Ногинск. Глухово, Первомайская слобода

Apr 23, 2020 19:00

    Ногинск - один из самых интересных городов Подмосковья в плане туризма. Здесь нет своего кремля, нет известных монастырей, дворянских усадеб. Наличием большого количества церквей он тоже похвастать не может. Но здесь есть много фабрик, построенных на рубеже 19-20 веков и соответствующей жилой инфраструктуры. Строили в те времена на совесть, не только прочно, но и красиво. Особенно старались отличиться в плане красоты Морозовы, и, надо сказать, им это удалось. За модой в архитектуре, как и в технике, они следили, и первое десятилетие 20-го века, прошедшее под знаком модерна, здесь представлено достойно. Есть модерн и кирпичный, и деревянный.
    В основном жильё для работников фабрик строилось на правом берегу речки Черноголовки и Черноголовского пруда, в Троицкой слободе, названной в честь находящейся здесь Троицкой церкви. Церковь большевики сломали, а слободу переименовали в Первомайскую. Это будет рассказ о поездке, состоявшейся в ноябре 2017 года, поэтому некоторые сведения на настоящий момент могут устареть.

Главное украшение района - это Морозовские казармы.


2. Три Т-образных здания в стиле модерн были построены в начале 20-го века.


Казармы предназначались для вновь поступивших рабочих Глуховской мануфактуры. Рабочих набирали из крестьян, к ним присматривались, Перспективным, проявившим себя с лучшей стороны, на фабрике давали ипотеку ссуду и они могли построить собственный дом, что больше подходило бывшим крестьянам. Либо они могли получить отдельную квартиру в доме на 4 семьи. От нерадивых рабочих избавлялись. Пример тому - Анатолий Железняков, тот самый «матрос Железняк», которого выгнали с фабрики отнюдь не за революционную агитацию, а за пьянки и дебоширство. А большевики впоследствии поставили этому дебоширу памятник (будет в следующей части).
    В казармах были вентиляция, ватерклозеты, канализация, воздушное отопление. Хоть удобства были на этаже, но это было уже достаточно прогрессивное решение бытовых вопросов. В подвале была общественная прачечная со стиральными машинами, хотя машины, конечно были не электрическими, их надо было крутить руками. Так же были холодные шкафы для хранения продуктов. Морозовы держали и магазины для рабочих. Товар закупали для них оптом, наценка была минимальной, поэтому и цены в фабричных магазинах были ниже, чем в городских лавках. При советской власти подобный уровень комфорта жилья был достигнут ещё не скоро.

3. Первый дом недавно отремонтировали. Не знаю, как внутри, а снаружи он пока выглядел неплохо.


Вот только некоторые окна были уже разбиты, да и территория вокруг дома напоминала помойку. Заметив, что я фотографирую, рядом остановилась местная тётечка, мы с ней так хорошо поговорили. Она долгое время прожила в казарме, правда в другой. На мой вопрос - а кто побил стёкла? Я поучил сногсшибательный ответ - да народ побил. Там просто такой контингент живёт, который любой ремонт за полгода уделает.

4. Да и само качество ремонта оставляет желать лучшего.


5.


6. Порадовало, что у новых пластиковых окон расстекловка такая же, как и у оригинальных.


7. В двух других домах ремонт не проводился давно, в них размещается психоневрологическая больница. Современным стандартам жилья казармы, конечно. не отвечают, но вот для больницы подходят вполне.


8. Очень гармонирует с профилем заведения эта надпись над входом.


9. Третий дом тоже относится к психиатрической больнице.


На красной линии улицы Советской конституции стоят ещё две большие казармы, построенные ещё в конце 19-го века. У каждой по три корпуса, расположенных перпендикулярно улице, и объединённых одним продольным. Думаю, что в каждой размещалось не менее тысячи человек.

10. Будённовская казарма находилась в стадии поэтапного ремонта.


11. Стены у дома крепкие, кирпич качественный, 120 лет простояли и ещё столько же простоят при надлежащем содержании в порядке крыши.
Судя по пластиковым окнам ремонт внутри уже заканчивался, но до наружных стен дело ещё не дошло.


12. Фасад, выходящий на улицу, уже был покрашен.


13.  Вывеска над входом "Фабрика стульев". Пусть будут стулья, главное, что здание сохранили и не изуродовали.


14. Вторая большая казарма, Октябрьская, тоже была в стадии глубокого ремонта.


15. Какой-то предприимчивый священник, которого выгнали из РПЦ, вступил в Украинскую православную церковь, организовал приход и даже добился, чтобы ему выделили помещение под храм в этом здании. Одно время над входом возвышалась луковка с крестом, но сейчас, говорят, её нет, выперли батюшку и отсюда.


Та тётечка мне рассказала почему казармы были названы именно так, но я, к сожалению, не запомнил.

Не часто встретишь школу. построенную в стиле модерн. В Глухове есть такая. Сейчас это школа № 10, а строил здание Арсений Морозов для детей рабочих Богородско-Глуховской мануфактуры. 1908 год. Архитекторы Марков и Карасёв (?). Здание выполнено в одной цветовой гамме с Морозовскими казармами.
    Морозовы всегда следили за техническими новинками и использовали на своих фабриках только самое передовое оборудование. А для обслуживания дорогих английских станков требовались квалифицированные рабочие. Квалифицированный рабочий - это, в первую очередь, грамотный человек. Преподавателей в школу брали тоже самых лучших. Не только по внешнему виду школа могла посоперничать с любой столичной гимназией, но и по качеству обучения. А ведь здесь учились не дворянские дети. Из старого справочника:
«Частное учебное заведение Б.-Гл. мануфактуры в с. Глухове, основано в 1908 г ., 3 приготовит. и 4 старших класса, обучение бесплатное. Обучаются мальчики - 629 чел., в т.ч. из дворян, почетных граждан, купцов и священников - 10, из мещан - 116, из крестьян - 503». Школа имела статус двуклассного училища (начальное училище высшего типа)
Сейчас в здании размещается городская школа № 10.

16. К сожалению, хмурая погода не позволила в полной мере насладиться красотой отдельных деталей.


Школа была оборудована по последнему слову техники. В ней был водопровод и канализация. Отопление было воздушным. Воздух нагревался в расположенной в подвале котельной и, проходя по каналам внутри стен, обогревал помещения. Спроектирована система была очень грамотно. В советские времена при ремонте воздушную систему нарушили и сделали обычные водяные батареи с подачей горячей воды от городской котельной. В результате зимой детям приходилось сидеть на уроках в верхней одежде.Сохранилась и оригинальная система водостоков.

17. Само здание не в блестящем состоянии, но пока держится.


18. А вот интерьеры школы в полном порядке и они достойны дворца. Пройдите по ссылке, не пожалеете. Фото оттуда. Если переживу эту заразу, постараюсь найти какие-нибудь ходы, чтобы осмотреть интерьеры.


19. На той же улице напротив школы есть и деревянный модерн. Руки бы оторвать тому, кто "улучшил" левую половину первого этажа.


20. Как и школа, построен в 1908-м году. Скорее всего три дома по нечётной стороне улицы построены для преподавательского состава.


21. Этот дом на той же улице уже 1917-го года. Видимо, это один из тех четырёхквартирных домов, которые предоставлялись семейным рабочим.


22. 5 деревянных двухэтажных домов на улице Тихой. Построены в 197-м году.


23.


24.


25.


26.


27. Дом 8а по улице Советской конституции. Тоже 1917 год.


28. Через 10 лет после революции строительство жилья для рабочих мануфактур возобновилось.


В 1928-м были построены три дома в стиле конструктивизм. Зовутся они ФУБРовские дома. ФУБРы - фонды улучшения быта рабочих, существовавшие на предприятиях, использовали свои средства только на улучшение жилищных условий рабочих этих предприятий. Но дом 21 пережил два пожара и в итоге в 2014-м был снесён, на его месте сейчас новая многоэтажка. Есть немного конструктивистских домов и в примыкающем к Первомайской слободе посёлке им. Октября, но я до них не добрался.

Морозовы, казармы, Ногинск, модерн, конструктивизм

Previous post Next post
Up