Рождественский бульвар

Jan 26, 2021 20:01

    Рождественский бульвар расположен в Мещанском районе Москвы между Трубной площадью и Сретенкой. Длина составляет около 500 метров. Бульвар был назван по располагающемуся тут до сих пор на внутренней его стороне Богородицко-Рождественскому женскому монастырю. Монастырь появился в конце 14 века на левом берегу реки Неглинки в загородных владениях двоюродного брата Дмитрия Донского и внука Ивана Калиты, серпуховского князя Владимира Андреевича - героя Куликовской битвы. Во дворце жила его мать - княгиня Мария, которая и основала этот монастырь рядом со своей усадьбой в благодарность за благополучное возвращение сына с войны. Первыми насельницами обители стали вдовы воинов Куликовской битвы и все кто потерял в этой битве своих кормильцев - мужей, сыновей, отцов, братьев.

Неглинка давно упрятана в трубу, но окружающий рельеф напоминает о её существовании.



2. Здание с пафосной вывеской "Центральный рынок". Рынок действительно в этом районе был, но не совсем здесь. А на этом месте был общественный туалет. Сейчас воздвигнуто трёхэтажное здание, из-за уклона бульвара частично уходящее под землю. На верхнем этаже ресторан, на среднем - различный общепит, а на нижнем рыночек с фермерскими продуктами. Так что частично своё название оправдывает.


3.


4. С тыла выглядит не так парадно.


5. Дом 5-7. Построен в 1934-м году для работников НКВД. Авторы проекта - "отраслевые" архитекторы А. Лангман и Л. Чериковер.


6. Дом № 9 - бывший доходный дом Р.Б. Бебутовой. Построен в 1909-м году, архитектор Г.А. Гельрих.


7. Странные пропорции у этих женских фигур.


8.


До революции ряд помещений на нижних этажах занимало Генконсульство Франции. После 1917-го дом переделали под коммуналки. Он и сейчас числится жилым. В 2018-м году была проведена реставрация фасадов, сейчас они выглядят достаточно свежо.

9. Дом № 11, 1873-й год постройки.


10. Дом 13 - городская усадьба, состоящая из двух одинаковых домов.


Это образец типовой массовой застройки, как ни странно это звучит. Дело в том, что  после пожара 1812-го года был разработан альбом "опробованных фасадов", из которого заказчик выбирал наиболее подходящий для себя вариант, что было, разумеется, дешевле чем нанимать архитектора. После сноса стен Белого города внешняя сторона нынешнего бульвара была застроена торговыми лавками. Но пожар уничтожил их, дав возможность застроить территорию жилыми зданиями.
    В разные периоды усадьбой владели майорша Пелагея Петровна Лагофит и ее потомки, А.С. Кубилюс, последним хозяином перед революцией был Гульшин Николай Александрович. Не все владельцы зданий жили в нем, некоторые сдавали помещения под меблированные комнаты или под разные конторы и магазинчики.
В советское время в зданиях располагались коммуналки, пока в 1982 г. обветшавшие деревянные дома не снесли и на их месте не построили кирпичные точные копии. С тех пор в домах размещаться государственные и коммерческие учреждения.

11. Так что это на самом деле хорошая копия.


12. Но это несомненно лучше, чем на месте обветшавших зданий поставили бы какую-нибудь стекляшку.


13. Дом № 15. Бывший доходный дом 1890-х годов постройки, архитектор К.Ф. Буссе.


14. Дом № 17, ещё один образец модерна. Построен в 1904-м году по проекту П.А. Заруцкого. Бывший доходный дом Н.И. Силуанова.


15. Где-то здесь был установлено чудо техники - первый в Москве электрический лифт.


15. Дом 19, 1913-й год, архитектор Д.М. Челищев. Бывший доходный дом К.А. Колесова.


17. Дом № 21, стр. 1. Ещё одна неплохая копия дома 1913-го года. Здесь был особняк банкира И.И. Джамгарова. В 2006-м оригинал был заменён на копию.


18. Дом 21 стр. 2, построен в 1917-м.


19. А это уже церковное здание - дом причта Успенской церкви в Печатниках.


Сейчас Печатниками называется совсем другой район Москвы. С конца XVI века за стеной Белого города у Сретенских ворот начиналась Государева Печатная слобода - поселение типографов, трудившихся на Печатном дворе на Никольской улице. Именно они и создали первый деревянный Успенский храм в 1631 году, вместо которого в 1659 году было построено новое здание, тоже деревянное.

20. Наконец, в 1695 году печатники создали третью Успенскую церковь, на этот раз каменную - ее четверик и колокольня сохраняются и по сей день.


По одной из версий, именно в церкви Успения в Печатниках художник Пукирев стал свидетелем брака старика и девушки, что впоследствии нашло отражение в картине «Неравный брак», ныне находящейся в Третьяковской галерее. Также до революции в церковной ризнице хранилась древняя еврейская серебряная монета - молва утверждала, что это один из тридцати сребреников, полученных Иудой за предательство Христа.
    После революции и закрытия храма для богослужений его здание было занято сначала трестом «Арктикпроект», затем в 1950 году здесь появилась выставка «Советская Арктика», которую в 1960 году сменила постоянно действовавшая выставка «Морской флот СССР». Внешне здание почти не перестраивалось, были только сняты кресты и разобрана ограда, но внутреннее убранство исчезло полностью, пространство храма оказалось перепланировано. В 1994 году выставка была вывезена, а в храме возобновились богослужения.

21. Здание на зелёной части бульвара - одна из гостиниц, построенных на пересечении бульварного кольца с "вылетными магистралями" того времени, в данном случае - со Сретенкой.


Впоследствии на её основе был построен доходный дом, архитектор П.А. Ушаков. Сейчас первый этаж занимают магазины, а на верхних размещены офисные помещения. В фильме "Берегись автомобиля" здесь находился магазин, в котором торговал герой Андрея Миронова. А на третьем этаже ребёнком жила Майя Плисецкая в квартире своего деде - зубного врача.

22. Со стороны бульвара дом выглядит посолиднее.


23. Теперь развернёмся и пойдём по чётной стороне в обратном направлении. Дом № 22, бывший доходный дом Е.З. Мелас - С.И Малюшина. 1896-й год, архитектор М.А. Арсеньев. До революции на первом этаже был электрический театр.


24. Дом № 20, бывший доходный дом того же Малюшина, 1879-го года постройки, архитектор Кампиони.


25. Храм Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке освящён в 2017-м году. На открытии присутствовал бывший сотрудник организации, которая и обеспечила большое количество новомучеников, но слов покаяния от него услышано не было.


Храм на территории Сретенского монастыря был возведён вопреки охранному законодательству. Под его строительство были снесены постройки на территории монастыря, признанного объектом культурного наследия. Много раз проходил мимо Сретенского монастыря, но как-то так получилось, что ни разу не зашёл. Не идут туда ноги почему-то.

26. Дом 16


Участок усадьбы Карамышевой - Ценклер примыкает к территории Сретенского монастыря. Это допускает возможность включения в постройки усадьбы более ранних сооружений, которые могут быть выявлены при проведении натурного обследования. Начальный этап сложения современной застройки усадьбы (Карамышевой) относится к 1780-м гг. когда в Москве проводился крупный комплекс строительно-восстановительных работ после Чумного бунта 1771 г. Застройка усадьбы включала двухэтажный главный дом и два флигеля по красной линии улицы. Такая постановка главного дома усадьбы по красной линии улицы должна датироваться концом XVIII в., более ранняя застройка Москвы, как правило, предусматривала расположение главных построек участка в центре владения.
    В 1851 г. владельцем участка стал Иосиф Ценклер, принадлежавший к числу крупнейших купцов Москвы середины XIX в., один из коммерческих директоров Государственного Коммерческого банка, преобразованного в Государственный банк Российской империи. Семья И. Ценклера занимала главный дом усадьбы, два флигеля сдавались в наем.
Усадьба несколько раз реконструировалась.
    В 1864 г. были реконструированы два флигеля по торцам главного дома с соединением с главным домом переходами на уровне второго этажа. Еще одна реконструкция усадьбы была произведена в 1883 г. под руководством архитектора Б.В. Фрейденберга. Этот архитектор был одним из ведущих мастеров московского строительства 1880-х гг., в его постройках было явно заметно подражание строительству банковских столиц мира.
    При реконструкции под руководством Б.В. Фрейденберга главный дом усадьбы Ценклеров на Рождественском бульваре получил достаточно скромное, но оригинальное оформление с элементами «крепостной» архитектуры Итальянского Возрождения. Венчающий карниз фасада этого здания опирается на своеобразный «аркатурный пояс», напоминающий крепостные машикули - отверстия в завершении крепостных стен для того, чтобы при штурме защитники крепости могли сверху расстреливать нападавших.

27. А ещё есть интересные балкончики.


28. Как-то не вяжется этот особняк с понятиями "пролетарский" и "бедный".


29. Дом 14, стр. 1. Бывший особняк графини Е.П. Ростопчиной.


Построен в начале 19-го века., перестроен в 1870-м году, архитектор А.Н. Стратилатов. В 1840-е гг. домом владел Н. Павлов, устраивавший здесь знаменитые на всю Москву литературно-философские «павловские четверги», на которых бывали Н. Гоголь, Е. Баратынский, Я. Полонский, А. Фет.

30. Дом 12. В этом доме по приглашению своей покровительницы и спонсора баронессы фон Мекк останавливался Чайковский.


В конце 18-го века в. эта усадьба принадлежала княгине А.М. Голицыной. От нее владение перешло к Александру Ивановичу Фонвизину - отцу двух декабристов, Михаила и Ивана. Здесь собирались члены Союза благоденствия, и здесь же в 1821 г. было принято решение о его роспуске с целью создания нового тайного общества. Отсюда в 1828 г. уезжала в Сибирь, в Читу, к своему мужу, генералу Михаилу Александровичу Фонвизину, осужденному на каторгу, Наталия Дмитриевна Фонвизина (урожденная Апухтина). Именно ее считают основным прототипом пушкинской Татьяны из «Евгения Онегина». Она и сама была в этом уверена.
    В 1830 г. владельцем особняка стал купец 1-й гильдии К.М. Губин. При нем дом частично перестраивался. В 1869 г. усадьбу приобрела баронесса фон Мекк - вдова "железнодорожного магната" Карла фон Мекка. Надежда Филаретовна любила музыку и хорошо в ней разбиралась. Именно она одной из первых разглядела в Чайковском гениального композитора. История их отношений удивительна. Они не были лично знакомы, но тринадцать лет находились в переписке. Все эти годы фон Мекк оказывала Петру Ильичу существенную материальную помощь, по сути, оградив его от житейских забот и позволив полностью отдаться творчеству. По ее приглашению композитор останавливался вместе с братом Модестом в доме на Рождественском бульваре. Правда, в отсутствие хозяйки.
    Фон Мекк несколько раз перестраивала особняк. Главный дом был объединен с боковыми флигелями, фасад получил эклектический декор. Работы велись по проектам архитекторов А.Н. Стратилатова, В.А. Гамбурцева, П.П. Скоморошенко.
    В 1881 г. Н.Ф. фон Мекк продала дом чаеторговцу А.С. Губкину. Но через два года Алексея Семеновича не стало. С его смертью связано трагическое происшествие, о котором писали и Л.Н. Толстой, и В.А. Гиляровский. По Москве разнесся слух, что на помин души Губкина будут раздавать щедрую милостыню. Тысячи нищих устремились на Рождественский бульвар. Все закончилось страшной давкой, десятками погибших и пострадавших. Наследники Губкина продали усадьбу Дворянскому земельному банку, который владел им до 1917 г.

31. В настоящее время здесь размещается Государственный комитет РФ по рыболовству.


32. Дом 10/7 1897-го года постройки.


33. В советские времена в подвале этого дома работало кафе-бар с народным названием "Зелёная гадина".


34. А вот и сам монастырь, давший название бульвару и улице.


В день Рождества Богородицы в 1380 году произошла битва на Куликовом поле - с тех пор этот праздник приобрел особое значение на Руси, поэтому логично, что всего через несколько лет после сражения монастырь в честь Рождества Богородицы появился в Москве.
    Обитель была заложена в 1386 году княгиней Марией Кестутьевной - супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго, участвовавшим в битве на Куликовом поле. Впоследствии основательница монастыря здесь же постриглась в монахини под именем Марфы и была погребена на монастырском кладбище в 1389 году. Из-за близости к Неглинной и ее трубе в стене Белого города монастырь часто именовался «на Трубе». Поначалу деревянный, с начала XVI века он начинает отстраиваться в камне. Переделки продолжаются вплоть до революции - в результате сегодня монастырский ансамбль сочетает в себе очень разновременные постройки, от XVI до ХХ века.
    Самым древним зданием является собор Рождества Богородицы, центральная часть которого представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой на вытянутом барабане с кокошниками. Он выстроен в 1501-1505 годах и в дальнейшем обстроен крытой галереей с двумя приделами, ризницей и усыпальницей князей Лобановых-Ростовских. Западная сторона галереи создана в начале ХХ века архитектором Ф.О. Шехтелем в русском стиле. Ранее над правой апсидой собора существовала шатровая колокольня, но в 1835 году она была разрушена ударом молнии. Вместо нее в 1835-1836 годах на средства С.И. Штерич над западными воротами построена новая четырехъярусная колокольня со шпилеобразным завершением и небольшим храмом во втором ярусе во имя Евгения Херсонского - в память рано умершего сына храмоздательницы.
    Теплая монастырская церковь во имя Иоанна Златоуста известна с 1626 года, но существующее здание построено в 1676-1687 годах на средства княгини Ф.И. Лобановой-Ростовской: это небольшой пятиглавый храм с кокошниками в основаниях глав. Галерея, окружающая храм, создана в XIX веке. Наконец, в 1904-1906 году у северной стены монастыря, выходящей на Рождественский бульвар, по проекту архитектора П.А. Виноградова построено обширное здание в псевдорусском стиле для трапезной с кельями, церковно-приходской школой и пятиглавой церковью Казанской иконы Божией Матери. Также сохранились монастырские стены XVII века, впоследствии перелицованные.
    В 1525 году в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София супруга великого князя Московского Василия III - Соломония Сабурова. Она прожила в обители несколько лет, после чего была переведена в Суздаль, в Покровский монастырь.
    В 1670 году с юго-восточной стороны собора Рождества Пресвятой Богородицы была построена усыпальница Лобановых-Ростовских, в 18 веке у здания появился второй этаж. Князья Лобановы-Ростовские известны с конца XV века. Род не пресекся, их потомки живут и в наши дни.
    В 1920-х годах монастырь оказался закрыт, богослужения в нем прекратились, а все его здания заняты под жилье и конторы. В 1989 году ансамбль был передан Московскому Архитектурному институту, но уже через три года начался процесс перехода его к православной общине. С 1993 года здесь снова существует монастырь, в течение многих лет проводится реставрация, результатом которой уже стало возрождение не только собора, но и Казанской и Иоанновской церквей.
    К концу 2018 г. фасады двух старинных храмов и княжеской усыпальницы были отреставрированы. Работы на улице Рождественке (дом 20/8, строения 14, 15 и 17) велись с 2017 года под контролем специалистов Мосгорнаследия. Храмы имеют статус объектов культурного наследия федерального значения, склеп - регионального значения. В 2020 году Ансамбль Рождественского монастыря стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинациях "за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ" и "за лучший проект реставрации".

35. Стены монастыря попали на известную картину Перова "Тройка". Похоже, что фрагмент стены, изображённый на картине. сейчас не существует, потому как ворот теперь в северной стене нет.


36.


Парадоксальность ситуации заключалась в том, что рядом с монастырем, стена в стену, стоял дом с гостиницей для встреч и свиданий. Благодаря ближайшему соседству гостиницу эту в шутку называли «Святые номера». К вечеру номера постепенно наполнялись своей публикой, а в монастыре начинали гудеть колокола, призывая благочестивых ко всенощной. Домов терпимости в округе было несколько и только в начале 20-го века они были ликвидированы.

Курсивом выделены цитаты с сайта "Узнай Москву".

Всё Бульварное кольцо в моём журнале:

Соймоновский проезд и площадь Пречистенских ворот
Гоголевский бульвар (чётная сторона)
Гоголевский бульвар (нечётная сторона)
Гоголевский бульвар (дом-коммуна)
Фонари у памятника Гоголю
Арбатская площадь
Никитский бульвар, часть 1
Никитский бульвар, часть 2
Тверской бульвар, часть 1
Тверской бульвар, часть 2
Пушкинская площадь
Страстной бульвар
Петровский бульвар
Трубная площадь
Рождественский бульвар
Дом страхового общества "Россия"
Сретенский бульвар и Тургеневская площадь
Чистопрудный бульвар, часть 1
Чистопрудный бульвар, часть 2
Покровский бульвар
Яузский бульвар
Устьинский проезд

Мещанский район, Бульварное кольцо, Москва

Previous post Next post
Up