионального мастерства путем репетиционной, тренировочной и лабораторной работы и выпуску высокохудожественных спектаклей в театре и фильмов на киностудиях, использовать постановку киноспектаклей, как метод предварительной подготовки фильма, что позволит затем актеру и режиссеру быстро работать на съемках».
1945 год - здание занял образованный в 1943 году Государственный театр киноактёра союзного значения.
1951 год - в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР Государственный театр киноактера из подчинения Министерства кинематографии СССР был передан в ведение киностудии «Мосфильм».
1957 год - театр реорганизован путем его ликвидации и организации на его базе Актерской студии, а здание передано «Дому кино».
1963 год - актерская студия называется «Центральной студией киноактера».
1969 год - воссозданный Театр-студия киноактёра вернулся в здание.
1990 год - постановлением Совета Министров СССР «Театр-студия киноактера» переименован в «Театр киноактера».
1992 год - переименован в «Государственный театр киноактера». Главной особенностью «Театра киноактера», стал целый ряд выдающихся фильмов, вышедших на экраны после репетиционного периода на подмостках театра.
С 1998 по 2001 год здесь работал Театр-кабаре «Летучая мышь» Григория Гурвича.
До 2019-го года это был Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Но вывеска "Государственный театр киноактёра" висит и сейчас.

Путеводитель по конструктивизму в моём блоге

Поварская, клубы, Веснины, Арбат (район), конструктивизм, Москва

Previous post Next post
Up