Щёлково, часть 18. Улица Заводская

Feb 04, 2021 22:01

    Улица Заводская идёт вдоль железной дороги с северной её стороны. Начинается в районе станции Щёлково и заканчивается у платформы Гагаринская. Название улицы говорит само за себя. На чётной стороне промзона, на нечётной же был когда-то заводской посёлок. Сейчас от посёлка мало что осталось. Щёлковский химзавод, давший название улице и построивший посёлок, работает до сих пор, правда немного в другом качестве - часть корпусов представляет собой руины, часть занята всякими мелкими фирмочками под производство, автосервисы, склады, на месте других построены новые корпуса. Достаточно типичная картина для нашего времени.




    Начало заводу положил крупнейший в Щёлково фабрикант Людвиг (Лев) Рабенек, сын того Людвига Рабенека, который основал здесь же мануфактуру. Об этой самой мануфактуре я уже когда-то рассказывал. Для произведённой ткани требовалась краска, поначалу её приходилось покупать, но у Рабенеков велико было желание создать предприятие полного цикла и они задумали построить заводик по производству красителей здесь же, рядом с основным производством. В 1876-м году московский генерал-губернатор "дозволил купцу I гильдии Людвигу Рабенеку содержать в Богородском уезде в местечке Соболево на собственной земле химический завод, помещающийся в трех корпусах, из коих один двухэтажный каменный длиною 17 и шириною 13 аршин, другой двухэтажный деревянный длиною 8 и шириною 13 аршин, одну паровую машину в шесть сил, один паровой насос в две силы, две отжимательных машины, четыре ручных насоса".
    Завод производил ализарин из антрахинона до 30 000 пудов и ализаринового масла до 800 000 пудов. Это достаточно большое количество, и неудивительно, что большая часть продукции продавалась другим текстильным фабрикам. Для производства красителей требовалась серная кислота. Завод долгое время работал на покупном сырье, и только в 1894 году Рабенек, желая удешевить производство красителей и, в свою очередь, получить независимость от поставщиков, налаживает выпуск контактной серной кислоты. Причем с 1894 года серную кислоту Рабенеки получали новым для России контактным методом, применявшимся еще только на Тентелевском химическом заводе под Петербургом. Новаторские приемы использовались при крашении пряжи и в ситцепечатании. Как результат на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде товарищество мануфактур «Людвиг Рабенек» получило два государственных герба, причем один - за химическую продукцию. Прекрасное качество окрашенных ализарином хлопковых пряжи и тканей специалисты по достоинству оценили и на Всемирной выставке в Париже (1900) - в своей категории изделия Рабенеков удостоились Гран-при. Первое время на заводе работали две ручные печи. Контактная установка давала 573 тонны сорокапроцентного олеума в год. Производственные мощности развивались, и к 1915-му году выпускалось уже до 1000 тонн кислоты в год.
    После революции завод был национализирован. Оборудование для выпуска химической продукции, а тем более кислот быстро изнашивается и требует регулярного обновления. Но завод продолжал работать, хоть и не так бодро, как при Рабенеках. К 1926-му году на заводе работало 53 человека.
1927-й год стал знаковым для завода. Руководство страны осознало необходимость развития химической промышленности. На щёлковском заводе развернулось строительство уникальных по тем временам производств: сероуглерода, парижской зелени, гидросульфита натрия, минеральных солей, башенной серной кислоты.
    К концу 1928-го года был закончен монтаж гидросульфитной установки мощностью 300 тонн в год. До этого гидросульфит натрия покупался за границей. Пуск установки имел большое экономическое значение. Многие производства были пущены в 1929-30-х годах. Это первый в стране цех сероуглерода на 2000 тонн продукции, цех уксусной кислоты на 900 тонн, соляно-сульфатный цех на 7200 тонн, цех сернистого натрия на 3500 тонн продукции в год. В 1931 году были введены не имевшие себе равных в бывшем Советском Союзе цеха: башенной серной кислоты, жировальных смесей и мышьяковистых солей.

2. Одновременно строилось и жильё для работников завода. Между Заводской улицей и железной дорогой был построен посёлок химиков. Жилые дома начинались прямо от привокзальной площади станции Щёлково.


3. На месте домов по нечётной стороне улицы сейчас ангары и стоянка грузовиков.


4. Это были двух- и трёхэтажные дома. По моде того времени они строились в стиле конструктивизм.


В качестве строительного материала использовались шлакоблоки, которые по сравнению с кирпичом менее живучие. А потому до нашего времени дожили немногие здания. Я даже затрудняюсь сказать, сколько жилых домов всего было построено. Всё дело в немцах. Две известные мне аэрофотосъёмки сделаны так неаккуратно, что посёлок химиков как раз оказался между ними. С другой стороны, если бы химзавод попал на эти снимки, неизвестно. как сложилась бы его судьба. А на других картах не то, что дома посчитать, саму улицу не представляется возможным найти. Могу только предположить, что их было около 12 штук. Сколько-то могло стоять ещё и во второй линии.

5. Теперь вместо двух домов, которые на фото выше на переднем плане, пустырь.


6. Этот дом сохранился, но он явно не жилой.


7.


8. После того, как было построено жильё, дошли руки и до культуры. Заводской ДК.


9.


10. Непонятно с какой целью фасад ДК был изуродован.


11. Сейчас ДК заброшен, но огорожен высоким забором, ворота на замке. Хорошо себя чувствуют только голубые ели.


12. Сценическая часть.


13. Перед ДК была спортплощадка или небольшой стадион, но просуществовал он недолго, теперь на его месте воинский мемориал.


14. Средства на возведение памятника собирали горожане и работники завода.


15. Изначально досок с фамилиями погибших работников завода не было.


16. Интересное конструктивистское здание бывшей пожарной части химзавода.


17. Расположенная неподалёку пожарная часть хлопчатобумажного комбината была построена в стиле модерн ещё Рабенеками. Она тоже закрыта, перестроена под офисы.


18. Поразительные способности по порче конструктивизма. Зачем-то закрасили остекление.


19. Уничтожена и симпатичная будочка для наблюдателя. Осталась только на старых фотографиях.


20. Теперь вместо пожарной части автосервис. А если вдруг пожар? Всё-таки химическое производство весьма пожароопасно.


21. За бывшей пожаркой остатки жилмассива.


22. В первозданном виде остался только один дом из пяти. Да и тот не известно жилой ли.


23.


24. В одном хостел.


25. В других какие-то конторы поселились.


26. Средняя часть улицы изменилась не так сильно, как западная. Даже трафик в те времена был такой же плотный. Но выглядит цивилизованней, чем сейчас.


27. Даже здание с правого нижнего угла предыдущего фото почти не изменилось.


Но вернёмся к нашему заводу.

В результате расширения производства к 1940-му году выпуск продукции по сравнению с 1927-м увеличился в 37 раз. В начале войны завод был частично эвакуирован вглубь страны, а в оставшихся цехах начался выпуск оборонной продукции. В контактном цехе выпускалась аккумуляторная кислота, на базе олеума и хлористого водорода производилась хлорсульфоновая кислота. В цехе органических ядохимикатов выпускалось масло для металлообрабатывающих станков, препараты для борьбы с бытовыми паразитами, колесная мазь, хозяйственное мыло и многое другое. В механическом цехе было организовано производство деталей для артиллерийских орудий, в литейном - болванок для гранат.
    В 1942 году на заводе бесперебойно работали цеха: контактной серной кислоты, соляной кислоты, ядохимикатов, сероуглерода. Последний цех выпускал крайне необходимую продукцию исключительно для военных целей и во время войны практически не останавливался. Работа прервалась лишь тогда, когда враг был в непосредственной близости от Москвы, но был пущен тотчас после поражения врага под Москвой, когда миновала непосредственная опасность.
    В 1959-м году началась реконструкция предприятия с частичным изменением технологии, внедрением механизации и автоматизации процессов и строительство новых цехов. В результате в 1,5 раза увеличил производительность цех гидросульфита натрия, значительно повысился выпуск реактивной соляной кислоты, был построен новый цех пиросульфита натрия мощностью 3000 тонн продукции в год.

28. Постепенно профиль завода менялся, иметь такое опасное производство неподалёку от Москвы было нецелесообразно. Был образован Щелковский филиал ВНИИХСЗР (Всесоюзного научно-исследовательского института химических средств защиты растений)


Начиная с 1974 года основным направлением опытного завода  стала организация опытной базы по выпуску химических средств защиты растений. В состав предприятия после объединения вошли экспериментальный опытно-наработочный цех численностью 280 человек и научные лаборатории численностью 322 человека. На 1976 - 1980 гг. был разработан план перепрофилирования завода с выпуска минеральных солей на выпуск химических средств защиты растений. В связи с этим были выведены производства контактной серной кислоты, пиросульфита и гидросульфита натрия и введены производства бетанала, оксамата, нитрохлора, цех по производству товаров народного потребления. Завод стал дробиться на разные производства.

29. Сейчас доминирует "Агрохим". Образован в 1998-м году. Построен современный офис.


30. Что-то типа лабораторного или инженерного корпуса.


31. На месте старых корпусов построены современные легкосборные.


32.


33. Складское здание какое-то странное, задом машина на погрузку не подъедет.


34. Есть подъездные пути, причём они явно регулярно используются.


35. Ещё одно предприятие с волшебным названием.


36. Это вроде их корпус. Скорее всего они входят в Агрохим.


37. Третий завод на территории.


38. Здесь, конечно, обновления если и есть, то минимальны.


39. Этапы модернизации завода можно проследить по дымовым трубам. 1989-й, 1964-й, на третьей не видно дату.


40. Даты есть и на стенах корпусов.


41. А это самая старая из сохранившихся.


42. Это труба котельной, которая давно не работает.


43.


44. Разрухи хватает.


45.


46.


47. Вообще территория бывшего завода представляет собой проходной двор. К моему удивлению пройти там можно было практически куда угодно.


48.


49. На первый взгляд царит полная неразбериха, масса разных арендаторов разнообразнейшего профиля - от склада, до сауны.


50.


51.


52. Автосервисы, две мебельных фабрички, мастерские по изготовлению памятников и много всего другого..


53.


54.


55. Что скрывается под сайдингом. понять трудно.


56. Но не всё наследие царизма порушили, осталась в живых казарма. Это третья известная мне в Щёлково казарма.


56а. Так она выглядела изначально. (фото из каталога ГИМ). Сейчас вокруг неё такого простора нет.


57. Умели же когда-то строить!


58.


На стенах казармы обнаружены совершенно шикарные вещи, которые породили много вопросов. Во-первых, по идее это должны быть стяжки. Но где в таком случае гайка? Гаек на осмотренных мной "стяжках" не обнаружено. Во-вторых - чей это вензель? Мануфактура Людвига Касперовича (Андреевича) Рабенека, поэтому сразу на ум приходит, что это его инициалы. Но Людвиг старший умер в 1862, оставив бизнес сыну Людвигу (Льву). Тот, в свою очередь, заработав денег и намаявшись с российской действительностью, умотал из России в 1881-м. А бизнес, ввиду отсутствия собственных детей, передал племянникам - Артуру и, опять же, Льву. Это были сыновья брата Людвига Людвиговича Артура. Кроме этих двоих, у Артура было ещё трое детей. Но читал, что умер он рано. Но пятерых детей успел завести.

59. Единственное, о чём я могу уверенно сказать, что 1882 - год строительства казармы. И могу предположить, что на вензеле изображены буквы "Р", и две "Л". Людвиг (старший), Людвиг (средний) Рабенеки. Надо бы в музей сходить, может они что-нибудь знают. Предложен ещё такой вариант ТМЛР "Товарищество мануфактур Л. Рабенека".


60. Даже затрудняюсь сказать, когда улица получила нынешнюю траекторию. Сейчас она соединяет Щёлковское и Фряновское шоссе, но на картах вплоть до 1960-го года не значится. Была дорога от Хотовского переезда на Потапово, а дальше вдоль Клязьмы в Кожино. А нынешнее Щёлковское шоссе (до Черноголовки) доходило до Анискино, а потом шло в Свердловский и далее в Лосино-Петровский. Вполне возможно, что вот этот участок улицы появился последним.


61. Восточную часть улицы занимает ещё один завод - бывший Щёлковский насосный, образованный в 1932-м году.


62. Сейчас это АО ЭНА (электронасосные агрегаты).


63. Главный корпус хоть и выглядит свежо, сам завод явно звёзд с неба не хватает. Чехарда с собственниками, эффективные менеджеры и всё такое..


64. А мы тем временем дошли до платформы Гагаринская, которая означает окончание прогулки.


Использованы фотографии Щёлковского историко-краеведческого музея, сайтов Викимапия и Pastvu.

стяжки, казармы, старые фабрики, конструктивизм, Щёлково

Previous post Next post
Up