Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио

Aug 06, 2020 22:00

    Комплекс зданий ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), а ныне ВИАМ (Всероссийского института авиационных материалов) занимает квартал в границах улиц Радио, Доброслободская, Баумана и Новокирочного переулка. Кроме исторической ценности большинство зданий имеют и архитектурную, любителям конструктивизма они будут интересны. Из плюсов - всё можно обойти по кругу и хорошо рассмотреть. Во дворах не так много спряталось. Многие здания имеют статус объектов культурного наследия.



Историческая справка с сайта ЦАГИ
    Основатель ЦАГИ - профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский - обладал очень глубокими познаниями в высшей математике и инженерных науках. Неудивительно, что вокруг этого человека сплотился коллектив студентов, одержимых идеей практического воздухоплавания. Его теоретические работы в области авиации, практический опыт создания аэродинамических труб в МГУ, ИМТУ и Кучино и проводившиеся в этих лабораториях исследования послужили фундаментом для развития авиационной науки в России.
    В 1918 г. студенты и ученики Н.Е. Жуковского сумели убедить своего учителя обратиться к новым властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива профессора Жуковского была поддержана руководителем Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н.П. Горбуновым, и 1 декабря 1918 г. Центральный аэрогидродинамический институт (сокращенно - ЦАГИ) начал работу. После смерти Н.Е. Жуковского в 1921 г. ЦАГИ возглавил его соратник - С. А. Чаплыгин, видный ученый в области механики, внесший важнейший вклад в формирование научного облика института.
    В последующие десятилетия структура ЦАГИ неоднократно менялась, оптимально приспосабливаясь к спектру решаемых задач и потребностям народного хозяйства, но в неприкосновенности оставалось одно - высочайшая научная школа и дух коллегиальности. Экспериментальная база института позволила в довоенный период проводить исследования по аэродинамике, гидродинамике, динамике полета и прочности летательных аппаратов. В ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в период1924-1936 гг. были созданы такие этапные для отечественной авиации самолеты, как ТБ-1, ТБ-3 и другие.
    Через ЦАГИ прошли многие известнейшие учёные и конструкторы Келдыш, Королёв, Туполев, Архангельский, Стечкин, Чаплыгин. Строить институт решили на базе аэродинамической лаборатории МВТУ. Длилось строителльство с 1929 по 1936 год, а в 1934 уже поняли, что на этом клочке земли невозможно построить исследовательский центр для бурно развивавшейся авиационной отрасли и параллельно начали строить установки и жильё для сотрудников в посёлке Стаханово (ныне город Жуковский). Постепенно институт перебрался туда весь, а на его площадях разместился институт авиационных материалов, который был основан в 1932-м году и первые лаборатории имел на прилегающей к ЦАГИ территории.

2. Начнём осмотр с перекрёстка улиц Баумана и Радио и пойдём обсолонь (против солнца, против хода часовой стрелки).


3. Сборочный цех ЦАГИ, построен в 1926-29 году, перестраивался в 1930-м и 1950-м.


4. На его базе был организован завод № 156, который впоследствии переехал ближе к Яузе.


5. 1936-й год, сборка бомбардировщика ТБ-7 в этом цеху.


6. Сейчас здание цеха занимает Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря. В каком году он туда вселился, я не знаю.


7. 10 лет назад в центре произошёл сильный пожар, который тушили 65 машин и 3 вертолёта. Погибли двое пожарных, несколько предметов искусства, находившиеся на реставрации. Причём вода нанесла больший урон, чем сам пожар. Само здание было сильно повреждено,но, к счастью, восстановлено. (фото из Википедии)


8. Этот корпус построен в 1925-1930-е годы, архитекторы В.А. Кузнецов, В.Я. Мовчан, И.С. Николаев, А.С. Фирсенко, инженер-конструктор А.Н. Туполев, гидромеханик Л.И. Седов, 1950-е гг.


9. Это самый большой по длине корпус, на Бауманскую он выходит своей короткой стороной.


10. Центральное сооружение комплекса ЦАГИ - гидроканал для исследования корпусов гидроавиации и глиссеров с водным бассейном длиной около 200 метров.


11. Здесь архитекторы применили конструктивистские приёмчики - скруглённый угол, круглые окна-иллюминаторы, ленточное вертикальное остекление.


12. Следующий корпус 1932-го года постройки, он уже выходит фасадом на Новокирочный переулок. Переулок, кстати назван в честь находившейся здесь кирхи святого Михаила. Сначала он был просто Кирочный, но была в слободе ещё одна кирха, более древняя, со своим Кирочным переулком. В результате, один стал Новокирочным, другой - Старокирочным.


13. Дореволюционное здание в составе института. Бывшее здание реального училища, три его части построены в разные времена. Самая старая есть на плане 1835 года, но, возможно, оно перестроено из другого, более старого здания. Центральную часть построили в 1877-м, а левую, самую новую - в 1904-м. В 1940-е в здании была школа-семилетка.


14. Дальше пошли опять конструктивистские корпуса. Пишут, что в нём расположена аэродинамическая труба Т5.


15. Аэродинамическая лаборатория с ещё одной трубой и ветросиловой установкой. Построена в 1924-1925 гг., архитекторы В.А. Кузнецов, В.Я. Мовчан, И.С. Николаев, А.С. Фирсенко, перестроена в 1950-е гг. Крыша постройки имеет полукруглую форму, которая повторяет форму испытательной установки.


16.


17. Вышка с ветросиловой лабораторией, самое заметное сооружение института, его визитная карточка.


Справа от корпуса проходил Большой Демидовский переулок. При расширении института часть его стала внутренним проездом предприятия, доступ туда закрыт.

18. Новый корпус ВИАМ 1986-го года постройки смотрит на Доброслободскую улицу. Из-за зелени у меня не получилось нормально его сфотографировать, поэтому фото с Яндекса.


19. Юго-западный угол института занимают здания постройки конца 19-го века. Архитектор Дриттенрайс. Угол улицы Радио и Доброслободской.


20. Они были частью механического завода А.К. Дангауэра и В.В. Кайзера


21. Бывший флигель Елизаветинского института.


22. Здесь проходил перекрытый ныне Большой Демидовский переулок.


23. И где-то на этом месте стояла лютеранская кирха Святого Михаила.


По сохранившимся сведениям первая кирха была деревянной, не имела колоколов и стояла на правом берегу р.Яузы. Через несколько лет после ее возведения кирха сгорела при разгроме Немецкой слободы опричниками царя. Заново ее возродили в 1601 году, когда на престоле был Борис Годунов. Но и эта кирха погибла в Смутное время при нашествии интервентов. После установления в России мира в «Московию» стали прибывать иноземные специалисты. В основном они были из стран исповедовавших лютеранство и другие реформаторские учения. Для них кирха была возрождена. Она несколько раз переезжала с места на место.
    Уже в 1626 году в лютеранской общине Москвы произошло первое крупное событие - разделение прихода на два. По преданию жены офицеров и купцов сорились из-за первых сидячих мест у алтаря. Жен офицеров оскорбляло, что купчихи более дорого одевались, а тех, что жены военных чаще садились первыми и не давали таким образом показать всем пришедшим свои наряды. Конечно, данное объяснение вряд ли может выдержать критику, но видно разные сословия иноземцев действительно решили размежеваться. Но богослужения еще долго проводились в одном здании. Только с 1660-х гг. кирха Св. Михаила останется в полном распоряжении за купцами.
    В 1652 году кирху перевели из района Мясницкой и Огородной слобод во вновь устроенную Ново-немецкую слободу. Церковное здание поставили на месте кирхи времен Ивана Грозного или Бориса Годунова. 4 октября 1652 года новое здание кирхи освятили в честь Архистратига Михаила Архангела, до этого она посвящения не имела.
    Для возросшего прихода деревянную кирху в 1684-1686 годах сменила кирпичная трехнефная базилика, и видимая на открытке. Новое здание было построено на средства купца Энгельса и некоторых других торговцев, а так же на крупное пожертвование негоциантов из Гамбурга. Здание вмещало 650 человек и имело размеры в 18 саженей в длину и 9 саженей в ширину. Стоит добавить, что благодаря тому, что новое здание было кирпичным, до наших дней сохранился церковный архив с 1689 года.
    В XVIII-XIX вв. кирху уже именовали «Старой обедней», помня, что это старейшее лютеранское сооружение города. За это время здание несколько раз переделывали. Его расширили вскоре после коронации Екатерины II, в 1764 году и частично при ее участии. Но в её же царствование, в 1793 г., приход вознамерился построить колокольню, но императрица не дала на это согласие. Возвести колокольню было дозволено только в 1804-1810 гг., при внуке императрицы. Помимо колоколов под шпилем установили и часы-куранты. (автор Набгольц)

24. В 1931-м году кирху снесли и на её месте появилась новая высотная доминанта.


25. Административное здание института с проходной.


26.


27. Следующее здание уже производственного назначения, построено в 1931-м году.


28.


29. 1931-й год стал тем коротким отрезком, когда и кирха ещё стояла, и корпуса были в основном построены.


30. Этот шестиэтажный корпус хоть и был построен в 1936-м, черты конструктивизма сохранил в полной мере.


31.


32.


33. Здание музея спряталось за корпусами. (4 фото с сайта музея)


Здание музея состоит из двух разновременных и стилистически различных построек: последней четверти XVIII в. (1786-1787 гг.) и 1913 г. Дом часто менял хозяев: в нём располагались склады товаров, мясная лавка, галантерея и даже трактир. Только в 1914 г. двухэтажный каменный особняк стал общежитием и учебным помещением для лётчиков с теоретических курсов авиации при Московском императорском техническом училище, которыми руководил Н. Е. Жуковский - выдающийся русский учёный, создатель аэродинамики как науки. Помню, формулу Жуковского - подъёмная сила крыла мы выводили целую пару. Знаменитая Военно-инженерная академия им. Жуковского - преемница этих курсов.

34.


Реконструкция 1913 г. была выполнена архитектором В. Вотковым по заказу купца М. Ф. Михайлова. Здание является единственной уцелевшей постройкой купца Михайлова среди снесённых в 1920 г. в период строительства корпусов ЦАГИ и является объектом культурного наследия федерального значения.
    В 1918 г. Н.Е. Жуковский обратился в Высший совет народного хозяйства с просьбой «о разрешении занять дом для работ Научно-технического отдела аэрогидродинамической секции». Одновременно началась «разработка практического проекта учреждения Центрального аэрогидродинамического института, проекта положения о нём и порядка развёртывания его работы». Так определилась судьба дома, и особняк стал первым зданием ЦАГИ.
    Неудивительно, что именно здесь устроили мемориальный комплекс. Постановление Совета министров СССР «Об увековечивании памяти Н. Е. Жуковского и к 100-летию со дня его рождения» вышло в 1947 г., а в 1956 г. состоялось торжественное открытие Научно-мемориального музея проф. Н. Е. Жуковского.

35. Мемориальная доска на здании музея гласит:
«В этом доме работал в 1915-1920 гг. отец русской авиации Николай Егорович Жуковский».


36. Сегодня в музее развёрнута богатейшая экспозиция, отражающая всю историю отечественной авиации. В музее хранится более 50 тыс. экспонатов: документов, фотонегативов, модели практически всех российских самолётов, вертолётов, планеров, первых ракет, макеты искусственных спутников Земли (в том числе и первого из них), космических кораблей, модели авиационных и ракетных двигателей, аэродинамических труб.


37. Музей можно посетить только по предварительной записи.


Вот мы и замкнули круг. Но конструктивизм Басманного района этим и двумя предыдущими очерками не ограничивается.

авиация, промарх, велопрогулки, старые фабрики, конструктивизм, Басманный район, Москва

Previous post Next post
Up