Тяговая подстанция - электроустановка, предназначенная для понижения электрического напряжения и последующего преобразования (выпрямления) тока (для подстанций постоянного тока) с целью передачи его в контактную сеть для обеспечения электрической энергией электровозов, электропоездов, трамваев и троллейбусов. Казалось бы - какая проза! Что в этом может быть интересного, если ты не энергетик. А интересного в этом может быть архитектура. Конечно, только в том случае, когда здания подстанций строились в те времена, когда любое здание, даже производственное. строилось с любовью, и должно было радовать глаз. И строили такие здания известные архитекторы, каждое по индивидуальному проекту.
Большинство подстанций стоят на второстепенных улочках-переулочках и не часто попадаются на глаза, но вот здание на Краснопрудной улице, совсем рядом с Комсомольской площадью, не заметить нельзя, несмотря на его малые размеры в окружении монстров. Просто не все знают, что это красивое красивое здание - самая натуральная тяговая подстанция. С него и начнём нашу небольшую экскурсию.
Тяговая подстанция № 1, бывшая Краснопрудная электрическая станция Городских железных дорог. Архитекторы Мейснер, М.К. Геппенер.
Строительство первой подстанции началось в сентябре 1903-го года. К концу года здание было готово к монтажу оборудования. В эксплуатацию подстанция была сдана в 1905-м году. После её ввода сразу же началось началось полномасштабное движение трамваев по Вокзальной линии от Тверской заставы до Боевской богадельни. Но возникли проблемы с качеством оборудования фирмы "Сименс и Гальске". Под угрозой крупных штрафов фирма быстро сумела произвести замену оборудования.
По состоянию на 1914 г. из основного оборудования содержала в своем составе 4 умформера номинальной мощностью 600 кВт производства Всеобщей Компании Электричества (AEG). До этого на этой подстанции использовалось оборудование Сименс (Siemens): мотор-генераторы с буферной аккумуляторной батареей. РУ 6 кВ и РУ 600 В с одинарными сборными шинами. Трансформаторы с водяным охлаждением.
2. Фото П.П. Павлова из Альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению, источник:
http://oldmos.ru/photo/view/2560.
Как видно, за исключением пристройки с западной стороны, облик здания совсем не изменился.
Сейчас в здании служба энергохозяйства ГУП "Мосгортранс" и тяговая подстанция трамвая. Питает трамвайную линию от "Каланчёвской" до "Сокольников" и на Бауманской улице.
3. ТП №2. 2-я Миусская, д.7 стр. 1
4. Бывшая Миусская подстанция городских железных дорог.
Миусская трамвайная подстанция - вторая по счёту в Москве, построена в 1904-м году в составе первой очереди электрификации московского трамвая. Она питалась сначала от электростанции на Раушской набережной, а затем от Центральной электростанции. Летом 1904-го года был закончен монтаж Миусской подстанции, проложена кабельная сеть и подготовлена к пуску в эксплуатацию. Питала Марьинскую линию (Сухаревская пл. - Марьина Роща). Здание с элементами неоготики, характерной для промышленной архитектуры конца XIX - начала XX веков.
В новейшей истории подстанция питала трамвайную линию на Лесной улице, а до 2014 г. также питала все троллейбусные линии вокруг бывшего 4-го троллейбусного парка.
Здесь же находятся: Энергодиспетчерский отдел, отдел диспетчеризации управления ЭТП, оперативно-ремонтный район.
На здании висит мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь в 1909-1910 годах работал Михаил Иванович Калинин.
5. Как видим, за исключением заложенных окон первого этажа, здание сохранило свой облик.
6. ТП №3. Полуподземная тяговая подстанция на Лубянке, фото П.П. Павлова из альбома зданий, принадлежащих Московскому городскому общественному управлению. Снесена в 1934-м, поблизости построена новая наземная ЭТП №30.
В надземной постройке, представленной на фотографии, только вход и служебные помещения (контора). Оборудование - 2 умформера по 600 кВт и 3 умформера по 1000 кВт Вестингауз (Westinghouse). РУ 6 кВ с двойными сборными шинами; РУ 600 В с двойной положительной и одинарной отрицательной сборными шинами; трансформаторы с воздушным охлаждением.
Постоянное напряжение 600 В от Лубянской подстанции использовалось и для освещения улиц и площадей.
7. ТП №4 Болотная при Центральной трамвайной электростанции. Болотная набережная, д. 15. 1904-06. Архитекторы М.Геппенер, А.Мейснер. Электростанция была построена специально для электроснабжения трамвайных линий.
8. Историческое здание снесено практически полностью, на его месте ведётся строительство железобетонной копии.
9. Но подстанция была переведена отсюда достаточно давно. В 1957-м году для подстанции было построено новое большое здание.
10.
11. ТП №5. Большая Андроньевская 5, стр. 2 Бывшая Рогожская электрическая подстанция городских железных дорог. Оборудование до революции: 3 умформера по 600 кВт Броун-Бовери (BBC). Построена в 1908 году. Питает окрестные трамвайные и троллейбусные линии. Здесь же расположена лаборатория автоматики и телемеханики.
12. К сожалению, заложили кирпичом большие окна, и здание подстанции сразу как-то поблекло.
13.
14. ТП №6. Построена в 1909 году. 2-я Боевская 8.
15. Бывшая Сокольническая электрическая подстанция городских железных дорог.
Изначальное оборудование - 3 умформера по 600 кВт Броун-Бовери. Подстанция, помимо трамвая, запитывала осветительные сети городских учреждений Сокольнического района: больниц, Работного дома, богадельни и пр. Для освещения применялась трехпроводная система постоянного тока 2X250 вольт. 500 В и 600 В получались с одних и тех же умформеров путем переключения отпаек понижающего трансформатора. Сборные шины 500 В двойные (и "+", и "-").
16. Видно, что существенно изменена форма окон.
17. Сейчас питает близлежащие трамвайные линии, в т.ч. Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ) и депо им. Русакова.
18. ТП №7 Новинская, Карманицкий переулок, д. 12а стр. 1. До неё я пока не добрался, но обязательно доберусь. Находится между Новым и старым Арбатом. До последнего времени питала троллейбусные линии.
19. ТП №8. Мещанская тяговая подстанция 1907 год постройки, архитектор Н.Н. Сычков. Проспект Мира, дом 17.
20. Фото П.П. Павлова из Альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению, источник:
http://oldmos.ru/photo/view/2559. Раньше выглядело куда как интереснее. Зачем-то оштукатурили красивые кирпичные стены.
21. ТП №9, 1909 год постройки. ул. Мытная, д. 12.
22.
Итак, что же мы имеем? До 1917 г. в Москве существовало в общей сложности 11 тяговых подстанций трамвая. Девять из них мы посмотрели, у них есть свои номера. Но самая первая преобразовательная подстанция находилась в Бутырском депо с 1899 г. и, предположительно, проработала до 1912 г. Помимо неё для обслуживания двух других первых трамвайных линий 1899 года постройки использовались мощности электростанции "Общества электрического освещения", которая фактически являлась и тяговой подстанцией, а в 1904-1907 гг. - питала тяговые подстанции №1 и №2 как электростанция.
С 1903-1904 годов начинается история нормального стационарного энергоснабжения трамвая. До 1907 года, как уже писалось выше, две тяговые подстанции получали ток от электростанции "Общества электрического освещения", а с 1907 г. весь трамвай зависел от Центральной трамвайной электростанции на Болотной набережной. Было построено девять преобразовательных подстанций в разных районах Москвы:
№1 - Краснопрудная (1905, работает до сих пор)
№2 - Миусская (1903-1904, работает до сих пор) ?
№3 - Лубянская (полуподземная, 1907, ликвидирована в 1934, поблизости построена новая наземная ЭТП №30)
№4 - подстанция при Центральной электростанции (1907, перестроена, работает до сих пор)
№5 - Рогожская (1908, работает до сих пор) ?
№6 - Сокольническая (1905, работает до сих пор)
№7 - Новинская (1908, работает до сих пор) ?
№8 - Мещанская (1907, работает до сих пор) ?
№9 - Замоскворецкая (1909, работает до сих пор)
Сведения о функционировании подстанций относятся к 2015-му году и к настоящему времени устарели.
Следующая подстанция, №10, была открыта только в 1928 г. в районе станции метро "Аэропорт", а потом пошло-поехало... Сколько их сейчас - сказать не могу, но в связи с ликвидацией троллейбусов и распространением электробусов их количество расти вряд ли будет. Ну если только городские власти одумаются и начнут ускоренными темпами развивать трамвай.
Всё-таки посмотрим, что строили после революции, как сильно поменялся подход к архитектурному оформлению зданий электроподстанций. То, что мне попадалось по пути и что я смог идентифицировать как ЭТП, я фотографировал.
23. ЭТП 13 Мосгорстранс. Пересветов пер. д. 1 корпус 3. Построена в 1932 году.
24. Питает трамвайную линию от «Крестьянской Заставы» до «Угрешской».
25. ЭТП-26 Построена в 1938-м году для трамвайных линий в окрестностях Савёловского вокзала. С 1961-го года начала запитывать троллейбусные линии. С 1999-го года питает только окрестные троллейбусные линии. Улица Вятская 6/2 стр. 4.
26. ЭТП-52. Построена в 1958-м году, питает троллейбусные линии. Плетешковский переулок 18а стр. 2.
27. ЭТП-66 Построена в 1964 году. Питает окрестные троллейбусные линии. До 2004 года питала трамвайную линию на Ленинградском проспекте.
28.ЭТП-64, построена в 1964-и году.
29. Питала троллейбусные линии Садового кольца. Здесь же расположен ремонтный цех.
Почувствовали разницу в архитектуре? Есть ещё тяговые подстанции Московского метрополитена, но, к сожалению, метро до революции у нас не строили, и архитектура метрополитеновских подстанций уступает старым трамвайным. Тем не менее, когда наберётся достаточное количество фотографий, напишу и про метрополитеновские.