Яузский бульвар

Aug 04, 2020 20:00

    Есть давняя задумка - прошерстить Бульварное кольцо Москвы, рассмотреть каждый по отдельности. Лето - не лучшее для этого время, слишком много зелени, заслоняющей здания. Но начинать когда-то надо. Вот решил начать с Яузского бульвара.
    Бульварное кольцо, в отличие от других московских колец, не совсем кольцо, за Москву-реку оно не переходит. Всего бульваров на нём 10 и неинтересных среди них нет. Кольцо появилось на месте стен и башен Белого города во второй половине 18-го века. город рвался наружу, ему не хватало места, да и стены утратили оборонительное значение. Несколькими генпланами развития Москвы предусматривалось замкнуть кольцо, под это дело даже снесли несколько зданий в Замоскворечье, но в итоге дело заглохло. Я считаю, что транспортная ценность Бульварного кольца не так уж и велика, куда как интереснее его парковая, прогулочная функция.
    Яузский бульвар короткий, всего 400 метров. Проходит бульвар от улицы Воронцово Поле и Подколокольного переулка на севере до площади Яузские ворота на юге. В таком направлении и пойдём осматривать. Сначала по чётной стороне, а обратно по нечётной. Будет много выдержек из различных источников с исторической и архитектурной информацией. Они будут выделены курсивом.

Самое внушительное здание на бульваре - жилой дом военно-инженерной академии им. Куйбышева.



Восьмиэтажный кирпичный жилой дом. Построен в постконструктивистском стиле. Годы строительства: 1934-1936-е - первая очередь; вторая очередь, вдоль Яузского бульвара - 1941 год. Предназначался для командного состава Красной Армии. Архитектор - И. А. Голосов.
    Один из знаковых домов в истории сталинской архитектуры. По первоначальным чертежам 1933 г. дом должен был выглядеть почти так же, как все конструктивистские дома конца 1920-х - начала 1930-х гг., но на чертежах 1936 г. появляется рустовка, полуколонны и другие характерные черты сталинского ампира; правда, пока их не так много, как в домах, построенных позже. Тем не менее архитектор изобретательно интерпретирует вполне узнаваемые конструктивистские корбюзианские мотивы: например, узкая лоджия с восемью каннелированными колоннами, расположенная над проездной аркой - не что иное, как мотив одного из базовых корбюзианских принципов - "дом на сваях (столбах)"; другой корбюзианский нарратив, обыгранный И. А. Голосовым - "каркас, как конструктивная основа здания" - прорабатывается через крупный, "монументализированный" "руст": давая укрупненный, в этаж, "руст", Голосов предвосхищает эстетику панельного, если не объемно-блочного домостроения.
    Постконструктивистский стиль выражается еще и в следующем: приемы, с помощью которых Голосов выводит те же "классические" обломы - тем не менее, подчеркнуто технологичны: замковые камни вверху каждой "панели" выглядят элементами крепежа; таким же образом Голосов стремится всячески "объяснить" карниз, составленный из египетской выкружки, "стоящей" на ритме сухарей-каблучков. Такой тип скрупулезной формальной артикуляции, тектоническая нарративность - заставляет вспомнить даже необрутализм, или даже японский метаболизм с его страстью к наглядной демонстрации принципов структурного построения.
    Об этом доме отзывались очень хорошо, архитекторы стали на него равняться, и он сильно повлиял на стилистику архитектуры в сталинское время. (из Викимапии)

2. По сторонам большой арки можно видеть скульптуры-аллегории, автор А.М. Лавинский, (по другим сведениям А. Зеленский). Женщина со снопом и винтовкой. Одной рукой жнёт, другой стреляет?


3. Мужчина с отбойным молотком и книгой. тоже странное сочетание.


4.


5. Во двор через такую арку не заехать было просто нельзя. И там обнаружилась усадьба с историей, уходящей корнями в 17-й век.


С начала 1680-х годов владение неподалёку от Яузских ворот, подле стен Белого города (в 1760-е годы на месте снесённых белгородских стен были устроены бульвары), принадлежало стольнику Алексею Петровичу Головину. Здесь стояли деревянные хоромы. Сын Алексея Петровича боярин Феодор Алексеевич, знаменитый генерал-адмирал, ближайший сподвижник и друг Петра I, один из первых в России возведённый в графское достоинство, построил в 1685-1689 годах в своём городском имении кирпичную домовую церковь, освящённую во имя Казанской иконы Божией Матери, фасады которой были решены в барочном стиле.
    В 1748 году старые головинские хоромы сгорели. Вскоре после этого владение было куплено князем С.И. Щербатовым. А в конце 1750-х годов вдова князя Щербатова Наталья Степановна строит здесь каменные двухэтажные палаты в стиле елизаветинского барокко. И соединяет жилое здание с церковью переходом.
    В 1785 году усадьба была продана тайному советнику Андрею Дмитриевичу Карпову и его супруге Наталье Алексеевне. После сноса стен Белого города усадьба, ранее ориентированная свои главным фасадом на запад, развернулась в противоположную сторону, лицом к бульварам. В конце XVIII века дом был перестроен в классическом стиле.
    В пожар 1812 года особняк не пострадал от огня. А в 1822 году его купил генерал-майор в отставке Николай Захарович Хитрово. Тот самый Хитрово, в честь которого была названа соседняя Хитровская площадь, им же и созданная. Николай Захарович - боевой офицер - участвовал в войнах 1805-1811 годов против Франции и Турции, принимал участие в осаде Браилова. В отставку вышел после ранения. Участвовал в известном кружке М.М. Сперанского, за что и был сослан сначала в Вятку, а потом в своё имение под Тарусой. Благодаря заступничеству своего тестя фельдмаршала М.И. Кутузова-Смоленского (Хитрово был женат на его дочери Анне) был в 1813 году прощён и переехал на жительство в Москву.
    При нём старый щербатовский дом был перестроен ещё раз и его фасады приобрели декорации в модном тогда стиле ампир. В тимпане фронтона появился лепной герб рода Хитрово. По обеим сторонам от шестиколонного портика - лепные мужские профили с античной амуницией. По одной из версий - это скульптурный портрет владельца усадьбы.
    Домовый храм был также перестроен и переосвящён во имя Тихвинской иконы Божией матери - особо чтимой в семье Хитрово. После смерти Н.З. Хитрово в 1826 году усадьба была продана его наследниками. В 1843 году она перешла к гвардии полковнику Владимиру Ивановичу Орлову, а в 1851 - к его вдове Екатерине Дмитриевне. Детей у супругов не было. И по завещанию В. И. Орлова после смерти его вдовы, последовавшей почти сорок лет спустя, в 1889 году, усадьба поступила в распоряжение Московского попечительного комитета о бедных Императорского Человеколюбивого общества.
    В старинной усадьбе была устроена «Орловская лечебница Московского комитета попечения о бедных, для приходящих неимущих больных», состоявшая под покровительством принца Александра Петровича Ольденбургского. Закрытый к тому времени домовый храм был вновь открыт и ещё раз переосвящён во имя Смоленской иконы Божьей матери. Лечебница была «открыта ежедневно от 10 до 2 часов». При ней находилось «специальное отделение на 5 коек для оперативных больных и аптека с бесплатным отпуском лекарств». Благотворительное учреждение предназначалось в основном для обитателей Хитровки. Здесь их лечили, делали несложные операции и подкармливали в столовой.
После революции и лечебница, и храм были закрыты. Церковь Смоленской иконы Божьей матери была снесена в 1930-е годы при строительстве Жилого дома Военно-инженерной академии.
    А в главный дом усадьбы Головиных - Щербатовых - Хитрово - Орловых ещё в 1922 году въехали фельдшерские курсы, реорганизованные в 1923 году в трехгодичную фельдшерскую школу имени Губотдела Всемедиксантруда. В 1928 году школа была преобразована в медполитехникум имени Клары Цеткин (с 1954 г. - Московское медицинское училище № 2 имени Клары Цеткин). В настоящее время здесь медицинский колледж имени Клары Цеткин.
    В конце ХХ века здание было отреставрировано. При этом на западном фасаде, где сейчас находится вход в медицинский колледж, реставраторами восстановлена декоративная отделка в стиле барокко середины XVIII века. На противоположном фасаде сохранены детали декоративной отделки здания времён Н.З. Хитрово. (из статьи Алексея Дедушкина)

6.


7. Так выглядел главный усадебный дом в начале 1930-х. Церковь ещё не снесена, но креста на ней уже нет.


8. Дальше в нумерации домов пропущены цифры 4, 6 и 8. Дома под этими номерами были снесены при строительстве
Нашлось фото только дома № 8.


9. Дом 10 построен в 1997-м году. В основе его первого этажа флигель бывшей генеральской усадьбы.


10. Дом 12. Бывший доходный дом. Первая послепожарная постройка - 1820-й год, потом дом многократно перестраивался. в 1837-м, 1887-м и 1983-м.


11. Дом 14. Не обошлось и без конструктивизма. Построен в 1929-1930 гг. Архитектор В. Волокишин (Волокитин). Этот дом на Яузском - один из первых в Москве кооперативов, звался этот кооператив "Квартирохозяин".


Дом стоит на склоне, перепад высот составляет почти целый этаж. Именно со стороны Солянки сделаны эффектные скруглённые угловые балконы. Не припомню таких балконов на других конструктивистских домах. С балконами перекликаются закруглённые козырьки над входами в подъезд и круглые окна-иллюминаторы. Дом был непростой. В 30-е жили сотрудники Коминтерна, не то индийцы, не то персы, потом куда-то девшиеся, но якобы оставившие тайники. После их исчезновения сотрудники органов курочили стены, но ничего не нашли.

12. Дом 16. Монолитный дом 1997-го года постройки.


Раньше на его месте был желтый двухэтажный домик с деревянной пристройкой, и аркой. Через арку был проход во внутренний двор и дальше в горку  к Петропавловской церкви. Потом дом долго стоял пустым, и через несколько лет сгорел. Его полностью снесли, раскопали огромную яму на пару этажей вниз, и построили то, что мы сейчас видим. Но прохода к церкви уже нет.

13. Дом 18, усадьба начала 19-го века. Парадный фасад с портиком выходит на Солянку.


После пересечения с Солянкой Яузский бульвар переходит в Устьинский проезд, который выходит на Устьинскую набережную и Устьинский мост. А мы разворачиваемся и идём в обратном направлении, но уже по нечётной стороне бульвара.

14. Дом постройки начала 19-го века, входивший в ансамбль усадьбы Гончарова - Филипповых, растянувшейся вдоль Солянки.


15. Дом 1/15 стр. 8. Особняк Филипповых.


За свою историю здание преобразилось из классического усадебного флигеля XIX века в модерновый особняк c необычной башней-кокошником, принадлежавший в начале XX века семье известных столичных торговцев чаем.
    Двухэтажное здание является образцом модерна начала XX века. У необычного дома долгая история. Изначально на территории усадебного комплекса, находившегося здесь еще в XVIII-XIX веках, стоял одноэтажный хозяйственный флигель, построенный в классическом стиле. В 1870-е годы владельцы усадьбы заказали проект у архитектора Августа Вебера, чтобы перестроить флигель в жилой дом. Так у здания появился подвал и был надстроен второй этаж.
    В начале XX века усадьбу приобрела семья Филипповых - это были известные московские чаеторговцы. Территорию усадьбы они стали использовать с целью получения доходов - на ней расположились не только жилые, но и торговые и складские здания. А особняк был достроен и переделан по вкусу главы семьи - Ивана Николаевича Филиппова. Хозяин желал, чтобы его дом напоминал средневековый замок и выделялся на фоне других построек, расположенных по соседству.
    Современный, несколько затейливый облик особняк Филипповых приобрел в 1906 году, когда его фасад перестроили по проекту архитектора Александра Красильникова в стиле модерн. Кроме того, после перестройки в подвале здания расположились прачечная и квартира служащего домовладельца, на первом этаже - доходные квартиры, а на втором жил сам Филиппов. (Информация с портала www.mos.ru)

16. Угол здания украшает башенка с конусообразной крышей, а второй этаж - бельведеры (пристройки, похожие на балконы) в виде эркеров.


17. Бельведеры венчают фигурные аттики, один из которых напоминает кокошник. Этот аттик декорирован разноцветным панно из керамической плитки. Еще один характерный признак модерна - разнообразная отделка фасадов. Так, рельефная облицовка - руст «под шубу» (декоративная штукатурка, имитирующая отделку части здания натуральным камнем) - сочетается с гладкой штукатуркой и кирпичной кладкой.


18. Следующий дом № 1/15 стр. 7


19. Дом № 13. Ещё один образец модерна. Это доходный дом И.И. и И.Н. Болдыревых.


Дом построен в 1908 году по проекту Георгия Павловича Евланова, известного по главному корпусу Электрозавода. Стилистически относится к раннему московскому модерну. Во 2-й половине XVIII в. на территории размещались четыре небольших двора, принадлежащих владельцам разных сословий. Здесь жили купцы, цеховые, военные. Каменные малоэтажные здания не сильно пострадали при пожаре 1812 г. В этот период дома ремонтируются, незначительно возрастает плотность застройки. В центре западного двора возводится двухэтажный смешанный дом с мезонином (владение сержанта С.М. Пекарского). Наиболее крупная усадьба мещанки Т.П. Мызиной с садом была ориентирована в Серебрянический переулок.
    Между 1850 - началом 1880-х гг. количество владений на территории сокращается до двух. Владения становятся доходными. Большая часть земли с застройкой переходит от мещанки Т.П. Мызиной купеческому роду Синицыных. Небольшой участок, ориентированный на Яузский бульвар, принадлежит купцам Большаковым. К 1906 г. все землевладения с застройкой переходят московским купцам Ивану Ивановичу и Николаю Ивановичу Болдыревым.
    Болдыревы кардинально видоизменяют структуру застройки своих участков, ориентированных на Яузский бульвар. При этом разбираются все малоэтажные здания конца XVIII - XIX вв. На их месте в 1908-09 гг. по проекту техника-архитектора Николая Павловича Евланова строится четырёх-пятиэтажный жилой комплекс сложной конфигурации в плане с репрезентативной частью, выходящей на бульвар. Главный фасад здания следует изгибу бульвара, демонстрируя типичную для стиля волнообразную пластику. Форму волны имеют и центральный фронтон дома, и общий абрис глубокого карниза.
В 1990-х гг. комплекс, занимающий почти весь участок, был передан музею Пограничных войск, в процессе приспособления под нужды которого была осуществлена реконструкция крыши с изменением ее конфигурации и высотных отметок. Три входные группы с бульвара были переоборудованы: из дверных проёмов были устроены оконные, а арочные окна над ними частично заложены. Восточная часть здания также была реконструирована и докомпанована новым трёхэтажным объёмом, соединившим главный уличный корпус и восточное крыло, в нём разместилась входная группа музея и администрация. (из Викимапии)

20. Дом неплохо отремонтирован и просто приятен глазу.


21. 4 этажа для модерна - это ещё нормально, а когда 7-8, стиль уже теряется.


22. Теперь на воротах вместо плавно изгибающихся линий элементы эмблемы погранвойск.


23. Вот интересно, решётки балконов тоже поменяли?


24. Окошечки полуподвальных помещений тоже оформлены в стиле модерн.


25. Дом 11, стр. 1. Пожалуй самый старый сохранившийся дом на Яузском бульваре. Построен в 1857-м году. До 1974-го года был жилым - по одной коммунальной квартире на этаж.


26. Городская усадьба Спиридова - Рюхардт, а позже лечебница О.Г. фон Шимана была построена в XIX в. и является знаковым объектом культурного наследия и историческим памятником. Проектированием архитектурного ансамбля занимались архитекторы С. Воскресенский и В. Коссов.


В XVIII в. здесь находились крупные дворянские усадьбы А. А. Гончарова, князей Хованских и т. д. Во второй половине XVIII в. усадьбы стали делиться на менее крупные владения, менялись их хозяева. Владение усадьбы Спиридова находилось на территории, принадлежавшей в середине XVIII в. А.Ф. Хованскому.
    В конце XVIII - начале XIX в. здесь была усадьба действительного тайного советника и камергера, сенатора М.Г. Спиридова, известного как автор первых работ об истории русского дворянства. Затем особняк был выкуплен супругами Рюхардт. Позже усадьбу арендовал врач О. фон Шиман и открыл здесь свою частную клинику. Среди пациентов лечебницы были муж и брат Марины Цветаевой, а также братья Эфрон. Во времена Советского Союза в здании находился туберкулезный диспансер.
    В пожар 1812 г. сгорели все деревянные строения квартала Заяузья. Новые постройки появляются в 1817-1818 гг. До конца XIX в. застройка данной местности носила усадебный характер. Она практически не изменилась до настоящего времени и сохранила атмосферу Москвы конца XIX - начала XX в. Усадьба является одним из наиболее сохранившихся владений.
    Рассматриваемое владение окончательно сформировалось в результате объединения трех исторических владений (№ 358-360). Оно являлось северо-западной частью обширного двора князя А.Ф. Хованского. Двор был практически не застроен, в 1753 г. здесь находилось пять небольших одноэтажных служебных построек. Уже в 1770-1780-е гг. тут размещался двор, принадлежавший обер-секретарю Сената статскому советнику А.И. Теряеву.
    В центре усадьбы находился большой прямоугольный в плане деревянный жилой дом, вероятно, главный дом усадьбы. К западу и северо-западу от него располагались еще два деревянных строения и пруд у западной границы владения. В северо-восточном углу двора в плане показано каменное г-образное строение, в котором были конюшня и каретный сарай, а симметрично зданию конюшни - деревянный флигель.
    С 1790-х до 1810-х гг. в городской усадьбе жил сенатор М.Г. Спиридов со своей семьей: женой, дочерью Софьей и шестью сыновьями. Здесь же жили их дворовые (около 80 человек в 1806 г.). В 1795 г. было дано разрешение на постройку двух небольших деревянных флигелей, они показаны на плане 1796 г.
В 1818 г. усадьба, принадлежавшая в это время титулярному советнику П.И. Челищеву, разделилась на две части. Впоследствии обе части были проданы представителям купеческого сословия. Ее владельцами были: Е.Д. Федулова, А.И. Петухова, поручик Ф.А. Хатыков, А.И. Тихомиров, который в 1894 г. продал двор жене прусского подданного Ф.К. Рюхардт, уже владевшей соседним участком.
    В 1897-1898 гг. владелица усадьбы строит в центре двора каменный двухэтажный на полуподвале жилой дом - особняк сложной конфигурации с башенками и эркером в стиле модерн с элементами неоготики и неоклассицизма, который стал главным домом усадьбы. Автор проекта - архитектор С. Ф. Воскресенский. В 1900 г. пристраивается каменная терраса на каменных столбах к боковому фасаду дома по Большому Николоворобинскому переулку. Тогда же вместо деревянного забора по Яузскому бульвару ставится решетчатая металлическая ограда в каменных столбах на каменном цоколе с воротами. До настоящего времени сохранилось одно подлинное прясло ограды 1900 г., прутья которой имеют такое же декоративное оформление, как и ограждение парадной лестницы особняка.
    В 1910 г. Ф.К. Рюхардт продает оба владения подданной Великобритании Е. И. Мак-Гил, которая сразу сдает их под лечебницу доктору фон Шиману. Все строения, в том числе главный дом-особняк, приспосабливаются для нужд лечебницы. Таким образом, меняется функция владения. Со 2 августа 1914 г. лечебница принята на пользование Евангелического полевого лазарета Красного Креста. После революции здесь находился образцово-показательный противотуберкулезный диспансер с дневным санаторием для детей и взрослых.
Сейчас здесь находится Научно-практический центр медицинской радиологии. Строение 4 арендует подстанция скорой помощи.
    Существующие строения: главный дом-особняк (стр. 1), жилой флигель восточный со службами (стр. 3а, б, в), жилой флигель юго-восточный (стр. 4), служебный корпус (стр. 5), дворницкая сторожка (стр. 8), ограда усадьбы с воротами. Длительное время усадьба находилась в критическом состоянии, в 2016 г. начались ремонтно-реставрационные работы. К началу 2018 г. усадьбу полностью отреставрировали.
    В процессе реставрации были воссозданы медные шатры с коваными шпилями, ограждение лестниц с перилами, парапеты с балясником. Преобразовались и снова стали украшением усадьбы лепной штукатурный декор фасадов и интерьеров, орнаментальная живопись плафонов парадной лестницы и входной зоны жилого флигеля.
В зданиях восстановлены несущие конструкции, отремонтированы своды подвалов, деревянные окна с оригинальной расстекловкой. Входы внутри здания теперь украшают филенчатые двери.
    Отделка интерьеров выполнялась с помощью дорогостоящих, но типичных для того времени материалов, как, например, метлахская плитка и дубовый паркет для полов и мрамора (для парадной лестницы). Кованые ограда и ворота исторического особняка тоже были реконструированы с докомпоновкой. На данный момент усадьба Спиридова - Рюхардт благодаря длительной работе архитекторов и реставраторов преобразована и восстановлена для того, чтобы быть украшением города еще долгие годы. (Из статьи Натальи Катоновой).

27.


28. Дом № 3. Четырнадцатиэтажный одноподъездный кирпичный жилой дом серии "Башня Вулыха". Построен в 1968 году.


Построен архитектором Г. Разумовым на месте дома, в котором когда-то жил писатель Исаак Бабель. Самое высокое здание Яузского бульвара, а возможно, и всего Бульварного кольца. Здание построено для иностранных слушателей Военно-инженерной академии им. Куйбышева, расположенной неподалёку. Академия готовила военных инженеров не только для своей страны, но и для братских социалистических стран, а также для государств, шедших тогда по курсу социализма. Болгары, поляки, венгры, чехи, немцы из ГДР, корейцы из КНДР, монголы, кубинцы, негры из экзотических африканских стран и подданные многих других государств жили здесь. Здание по-прежнему является общежитием академии.

29. Дом на углу бульвара и улицы Воронцово поле. Дом построен в 1911-м году архитектором Д.Е. Виноградовым для церкви Николы в Воробино. Для дома причта он великоват, возможно это был доходный дом.


30. Поворот "зелёной" части бульвара делает его более уютным, здесь приятно находиться.


31. Примерно в центре стоит памятник Расулу Гамзатову.


32. Пожалуй, самые известные его строки.


Вспомнилась история, рассказанная буфетчицей дома Союза писателей. Буфетчица - дама интеллигентная. и её коробило, когда писатели просили "одно кофе". А вот Гамзатов подошёл и попросил "один кофе". Буфетчица обрадовалась, что хоть один приличный человек нашёлся среди писателей. Потом он попросил "и один булочка". Слышал эту историю в пересказе другого писателя.

33.


34. Перекрёсток Бульварного кольца с улицей Воронцово поле - Подколокольным переулком. Трамвай ходил по Воронцову полю вплоть до 1963-го года. А по Яузскому бульвару ходит до сих пор, мешает фотографировать.


Всё Бульварное кольцо в моём журнале:

Соймоновский проезд и площадь Пречистенских ворот
Гоголевский бульвар (чётная сторона)
Гоголевский бульвар (нечётная сторона)
Гоголевский бульвар (дом-коммуна)
Фонари у памятника Гоголю
Арбатская площадь
Никитский бульвар, часть 1
Никитский бульвар, часть 2
Тверской бульвар, часть 1
Тверской бульвар, часть 2
Пушкинская площадь
Страстной бульвар
Петровский бульвар
Трубная площадь
Рождественский бульвар
Дом страхового общества "Россия"
Сретенский бульвар и Тургеневская площадь
Чистопрудный бульвар, часть 1
Чистопрудный бульвар, часть 2
Покровский бульвар
Яузский бульвар
Устьинский проезд

Таганский район, Воскресенский С.Ф., Бульварное кольцо, велопрогулки, Евланов Г.П., модерн

Previous post Next post
Up