Дом с беседующими змеями на Воронцовом поле

Aug 08, 2020 20:01

    На пологом склоне Гостиной горы на красной линии улицы Воронцова поля стоит особняк с богатой историей, выполненный в стиле модерн. В конце 18-го века большой участок принадлежал князю Григорию Потёмкину-Таврическому. Каких-то сведений о постройках времён Потёмкина мне не попалось. После смерти князя участок перешёл в казну, откуда впоследствии был пожалован другому князю - Александру Безбородко, ставшему впоследствии канцлером. Участок он получил взамен переданного Павлу I Слободского дворца в Немецкой слободе.
    Безбородко хотел построить себе здесь дворец с парком, спускающимся по склону к Яузе. Проект дома был заказан Джакомо Кваренги, а парка - Николаю Львову. Но и новый владелец вскорости умер. Успели только разбить парк, который фрагментами сохранился до нашего времени. Наследники разбили усадьбу на небольшие участки и продали. Что интересно, и предыдущим владельцам участка не повезло. Московский тысяцкий Василий Воронцов-Вельяминов, был казнен по делу об измене. Здесь же был предательски убит один из крупных деятелей Смутного времени Прокопий Ляпунов.




2. Первым владельцем, которому удалось здесь построиться и пожить, стал ростовский купец Евграф Латышев. Впервые дом на этом участке зафиксирован на плане 1822 г.  На нём изображено одноэтажное деревянное жилое строение на каменном фундаменте. На плане 1837 г. он предстаёт как двухэтажный каменный жилой с прямоугольной в плане террасой со стороны южного фасада, откуда открывается красивый вид на спускавшийся по рельефу к реке Яузе парк.


Первый этаж террасы был каменным, а второй деревянным. Более полное представление об облике дома даёт чертеж 1860 г., на котором помимо плана зафиксирован главный фасад, обращённый к улице. К этому времени относится перестройка террасы, которая преобразуется в полноценную двухэтажную пристройку смешанного типа во всю ширину дома. На южном фасаде вместо террасы был сделан металлический балкон. После смерти последнего из Латышевых, владевшего усадьбой, в 1896 году особняк перешел во владение благотворителя и коллекционера  Алексея Петровича Бахрушина, двоюродного брата Алексея Александровича Бахрушина, создателя знаменитого Театрального музея. Точнее, дом был записан на его жену. Бахрушин перестроил дом, поскольку купил его не столько для проживания, сколько для размещения коллекций и собрания книг.

3. Дом перестраивал архитектор А. Иванов, а интерьерами занимался К. Гиппиус - по сути, семейный архитектор Бахрушиных. Были сделаны две пристройки: на западном фасаде - двухэтажный объём лестницы и на восточном - крыльцо парадного входа. Над центральной частью устроили световой фонарь для освещения одного из залов первого этажа. Но основные изменения коснулись фасадов и интерьеров дома, которые получили новое оформление характерное для стиля эклектики. Сохранились лишь некоторые интерьеры от этого периода,которые в какой-то степени позволяют судить об общей стилистике дома на период конца XIX в.


4. В этом особняке и разместилась обширная коллекция хозяина: гравюры и миниатюры, произведения русского декоративно-прикладного искусства, старинные иконы, фарфор, фаянс и тому подобное.


5. Библиотека Бахрушина насчитывала более 25 тысяч томов, в основном по истории, археологии, этнографии России. Вдоль стен возвышались массивные дубовые книжные шкафы, посредине комнаты и у стен стояли витрины. По вторникам, два раза в месяц в доме на Воронцовом Поле собирались любители русской книги и искусства.


Пока шла перестройка дома, оформление интерьеров, пока перевозили коллекцию, Бахрушин умер. Случилось это в 1904-м году. Так что и его семье не удалось обосноваться на этом месте. Вдова Бахрушина продала особняк егорьевскому купцу Михаилу Никифоровичу Бардыгину, который записал усадьбу на свою жену Глафиру. В 1911 году по проекту архитектора И.Т.Барютина дом был перестроен в стилистике модерна. Парадный фасад получил пышную лепную отделку, фоном для которой послужила гладкая керамическая плитка. Левая двухэтажная часть особняка завершается щипцовой крышей, правая трехэтажная - барочным куполом. Аттики и ограда украшены вазонами-светильниками, обвитыми змеями. Из-за этого бардыгинский дом получил неофициальное название «дом беседующих змей».  Дом увеличился и в размерах за счёт пристроек к западному фасаду: трёхэтажной по красной линии и одноэтажной у дворового фасада.

6.


7.


8. В ближайшее время особняк ожидает реставрация. Необходимость в ней назрела, это видно невооружённым глазом. Восстановительные работы затронут фасады и кровлю. На фасаде восстановят декоративную отделку начала XX века, отреставрируют штукатурный слой, керамическую облицовку стен и все декоративные элементы. А по исторической фотографии 1930 года воссоздадут металлическое завершение шатра на кровле и фигурный парапет на главном фасаде. Может и вензель владельцев восстановят.


Глаза у маскаронов были инкрустированы хрусталём тонкой работы, после революции они куда-то пропали.

9.


10.


11.


12. Беседующие змеи, давшие дому неофициальное и весьма оригинальное название.


13. Сначала я было подумал, что змеи появились благодаря какому-то аптекарю.


14. На самом деле змеи появились по инициативе Бардыгина.


Вазоны со змеями, вероятно, имеют в своей основе кадуцей - жезл с крылышками на верхушке, обвитый двумя смотрящими друг на друга змеями. Его появление в Античности связывали с мифом об Аполлоне и Гермесе. Согласно мифу, Аполлон в знак примирения с братом подарил тому свой волшебный посох. Когда Гермес, решив проверить его свойства, поставил жезл между двумя борющимися змеями, те сразу прекратили борьбу и обвили палку. Гермесу эта картина так понравилась, что он их обездвижил. В процессе "эволюции" крылышки исчезли, жезл трансформировался в вазу. В купеческой среде существовала и такая трактовка. Одна змея характеризует алчность, а вторая - хитрость. И если их примирить между собой, то купца будет ждать небывалый успех в делах.

15.


16.


После революции семья Бардыгиных осталась на родине, глава даже поступил на службу в Наркомлегпром, но, в 1923-м, разочаровавшись в революции с женой и 8-ю детьми эмигрировал во Францию. К купеческому сословию большевики относились лояльней, чем к дворянскому, поэтому отпустили всех, кроме одного сына, сославшись на его призывной возраст.

В объединенном владении № 6-8 с 1952 года находится посольство Индии и резиденция посла. В парке при посольстве (это часть сада, разбитого еще при Безбородко), на кромке крутого берега Яузы, сохранился садовый павильон с гротом и "миловидой", возведенный, вероятнее всего, в 1821 году.

17. Под резиденцию посла отведен дом № 8, принадлежавший в конце XIX века А. фон Вогау. Для неё архитектор С.Воскресенский в 1897-98 годах выстроил в глубине участка особняк, сохранившийся и поныне. Последней дореволюционной его владелицей была Эльза Гуговна Марк, дочь известного предпринимателя Г. Вогау. Немецкому клану Вогау-Марк принадлежал целый ряд домов в районе Воронцова Поля, улицу даже называли в шутку «Вогау-штрассе».


18. Дом этот дожил до нашего времени без видимых изменений.


19. Памятник отцу индийской нации Махатме Ганди установлен в посольском сквере в 2007-м году. Скульптор Александр Рябичев. "Моя жизнь - это моё послание".


Таганский район, Бахрушины, Гиппиус, велопрогулки, модерн, Москва

Previous post Next post
Up